«Покаянное письмо» статьи 228: «МК» публикует истории женщин, отбывающих наказание в тверских колониях

«Покаянное письмо» статьи 228: «МК» публикует истории женщин, отбывающих наказание в тверских колониях
Фото: УФСИН по Тверской области

Слово лечит. В некоторых случаях важнее, чтобы говорил сам исцеляющийся. Рассказывая кому-то свою историю, мы лучше себя понимаем, находим новые силы, да и просто выплескиваем эмоциональное напряжение.

Совместный проект «МК в Твери» и УФСИН по Тверской области помогает отбывающим наказание рассказать свою историю и поделиться чувствами.

В рубрике «Покаянное письмо» в жанре исповеди авторы рассказывают о поступках, приведших в места лишения свободы, предостерегают читателя от повторения своих ошибок. В этом выпуске мы публикуем первые письма, которые написали женщины, осужденные по «наркотическим» статьям.

Я отвечу за свои поступки

С одной стороны, может показаться, что легко рассказывать о своей наркотической зависимости, когда уже полностью избавился от нее. Это абсолютно не так, потому что, однажды став наркоманом, ты понимаешь, что это клеймо на всю жизнь. И я четко осознаю это, потому что самые лучшие годы моей жизни забрали наркотики и тюрьма. А ведь было время, когда я была прилежной девушкой со стремлением к высоким идеалам.

Любящий, заботливый муж, рождение дочери. И этого мне было мало. Ни в деньгах счастье! Но на тот момент я считала по-другому.

Посмотрела несколько раз на людей, употребляющих опиатные наркотики, казалось, им так хорошо от эйфории, они отстранены от реальности. Но это обман, в реальности жизнь зависимого человека - это настоящий кошмар. С наркотиками в руках ты вообще не думаешь о завтрашнем дне, живешь только настоящими минутами. И что дальше, когда ты в пропасти – в этой затягивающей наркотической пропасти?!

Два раза до ареста мне снилась тюрьма. Ну как тюрьма – я стою за решеткой и в этот момент просыпаюсь. Это я позже поняла, что такое настоящая тюрьма! Тупик! Ты постоянно ощущаешь себя в тупике столько, сколько определено по приговору. Осмысление своих поступков приходит через осознание. Стоит осознать, кого и что ты потеряла, и становится страшно задать себе вопрос: имеешь ли ты право вернуться и жить как ни в чем не бывало? А так уже не получится. Подорвано здоровье наличием хронических заболеваний, развод с мужем, который избавился от штампа в паспорте, стыдясь жены-наркоманки, утерянная связь с сыном, в воспитании которого я долгие годы не принимала участие. Сломлена ли я? Нет, я, наверное, скажу по-другому. Я злюсь на саму себя, что оказалась слишком слабой и думала только о себе, но не о близких.

Многих моих родных уже нет в живых. Как искупить свою вину перед ними за ту боль, которую я им причинила? Я обещаю в первую очередь самой себе жить достойно и не шагать в пропасть, а искать переправу.

Я знаю, что всему земному есть духовный смысл. Я отвечу за свои поступки, но как бы сильно я ни оступилась, всегда возможно подняться. Смотреть на мир трезвыми глазами, много ли нужно бывшему наркоману? Говорят, бывших наркоманов не бывает, и это правда. Даже если вы перестаете употреблять, всегда придется жить с оглядкой на свое прошлое. Осознание приходит через испытание. Подумайте, нужно ли вам такое испытание взамен настоящей жизни. Ни эйфория, ни приятные новые ощущения от наркотиков не делают жизнь лучше или ярче, это всего лишь короткие вспышки, а «вдолгую» ты живешь в постоянном чувстве страха.

Рассказывая все это вам, я в первую очередь честно в этом признаюсь самой себе. Если моя история поможет хотя бы одному человеку сделать правильный выбор - это значит, что я смогла спасти вашу жизнь. Спасая вас, я спасаю саму себя.

Осужденная, 3-й отряд, 1992 года рождения

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области

Никто из родных не догадывался, что я употребляю

Я не жду слов утешения и ни в коем случае не хочу вызвать чувство жалости. Я сама знала, на что шла. Право выбора было. Если бы дали еще право не быть небезгрешной…

Знаете, как в одну секунду можно разрушить то, что все свои 24 года считала абсолютным? Муж, сын, хорошая работа, и в одночасье это все начинает приедаться, становится пресным. И …

Сейчас мне 35, и у меня масса свободного времени и слишком много мыслей и вопросов с ответами и без. Анализируя свое прошлое, я нахожу там закоулки с ответами на все вопросы, открывая маленькие дверцы, о существовании которых не вспоминала все то время, которое потратила на употребление наркотиков. Наверное, это сравнимо с тем, будто человек вышел из длительной комы, и он снова чувствует, улыбается, снова может плакать и радоваться каждой мелочи. Только в моем случае радоваться особо нечему. Как я уже сказала, ответы на многие вопросы, увы, неутешительные. Прошло много времени, но исправить ничего уже не получится. Это в молодости легко можно было менять окружение и образ жизни, имея такой запас прочности, что стараешься не сломаться, даже переживая нищету, насилие, безысходность. Только зачем мне теперь это понимание? Понимание этих трудностей, которые потом преодолевались с честью и без таковой, ведь создавала их сама себе я. Сейчас я рассказываю вам эту правду, которую, как правило, не готов признать наркозависимый человек и которая ужасает здорового человека. Многие говорят: наркоманы - больные люди, их нужно лечить. А как вылечить человека, если он считает себя здоровым?

У меня был такой момент, когда я осознала, что обратной дороги нет. Да, мой муж пытался меня лечить: покупал разные таблетки, умолял не выходить из дома, отлежаться, причем он сам являлся наркоманом со стажем употребления больше, чем у меня. Разница в том, что он более сильный, чем я, и состояние абсистенции переносил легче. Сколько тех, которых лечили, и сколько тех, которые после этого не употребляют? 5 из 100?

Когда мы познакомились с моим мужем, мне было 23 года. Он отбывал наказание в местах лишения свободы. Я дождалась его, и мы зажили полной семьей: я, он и сын. После освобождения он снова взялся за свое прошлое. На этом фоне начались ссоры, скандалы – все по стандарту. Я злилась и не понимала, как можно променять любимого человека на порошок. Терпения и сил не хватило, и вот я уже сама пробую наркотики, а через время понимаю, что без них жить тускло. Сначала я употребляла разные наркотики опиоидной группы, затем их стало меньше в моей жизни, потому что их вытеснили стимуляторы. И я подумала, что мне еще повезло.

Муж, поняв, что я стала наркоманкой, забил тревогу: в доме появились таблетки, большую часть из которых составляли успокоительные. Я скажу откровенно, что ни разу не выпила ни одной таблетки. Единственное, что я четко понимала, что сын не должен видеть всего, что со мной происходит. И мне пришлось отвезти его к бабушке. Тогда еще никто из родных не догадывался, что я употребляю.

Сейчас перед глазами стоит картинка: привезла Сашку (сына) из садика, собираюсь на работу, стою перед зеркалом, а сбоку отец смотрит на меня и говорит: «Оля, ты очень похудела, может, хватить на диетах сидеть?». Когда меня посадили и отец узнал, что я наркозависимая, его увезли в больницу с инфарктом. Мать после этого отказалась от общения со мной.

Сегодня, когда я звоню маме, она просто передает трубку моему сыну и больше ничего не говорит.

Я хочу быть счастливой, а достойна ли я счастья?

Осужденная, 1-й отряд, 1989 года рождения

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области

К нормальной жизни

Мы уверены, авторы покаянных писем обязательно найдут свой путь к счастью. Не все потеряно, ведь осознание своего положения - первый шаг к его исправлению. Пенитенциарная система нашей страны проделала большой эволюционный путь, и сегодня акцент сделан на предотвращение повторных правонарушений. Ресоциализация – важнейший элемент этой работы. Многое уже делается собственными силами учреждений, а в 2023 году глава государства подписал закон о введении института пробации для осужденных.

После освобождения осужденному нужно где-то работать, жить, получать медицинское обслуживание, образование, профессию - в общем, возвращаться к нормальной жизни. Также необходимо восстановить социальные связи, которые могут быть ослаблены или даже просто утеряны за время отбывания наказания. Если оставить его в такой ситуации один на один с проблемами, он вполне может совершить повторное преступление.

- Наша основная задача – не допустить этого и помочь человеку адаптироваться в обществе, - подчеркнул начальник УФСИН России по Тверской области генерал-майор внутренней службы Александр Кузьмин на встрече с журналистами. - Новый закон предусматривает не только ресоциализацию, но и защиту прав и законных интересов указанных лиц. Органы исполнительной власти, государственные органы, центры занятости населения, социальной защиты населения, организации образования и многие учреждения социального и медицинского обслуживания содействуют УФСИН в осуществлении пробации. С 2024 года уже начали действовать два вида пробации: исполнительная и пенитенциарная. Первая применяется к осужденным, которым не требуется изоляция от общества. Вторая предусматривает подготовку к освобождению осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Пенитенциарная пробация предполагает оказание помощи в восстановлении социальных связей, обеспечении жильем, получении образования, трудоустройстве, медицинской и юридической помощи – собственно, все то, что учреждения УИС реализовывали и раньше, но теперь все это закреплено отдельным нормативным документом. В 2025 году начнет функционировать постпенитенциарная пробация – работа с освободившимися осужденными из мест лишения свободы и после отбывания наказания в виде принудительных работ.

Если осужденный желает получить помощь, необходимо обратиться с заявлением к руководству исправительного учреждения, уголовно-исполнительной инспекции. В течение 30 дней проводится оценка индивидуальной нуждаемости обратившегося и принимается решение о целесообразности оказания содействия.

На сегодняшний день 31 осужденный уже обратился за помощью, в отношении 25 осужденных принято решение о целесообразности применения пробации, четверым осужденным уже оказано содействие в восстановлении документов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру