Скульптор Ржевского мемориала Тверской области о мастерстве и новом мегапроекте

Скульптор Ржевского мемориала Тверской области о мастерстве и новом мегапроекте
Андрей Коробцов в своей мастерской (Фото: из личного архива героя публикации)

В октябре этого года на Саур-Могиле в Донецкой народной республике открыт памятник командиру взвода батальона «Восток» Олегу Гришину. В 2014 году взвод Гришина 13 дней оборонял Саур-Могилу от многократно превосходящих числом и вооружением боевиков украинских националистических формирований. Защитники трижды вызывали на себя огонь артиллерии. Многие бойцы этого взвода навечно остались на Саур-Могиле, в том числе и сам Олег Гришин.

23 августа в поселке Поныри Курской области состоялась церемония открытия историко-мемориального комплекса «Курская битва». На ней, как в свое время на открытии Ржевского мемориала, лично присутствовал Президент РФ Владимир Путин. Место выбрано так, что скульптурная композиция видна издалека и создает пронзительное, величественное впечатление.

Что общего у этих мемориалов? Дело в том, что над ними работал один и тот же скульптор – Андрей Коробцов. Если присмотреться, виден характерный почерк мастера. В первую очередь это сочетание уместного реализма и вдохновляющей, действительно героической подачи центрального образа за счет грамотно выстроенной авансцены и фона. Героям Коробцова веришь, их чувствуешь. Есть и еще одно сходство – Ржевский мемориал и «Курская битва» стали самыми масштабными военными памятниками в современной России. Приятно отметить, что победная поступь таланта началась именно на тверской земле, именно Ржевский мемориал открыл эту замечательную серию.

О том, как рождаются образы величественных мемориалов, Андрей Коробцов рассказал «МК в Твери».

Начиная с малого

- Проекты, подобные Ржевскому мемориалу или "Курской битве", не выполнить без определенного опыта, - констатирует Андрей. - Более того, невозможно выиграть конкурс, ведь заказчики всегда смотрят на компетентность соискателя. У меня достаточно последовательно складывалась скульптурная карьера. Начинал с проектов мемориальных досок, потом небольших памятников. Первым из них был памятник Фронтовой собаке на Поклонной горе. После этого размеры моих скульптур постепенно увеличивались, то есть я шел небольшими шажочками, чтобы обрести опыт для изготовления крупных проектов. Последний памятник перед Ржевским мемориалом был Ивану III в Калуге. Он около 12 метров в высоту, на тот момент мне казалось, что это достаточно большая работа.

Разумеется, возвести памятник под силу лишь большой команде специалистов. Непременный напарник скульптора – архитектор. Это не «делегат строителей», как думают некоторые, а полноправный творец и художник, который к тому же сведущ в сопромате и других точных дисциплинах.

Уже давно над своими проектами Андрей Коробцов работает вместе с архитектором Константином Фоминым. Когда творческий дуэт выиграл конкурс на изготовление Ржевского мемориала, на их счету было около 40 совместных проектов.

Работа – одна, вариантов - десятки

Наверно, вы встречали в массовой культуре образ «творческого человека» - главный герой часами сидит над стопками листов, постоянно что-то рисует, комкает неудачные варианты, добивается совершенства. А дальше презентация, надежды, но… заказчику опять что-то не нравится. Тогда мастер снова и снова штурмует свою творческую высоту. Так вот, это абсолютная правда.

- У каждого проекта, даже у самого маленького, есть несколько вариантов того, как он в итоге будет выглядеть, - продолжает рассказывать Андрей. - Так, к примеру, Фронтовая собака, несмотря на ее небольшой размер, имела пять эскизов, не говоря уже о таких крупных работах, как Ржевский мемориал. На него у нас с Константином Фоминым было около 80 самых разных вариантов. Стелы, групповые памятники до 20 фигур, просто солдаты, был, например, вариант бойца с забинтованной головой. Словом, сделали огромное количество пробных шагов. Почти то же самое было с «Курской битвой». У нас, как и у других желающих создать памятник, было сразу несколько эскизов. Но первый тур конкурса был аннулирован - ни один из проектов жюри не понравился. Пришлось делать все заново. А вот с памятником Олегу Гришину было проще, потому что и масштаб меньше, и задача понятнее. Но и в его случае было больше десятка эскизов, искали гармоничную и выразительную позу.

Ржевский мемориал Советскому солдату Андрей и Константин создавали около четырех лет, если отсчитывать от начала конкурса и до открытия памятника.

- Это был непростой процесс, мы впервые проходили через такой опыт, - вспоминает скульптор. – Признаться, я не очень понимал, как это все должно смотреться в большом размере, боялся, что на открытой местности вылезут нюансы, которые не удалось учесть в студии. Поэтому мы все тщательно просматривали со всех сторон, мысленно уменьшали себя в масштабе, изучали скульптуру глазами будущих посетителей мемориала. Работа очень кропотливая. Сначала из глины лепили рабочую модель в масштабе 1:10. Потом отдельная бригада увеличивала ее и варила каркас уже в натуральную величину. Затем мастера лепили из глины скульптуру и формовали - изготавливали полые формы-отпечатки модели. Затем делали восковки – восковые модели будущей скульптуры. И только потом везли в литейное производство. Уже там восковки переводили в бронзу, по частям отвозили на место будущего мемориала и собирали воедино. С памятником Курской битве было несколько иначе. Дело в том, что мы обкатали новую технологию. Не знаю, использовали ли ее до нас, но наверняка кто-то делал что-то подобное. Мы решили привлечь современные технологии - сделали рабочую модель, отсканировали, увеличивали ее цифровой образ и воссоздали уже в физической форме с помощью пенопласта. Благодаря этому сэкономили много времени. К тому же скульптуру получилось масштабировать намного точнее. Плюс ко всему новая технология позволила нам избавиться от таких затратных процессов, как формовка и восковка. Работа над "Курской битвой" заняла у нас около полутора лет. Памятник Олегу Гришину - не больше трех месяцев.

Памятник Олегу Гришину, "позывной Медведь" на Саур-Могиле (Фото: личный архив Андрея Коробцова)

Один мастер – одна стилистика

- Мне кажется, памятник Олегу Гришину не совсем вписывается в триптих, - делится Андрей Коробцов. - Его, наверное, нельзя ставить рядом с Ржевским мемориалом и "Курской битвой" из-за масштабов. Эти два проекта нужно было стилизовать, рассчитывая, как это будет смотреться на открытой местности как со значительного расстояния, так и вблизи. Памятник Олегу Гришину сделан несколько иначе в плане композиции. Ржевский мемориал и «Курская битва» действительно чем-то схожи, но задумки сделать так специально у меня не было. Работая над Ржевским мемориалом, мы создавали абсолютно новое, делали смелые шаги. Например, использовали кортеновскую сталь (легированная сталь, устойчивая к атмосферной коррозии. - Ред.). Этот материал, как и планировку площади, перенесли в «Курскую битву». Поэтому, наверное, и угадывается, что они сделаны одной рукой.

В общем, задачи сделать памятники похожими не стояло. Мы хорошо помнили, как выглядит Ржевский мемориал, какие эмоции испытывали при создании. А в «Курской битве» была немного другая тема, и нужно было передать несколько иное настроение.

Мемориал "Курская битва" (Фото: личный архив Андрея Коробцова)

В ближайшем будущем

Рассказал Андрей и про еще один масштабный проект, который должен громко заявить о себе в ближайшем будущем.

- Сейчас мы с Константином Фоминым работаем над проектом, который так же, как и Ржевский мемориал, и «Курскую битву», заказало и курирует Российское военно-историческое общество, - говорит скульптор. - Это будет мемориал мирным жителям ржевского геноцида во время Великой Отечественной войны. Он будет самым крупным из всех, что мы сделали, но всех тайн касательно его габаритов и самой композиции раскрывать сейчас не буду. Заказчики хотят сохранить эти детали в тайне до момента открытия мемориала в январе 2024 года.

Словом, работы у скульптора много, но, как признался сам Андрей, супруга Евгения хорошо его понимает, ведь она тоже из творческой профессии – прима-балерина Большого театра.

- А близкие люди, если я кому-то из них нужен, находят меня именно в мастерской, я почти всегда здесь, - признался автор Ржевского мемориала и самый масштабный скульптор современной России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру