Почему День космонавтики для Тверской области родной праздник

Почему День космонавтики для Тверской области родной праздник
Кипр 2018 год

На какой высоте от Земли начинается космос? Оказывается, даже по такому основополагающему вопросу в научном мире достигнут лишь временный компромисс. Так, канадские ученые считают началом космического пространства 118 км от поверхности нашей планеты. Специалисты же американского НАСА называют 122 км, опираясь на то, что именно на этой отметке при управляемом полете астронавты выключают бортовые двигатели и производят аэродинамический спуск с орбиты. А советские космонавты начинали баллистический вход в атмосферу Земли и с других высот. В итоге по предложению Международной Федерации Аэронавтики принято считать нижней границей космоса высоту, на которой из-за низкой плотности воздуха уже неспособны летать самолеты, а это ровно 100 км.

Двое из Торопца, неодинаковы с лица

Таким образом, от Верхневолжья до космоса – 100 км и… 93 года. Именно столько лет назад в провинциальном городке Торопце появился на свет Севир Дмитриевич Богданов, который прославился под именем Пол Лоренс как конструктор многоразовых космических кораблей «шаттл», а также получил нежеланную известность как пророк гибели «Челленджера» в 1986 году.

В годы войны Севир Богданов вместе с мамой был угнан в Германию. Мать умерла, а 14-летнего мальчика освободили из неволи американские солдаты. Подростка легко убедили, что на Родине его ждет новая тюрьма, и он согласился уехать в США. В новой стране он взял новое имя, получил техническое образование и в конце 50-х поступил на работу в только что созданное агентство по освоению космоса НАСА. Пол Лоренс специализировался на изучении металлов и занимался корпусами ракет. В 1986 году он предупредил руководство, что готовившийся к полету челнок «Челленджер» не доведен до ума, но из-за политических соображений и огромных капиталовложений старт откладывать не стали. После катастрофы все вспомнили о его пророчествах, но Пол Лоренс, для которого гибель корабля с экипажем стала личной драмой, не захотел шумихи и отошел от дел.

Уже на склоне лет, в 2001 году, в Торопец пришло из США письмо. Пол-Севир писал, что у него осталась лишь мечта побывать в родных краях и посидеть за партой в своей школе. Письмо попало к местной журналистке Галине Церникель, с которой у торопецкого американца завязалась переписка, закончившаяся… свадьбой. Они прожили вместе в Америке несколько счастливых лет, а когда Севира Богданова не стало, супруга привезла его прах в Россию и похоронила на кладбище в Торопце.

Всего на 4 года младше другой прославленный «космических дел мастер» из Торопца, Юрий Павлович Семенов. Когда пишут, что они с Севиром Богдановым сидели за одной партой в торопецкой школе №1, в этом есть небольшое художественное преувеличение, поскольку детские годы Семенова прошли в Ржеве, а затем в эвакуации в Пермской области. Но то, что создатели и американского, и советского «шаттлов» родились в одном маленьком городке у истока Волги, это, как говорится, неопровержимый научный факт.

С 1964 года Юрий Семенов работал в ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева, который считал его любимым учеником. В 1978 году был назначен заместителем генерального конструктора, главным конструктором космических кораблей и станций, директором программы международного сотрудничества. С 2000 года – академик РАН. С 1994 по 2005 год был президентом и Генеральным конструктором ракетно-космической корпорации «Энергия». Opus magnum Семенова, безусловно, это советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы «Буран», единственный полет которого состоялся в 1988 году.

Об этом зрелище вспоминал коллега, служивший тогда срочную армейскую службу в охране космодрома Тюра-Там. Да-да, именно так должен был бы именоваться пусковой комплекс по названию ближайшего населенного пункта, ведь Байконур от стартовой площадки дальше. Но во имя секретности назвали так, как назвали.

Так вот, за два года службы регулярные запуски спутников серии «Космос» превратились в привычную рутину, и солдаты обращали на них внимания не больше, чем на новогоднюю петарду. Но в день старта «Бурана» командование решило перестраховаться (возможно, помня о катастрофе 1960 года), и все близлежащие войсковые части эвакуировали на несколько десятков километров от пусковой площадки. А потом степь затряслась, стало светло, словно днем, и «Буран» величественно ушел в облака. В общем, незабываемая картина.

Создателю советского «шаттла» 20 апреля исполняется 89 лет, с чем «МК в Твери» и все РИА «Верхневолжье» от души поздравляют Юрия Павловича.

И телескоп, и гироскоп

О том, что практически вся наземная структура Байконура была спроектирована в Калинине, не было принято говорить громко. Скорее, космические успехи СССР были поводом для тихой профессиональной радости в кругу посвященных коллег.

Причастными к большому делу себя чувствовали инженеры вагонзавода, где с началом работ над знаменитой ракетой «Восток» приказом Минтяжмаша СССР было создано специальное конструкторское бюро. Ведь дорогу из заводского цеха на космодром космическим аппаратам обеспечивает именно железнодорожный транспорт. А для программы «Энергия-Буран» на предприятии была изготовлена платформа-установщик для советского «шаттла» шириной 30 и длиной 50 метров.

Помните советский фильм «Укрощение огня», в котором отражена непростая судьба Сергея Королева? Главный герой говорит: «Мне у фон Брауна» учиться нечему!». На самом деле, советским ученым очень пригодились разработки немецких ракетчиков из команды Вернера фон Брауна, захваченные на военном полигоне Пенемюнде. Сам главный конструктор Третьего рейха сдался американцам и вскоре стал создателем их космической программы, ну а часть немецкого научного коллектива была переправлена в Советский Союз, где на уединенном острове посреди Селигера в обстановке секретности продолжила заниматься ракетной тематикой, только уже на благо СССР. И сегодня завод «Звезда», расположенный на острове, является градообразующим для жителей Осташковского района. Кроме того, он был и первым в стране предприятием, специализировавшемся на создании гироскопических приборов для отечественных ракет и спутников. Гироскоп – это прибор, определяющий положение в пространстве. Сегодня более 85% космических пусков не обходятся без изделий завода «Звезда».

При упоминании города Калязина большинство людей вспомнит возвышающуюся среди волжских вод колокольню Никольского собора. Но есть у города ничуть не менее заметный символ – радиотелескоп ТНА-1500. Высота почти в 180 метров и диаметр 64 метра делают сооружение одним из самых больших в России. При этом обсерватория Калязина исследует отнюдь не секретные, а только сложные для обычного человека области знания: спектральную радиоастрономию, физику пульсаров и тому подобное. Ловит калязинский телескоп и сигналы с галактических и внегалактических объектов.

Политбюро не отпустило на Луну

В космической плеяде Тверской земли есть и космонавты. В городе Удомле стоит бюст дважды Героя Советского Союза Олега Макарова. Там будущий летчик-космонавт родился в 1933 году. После окончания МВТУ имени Баумана работал в легендарном «Конструкторском бюро Королева» – ОКБ-1, участвуя в разработке первых пилотируемых космических кораблей. С 1966 года – в отряде космонавтов. В этот период Олег Макаров входил в группу советских космонавтов, готовившихся по программам облета и посадки на Луну. Старт пилотируемого корабля «Зонд-7» был назначен на 8 декабря 1968 года, Макаров входил в состав второго экипажа. Но полет был отменен ввиду неудач предыдущих запусков. Напрасно экипажи писали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР. Кроме того, Олег Макаров был вторым членом главного экипажа, который должен был выполнить в сентябре 1968 года первую экспедицию на Луну с высадкой на нее командира экипажа Алексея Леонова. Но и эту программу закрыли из-за начавшегося отставания СССР в «лунной гонке».

Так что первый свой полет в космос 27-й космонавт СССР совершил 5 лет спустя, в 1973 году на космическом корабле «Союз-12». Через почти два года – второй полет, на корабле «Союз-18-1». Но из-за аварии ракеты-носителя на старте состоялся лишь суборбитальный полет продолжительностью 21 минута 27 секунд. Максимальная высота подъема составила 192 км, при спуске космонавты испытали перегрузку около 20 g. Посадочная капсула приземлилась в горах Алтая.

В 1978 и 1980 годах Олег Макаров еще дважды побывал в космосе. Скончался наш земляк в 2003 году.

К следующему поколению космонавтов относится Сергей Корсаков. Он родился в 1984 году в столице Киргизской ССР Фрунзе (нынешний Бишкек). Вскоре семья переехала в Кимры. В городе на Волге Сергей окончил гимназию №2 и поступил в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Окончив с отличием МГТУ по специальности «ракетные двигатели», некоторое время руководил частной фирмой, но затем принял участие в первом открытом конкурсе в отряд космонавтов. В 2014 году получил квалификацию «космонавт-испытатель» и в течение нескольких лет проходил тренировки по отработке нештатных ситуаций в различных природных условиях. Должен был лететь в 2019 году, однако пришлось уступить место астронавту НАСА.

Звездный час Сергея Корсакова настал в 2022 году, когда к МКС стартовал полностью российский экипаж на «Союзе МС-21». Сближение корабля со станцией прошло по сверхбыстрой двухвитковой схеме. В ходе полета, в свободное от основной деятельности на орбите, Сергей Корсаков даже снял видео и записал вокальную партию для музыкального клипа. В космосе Герой России Сергей Корсаков провел почти 195 суток.

В честь нынешнего Дня космонавтики депутат Госдумы Юлия Саранова организовала встречу с нашим «космическим» земляком.

Сила притяжения музея

И еще о Торопце, который горазд потягаться за звание самого космического города Верхневолжья. В этом городе на базе районного Дома культуры работает единственный в области Музей космонавтики. А апрель – горячий сезон, в течение которого музей принимает до 500 школьников, для которых проходят увлекательные квесты, приуроченные к Дню космонавтики.

Ребята попадают на онлайн-экскурсию по Международной космической станции, видят снимки нашей планеты из космоса в режиме реального времени. Получают ответы на все вопросы: от «как заправляют ракеты» до «как зарождаются звезды».

Инициатива по созданию музея принадлежит местным общественникам, которые обратились за содействием к вице-спикеру Госдумы Владимиру Васильеву. Таким образом удалось найти помещение и заручиться поддержкой «Роскосмоса». Экспонаты собирали посредством «сарафанного радио», и оказалось, что у торопчан действительно хорошие связи на космическом поприще.

В Доме культуры музей занимает всего две комнаты, зато в них выставлены настоящие узлы и агрегаты космических кораблей. Правда, именно эти экземпляры на орбиту не выходили – они являются дублерами. Оказывается, не только у космонавтов бывает запасной экипаж – любая космическая техника строится в двух экземплярах, чтобы на случай форс-мажора всегда быть под рукой.

В торопецком Музее космонавтики можно посмотреть и уникальные фильмы краеведа Елены Сусловой, посвященные космонавтам, ученым, исследователям, чьи судьбы связаны с нашим краем. Побывал здесь и Герой России, летчик-космонавт Федор Юрчихин, а школьники – победители творческого конкурса в честь Дня космонавтики – ездили на экскурсию в Королев и познакомились с Валентиной Терешковой.

Серебро космоса моего

В кругу представителей научно-технической сферы, в том числе космической отрасли, весьма котируется ежегодный Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед». В прошлом году он собрал изобретателей из 35 регионов России и 27 государств, которые представили более 650 инновационных проектов и изобретений.

Что характерно, на фоне солидных организаций и титулованных ученых абсолютно не потерялся один из самых амбициозных резидентов стартап-студии «Аддитивка» при ТвГУ – проект «Жидкостный ракетный двигатель «ЮГ-60». Самые, пожалуй, юные в России конструкторы ракетной техники доставили в Москву из Твери двухсоткилограммовую действующую модель двигателя на испытательном стенде, чтобы потом вернуться домой с серебряной медалью – одной из трех высших призовых наград салона «Архимед-2023».

А все начиналось с аббревиатуры «ЮГ-60», которая пришла в голову 13-летнему тверскому школьнику Давиду Губанову в год 60-летия полета Юрия Гагарина. Вернее, не так. Все началось еще раньше с хороших и правильных книжек – качественной научно-фантастической классики, сдобренной ВУЗовскими учебниками по физике и инженерии, которые поставляла любознательному сыну мама Светлана – сотрудница областной библиотеки имени Горького. Из засеянной подобными семенами юной думающей головы вырос, ни много ни мало, проект жидкостно-реактивного ракетного двигателя под названием «ЮГ-60».

И этот проект попал на благодатную почву – в тверском регионе детишек, выказывающих интерес к науке, с радостью принимают в детском технопарке «Кванториум», а кто постарше – в региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» – копии знаменитого сочинского «Сириуса». Участник и лауреат конференций и олимпиад Давид Губанов не остался незамеченным и вскоре познакомился с основателями стартапа «ADDITIVKA» ТвГУ, в частности, с Никитой Востровым. Это положило начало дружной команде «ЮГ-60», в которой «генеральный конструктор» еще не вышел из школьного возраста, однако его увлеченность и заряженность на успех побудила сплотиться вокруг и прислушаться к нему даже куда более зрелых технических специалистов.

Важнейшим этапом, доказавшим серьезность всего замысла, стало получение патента на двигатель «ЮГ-60». Участие в престижной выставке изобретателей «Архимед» подтвердило, что школьники способны довести идею до промышленного образца, главное – быть услышанными и принятыми всерьез. Их проект имеет целью не только создание тестового образца жидкостного ракетного двигателя малой тяги, но и доведение его до стадии промышленного продукта с перспективами коммерциализации.

Таким образом, космические традиции тверской земли и тверской науки не пресекаются и не прерываются.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру