Горячий диагноз: тверские комбустиологи спасают людей от страданий физических и эстетических

Горячий диагноз: тверские комбустиологи спасают людей от страданий физических и эстетических
Фото: Коллектив ожогового отделения ОКБ

Вы когда-нибудь слышали о таком враче, как комбустиолог? Если нет, значит, судьба уберегла от действительно сильных ожогов, ведь именно от их последствий спасают доктора с таким необычным названием. Более привычное определение этой специальности — ожоговый хирург.

Пожары в наши дни, к сожалению, не редкость, особенно зимой. Добавим сюда бытовой травматизм и поймем, что комбустиологи без дела не сидят. Так, например, 21 января в Редкино во время пожара практически полностью выгорела квартира в пятиэтажном доме, а ее хозяйка получила ожоги разной степени тяжести. Пришлось делать трансплантацию кожи.

9 февраля в Вышнем Волочке произошел пожар в квартире, в которой оказались заперты двое детей 3 и 6 лет. Мать ушла из дома, оставив малышей одних, пожар вспыхнул через 15 минут после ее ухода. Возвращаясь домой, женщина заметила огонь и успела вывести детей из квартиры. Пострадали все трое, на вертолете санавиации они были доставлены в ожоговое отделение, где им и была оказана помощь. Отделение специализируется на помощи только взрослому населению, поэтому дети чуть позже были переведены в клинику Нижнего Новгорода.

В декабре прошлого года губернатор Игорь Руденя за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу особо отметил врача-хирурга поликлиники ОКБ, бывшего заведующего ожоговым отделением Сергея Пополитова. Он был награжден медалью Луки Крымского. Именно Сергей Пополитов с сотрудниками ожогового отделения занимался лечением пострадавших во время аварии на Редкинском опытном заводе и на пожаре в НИИ в Твери.

Как подчеркнул Сергей Пополитов, его награда - это заслуга всего коллектива. Здесь работают профессионалы и истинные патриоты своей страны. Так, например, врач хирург-травматолог Степан Шинкарев в качестве волонтера уже не раз работал в одной из больниц Луганской народной республики.

Горячий диагноз

Заведующий ожоговым отделением Александр Жуков рассказал, что сейчас в штате 20 сотрудников, среди них три хирурга и травматолог плюс младший и средний медицинский персонал. «Коллектив слаженный и сплоченный, есть даже люди, которые отработали у нас более сорока лет, так что проблем нет, в том числе и дефицита кадров», - отметил при встрече Александр Евгеньевич. Сам он в отделении уже 16 лет, и, с его слов, именно тут ему удалось воплотить все свои профессиональные амбиции, в хорошем смысле этого слова.

Когда разговор зашел непосредственно о медицинской практике, Александр Жуков подчеркнул, насколько сложно поставить точный диагноз. Ведь при ожоге нужно исходить от площади и глубины поражения, поэтому пациенты обращаются за помощью к специалистам с опозданием, и порой значительным.

- Мы рекомендуем, если есть возможность, сразу приехать к нам в приемное отделение областной больницы. В любое время дня и ночи, наша служба работает семь дней в неделю, - подчеркнул завотделением. – При поверхностном ожоге рана болит, а вот при глубоком нет, и это как раз тревожный симптом, при котором нужно как можно быстрее обследоваться. Мы единственные в регионе, кто имеет право и возможность оказывать специализированную помощь должного уровня пациентам с ожогами. Это связано как с квалификацией персонала, который постоянно повышает свою профессиональную подготовку по профилю комбустиология, так и соответствующим современным оборудованием. Выполняем различные реконструктивные операции различной сложности, от простых пересадок кожи до непрямых, многослойных пластик. Даже пациенты просто с обширными дефектами кожи (не с ожогами) из других больниц достаточно часто переводятся к нам для операции, так как это возможно только у нас.

Специфика ожогов

Мужчин среди пациентов больше - процентов шестьдесят от общего числа, видимо, сказывается более активный образ жизни и профессиональная специфика. Ожоги пламенем и горячими предметами характерны для мужского пола, а у женщин чаще встречаются ожоги жидкостью, которые прекрасная половина человечества обычно получает, «колдуя» на кухне.

Как и любой другой травматизм, ожоги чаще всего случаются из-за невнимательности и неосторожности, фактор алкогольного опьянения также играет не последнюю роль. Особого отношения и присмотра требуют люди из группы риска. Так, например, с таким заболеванием, как эпилепсия, человек может получить ожог во время приступа, если он находился у кухонной плиты.

Давайте сначала расскажем, что не нужно делать, получив ожог. Ни в коем случае не стоит использовать никакие кремы, особенно на жирной основе. И ту же пену, например, «Пантенол», популярную у населения. Все это крайне негативно скажется на течении раневого процесса. Пену, кстати, можно использовать, но только на пятые сутки после травмы. А тот же «Пантенол» все-таки особо эффективен после получения солнечных ожогов.

Что рекомендуют врачи? 10-20 минут подержать обожженное место под прохладной водой. Причем под проточной, а не в тазике. Можно принять также лекарство "Супрастин", чтобы минимизировать развитие отека, и что-нибудь из обезболивающих препаратов.

Кстати, некоторые советы Александра Жукова будут полезны для любителей пикников. При покупке жидкости для разжигания угля не стоит экономить, раз уж вы решили душевно отдохнуть. Баллоны на парафине дороже, но более надежны. А вот спиртосодержащие баллоны способны взрываться прямо в руках под палящим солнцем. А если рядом костер или мангал, то можно представить себе последствия. 98% всех ожогов из-за жидкости для розжига как раз по этой причине.

За жизнь каждого пациента

Ну а теперь поговорим непосредственно о самом лечении. Основной метод оперативного лечения глубоких ожогов — дерматомная пластика. Специальным аппаратом со здорового участка кожи берется тоненький срез, толщиной, например, 0,3–0,4 миллиметра. Им перекрывают пораженный участок. Альтернативы собственной коже не существует. Для пересадки берется кожа пациента с тех мест, где она не поражена. К сожалению, и на месте, где брали лоскут и где им перекрывали, остаются рубцы. Это неизбежно. Бесследно заживает только первая и вторая степень ожога.

Волшебной мази, увы, не существует, которой можно помазать ожог, и все пройдет. Ведь идет процесс омертвения кожи. Не существует способов оживить неживое. А чужая кожа просто не приживается. Некоторые думают, что ее можно взять у родственников по аналогии с трансплантацией органов, но нет. Она может прижиться лишь на какое-то время. Рано или поздно организм ее отторгнет, как все чужое. Это лишь временное раневое покрытие.

Александр Жуков объяснил, что использование собственных трансплантатов пациентов – важный фактор, так как кожные ресурсы человека небезграничны. При сложных травмах даже есть такой термин, как дефицит донорских мест. И тут помогает их уникальное оборудование, например, кожный перфоратор, который в 2,5 раза увеличивает площадь пересаживаемого участка кожи. А с прошлого года в отделении начали применять и вакуумную терапию. Теперь специальная аппаратура позволяет готовить раны к пластике гораздо эффективнее, сокращаются сроки подготовки, а шансы на успешное приживление кожи значительно увеличиваются.

В России есть условный показатель тяжести ожога, это своего рода прогноз летальности у пациентов, который называют индекс Франка. Если он превышает 100 баллов, то прогноз для жизни неблагоприятный.

- У моих коллег и у меня были при поступлении пациенты, превышающие индекс в сто баллов, и ничего, благополучно оперировали и лечили. Мой личный рекорд в практике успешного выздоровления – это поступивший к нам пациент с индексом 268 баллов, - вспоминает Александр Евгеньевич. – Мы боремся до конца за жизнь каждого пациента, удается выходить даже из, казалось бы, самых безнадежных ситуаций. Добавлю еще, что всегда важно взаимодействие врача с больным, пациент должен быть настроен на лечение и выздоровление.

Врачи с большой буквы

Отклики пациентов о врачах ожогового отделения радуют своим оптимизмом. Ни одного негатива на сайте ОКБ, что в принципе большая редкость. Ведь на всех не угодишь. Везде в комментариях лейтмотивом звучит, что доктора вернули к полноценной жизни, и их можно назвать врачами с большой буквы.

Некоторые пациенты, с которыми удалось пообщаться лично, попросили «МК в Твери» особо отметить хирурга Валерия Викторовича Галицкого. Мол, он потомственный медик, весьма интеллигентный, абсолютно внимательный ко всем пациентам. Если процитировать дословно, то это «профессионал, знающий свое дело, уделяющий внимание мелочам и с пониманием относящийся к проблемам и боли людей».

Как стать ожоговым хирургом? Ведь нельзя же им родиться… Валерий Викторович вспоминает, что среди родственников были медицинские работники. Прабабушка работала провизором в аптеке, бабушка тоже провизором и фармацевтом, да и сейчас его тетя в Петрозаводске трудится фельдшером-лаборантом. Сам же он решил стать доктором в восьмом классе благодаря школьным педагогам. Окончательно определился, когда по биологии стали проходить раздел «Анатомия человека».

Хирург говорит, что порой психологически достаточно сложно озвучить неблагоприятный диагноз пациенту. Сострадание в принципе свойственно для врача, но чувства требуется контролировать. Иногда чрезмерная жалость может привести к пагубным последствиям. К тому же выздоровление наших пациентов достаточно специфично. Боль не уходит, а при восстановлении кожного покрова, наоборот, усиливается. Мы же во время реабилитации стараемся как можно раньше активизировать двигательные функции человека. Для его же блага. Как видите, в профессии много разных нюансов. Но когда видишь результат своего труда, здорового человека, покидающего больницу, то понимаешь, что все не зря. Поэтому и не могу уже без своей работы, что называется – прикипел…

Слушая людей в белых халатах, в очередной раз понимаешь, что тут без любви к своей профессии точно не обойтись. А специфика ожогового отделения предусматривает еще и полную самоотдачу. К некоторым пациентам врачи привыкают как к родным, ведь бывает, что лечение и реабилитация проходят не один месяц. Больные же и спустя годы не забывают своих спасителей, с праздниками поздравляют.

Справка «МК»

Ожоги делятся на поверхностные (1, 2 и 3А степени) и глубокие (3Б и 4 степени). При последних кожа прогорает полностью, вплоть до костей. Начиная со второй степени ожога в коже начинаются необратимые изменения, некроз тканей. Дальше — вопрос глубины поражения. В легком варианте надулся пузырек, лопнул, отслоился. Но это верхний слой кожи — эпидермис. Через неделю он может смениться и снова полноценно выполнять свою защитную функцию. Все, что глубже, уже само зажить не сможет. Только пересадка, замещение утраченной кожи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру