Современным школьникам можно позавидовать. Ни одно предыдущее поколение не могло пользоваться таким широким набором учебных материалов, не имело возможности столь глубоко влиять на образовательное пространство в собственной школе.
И если с учебными материалами все понятно, то аргумент про образовательное пространство начал набирать вес относительно недавно, и его нужно пояснить подробнее. Во-первых, школьники могут участвовать во всевозможных госпрограммах и конкурсах, победителям которых не только записывают красивую строчку в портфолио, но и помогают с воплощением проектов. Так, например, тверская гимназия №8 вошла в топ-30 лучших школ – конкурса «Большая перемена» и получила грант в два миллиона рублей на развитие проекта ученицы и финалистки конкурса Полины Абрамовой. Проект Полины заключается в создании комнаты релаксации для учеников и учителей.
Но, стоит признать, гранты и конкурсы - вещь штучная. Развитых учеников много, а победитель все равно один. Хотелось бы чего-то системного, нужна возможность на постоянной основе привлекать школьников к улучшению той обители знаний, которую они потом всю жизнь будут вспоминать как родной дом. В Тверской области этот вопрос решается благодаря Программе поддержки школьных инициатив (ППШИ).
Подглядели у взрослых
Началось все с зарекомендовавшей себя и обкатанной во всех плоскостях «взрослой» версии, которая называется Программы поддержки местных инициатив. Она действует на территории Верхневолжья уже 11-й год. По инициативе губернатора Игоря Рудени каждый год увеличивается финансирование программы, в связи с большим спросом в 2024 году объем денежных вливаний планируется увеличить аж в два раза.
ППМИ - это партнерство гражданского общества и государства при воплощении небольших проектов, нужных здесь и сейчас. Например, нужна детская площадка, парковка или уличное освещение, но нет желания ждать, когда УК или муниципалитет изыщет деньги, составит проект, внесет в планы и т.д. В этом случае активные жильцы конкретного дома или улицы могут сами составить заявку для участия в региональной программе и получить государственное софинансирование, как правило, более ¾ общей суммы. Доставка материалов и монтаж также в зоне ответственности государства, лопатой махать не придется. Придется только принять готовый объект. В этом году по региону было взято в работу 293 проекта. 279 уже завершено. Так, например, в поселке Славный Торжокского района завершился первый этап восстановления и благоустройства мемориала «Последний выстрел», а в Вышнем Волочке в парке Крылова установлена новая детская площадка. В основном проекты затрагивают развитие общественной инфраструктуры и благоустройство.
ППМИ снискала такую популярность, что заявки буквально валом валят.
Чтобы определить самые актуальные проекты, проходят жесткий конкурсный отбор. Автору этих строк не раз приходилось общаться с жителями при запуске того или иного объекта, спортивной площадки или придомовой зоны отдыха. Тут все высказываются однозначно. Построенный объект - это их, кровное, и они готовы оберегать и лелеять свою собственность.
Что хотят подростки
А теперь перейдем к школьной версии. ППШИ была запущена в Тверской области относительно недавно, в 2021 году. Символично, что это произошло после обращения юнкора газеты «Вышневолоцкая правда» Марии Козляковой к губернатору Игорю Рудене на итоговой пресс-конференции. И уже в 2022-м в ППШИ вошли 24 городских и муниципальных округа Верхневолжья. В жизнь было воплощено сорок проектов! Идея сразу прижилась. В этом году участниками программы стали уже 40 муниципалитетов региона, от которых поступили заявки на 57 проектов.
Так, например, в Кушалинской школе и средней школе ЗАТО Солнечный приобретены сценические костюмы для театральных студий. В школе №1 города Зубцова модернизирован кабинет технологии. Учащиеся Краснохолмской СОШ №2 создали Центр творческих инициатив. А в Удомельской гимназии №3 обустроили комфортную и безопасную образовательную среду с игровыми пространствами. Среди воплощенных в этом году проектов есть даже кабинет кулинарии – такая заявка поступила от одной из школ Рамешек. Здесь отметим, что проекты разрабатывают сами учащиеся, педагоги лишь подсказывают да помогают оформлять документы для заявки.
Некоторые идеи действительно поражают.
На старте программы пилотной территорией стал Вышневолоцкий городской округ, и самый футуристический проект пришел именно оттуда, давайте перенесемся на малую родину столь полезного начинания. Вышневолоцкие школьники предложили создать систему оплаты «ладошки» - по отпечатку ладони специальная система может идентифицировать ребенка и рассчитать его за завтрак или обед. Такой подход полностью исключает применение наличных денег и банковских карт в школе, да и учет вести легче. Посетив такую столовую, можно считать, что заглянул в будущее.
- Опыт показал, что дети хотят модернизировать школьное пространство в соответствии с новыми запросами общества, применяя новейшие технологии, и не боятся самых смелых идей, - считает заместитель руководителя управления образования администрации Вышневолоцкого городского округа Ольга Иванова. – И это не какие-то заоблачные фантазии, а реальные идеи, достойные воплощения. Это мы, взрослые, порой боимся чего-то нового, тормозим перед трудностями, а инициативе детей, похоже, нет преград.