Детали Западного моста: как движется главная стройка Твери и какие мосты идут в комплекте

Детали Западного моста: как движется главная стройка Твери и какие мосты идут в комплекте

Интересное и даже увлекательное с технической точки зрения действие происходит сейчас в западной части Твери – рядом с привычным железнодорожным мостом с левого на правый берег Волги протянулся один из двух пролетов нового автомобильного моста. Несколько десятилетий он существовал только в мечтах горожан, но события последних лет показали: мечты сбываются.

Три метра в час

Сегодняшняя стадия строительства Западного моста (да-да, речь о нем) именуется надвижкой пролетных строений. Надвижка – это способ монтажа, который заключается в продвижении полностью или частично собранного пролетного строения по оси моста, от опоры к опоре, при помощи накаточных и тяговых устройств. Смысл метода в том, чтобы обеспечить плавное перемещение очередного громадного по размеру и весу пролета моста. Эти пролеты двигаются вперед по салазкам гигантскими домкратами с усилием по 250 тонн. Салазки, в свою очередь, опираются на стапель – главное опорное сооружение при строительстве моста.

Такая технология монтажа имеет ряд преимуществ и помогает сократить сроки строительства за счет возможности одновременной установки пролетного строения и возведения мостовых опор. На первом этапе на стапеле происходит укрупнительная сборка пролетного строения. Затем подготавливают тяговые и специальные устройства: аванбеки, шпренгели.

Аванбек – удлинняющая пролет вспомогательная конструкция, крепящаяся на передний конец пролетного строения. Он нужен, чтобы пролет не опрокинулся, пока край аванбека не достигнет ближайшей опоры. Преимущество такой конструкции заключается в отсутствии временных опор. Аналогичное назначение имеет шпренгель. Шпренгель надстраивается над пролетным строением и не дает провалиться переднему концу пролета за счет натяжения троса или металлопроката, снижающих усилие в конструкции.

После этого устанавливаются накаточные устройства, и пролетное строение продвигают вдоль оси моста. Затем вспомогательные устройства демонтируют, и пролет опускается на опоры моста.

Правда, неспециалисту данный технический процесс может показаться не слишком динамичным, ведь скорость движения пролета моста составляет всего пять сантиметров в минуту, или три метра в час. Но в данном случае, как говорил товарищ Саахов, торопиться не надо. Таким образом, в качестве промежуточного результата можно отметить завершение к этому моменту надвижки левой части моста по направлению от Заволжья к Пролетарскому району. Ведется подготовка к надвижке правой части.

Полностью же оба пролетных строения должны соединить волжские берега к концу 2024 года. При этом общий вес задействованных при строительстве моста металлоконструкций превысит шесть тысяч тонн. Для сравнения: общий вес металлоконструкций моста над Керченским проливом составляет более 60 тысяч тонн – в 10 раз больше. Впрочем, у него 64 опоры, а у нашего – только две.

Напомним, Западный мост в Твери возводится по президентскому национальному проекту «Безопасные качественные дороги».

Не только Западный

В середине апреля площадку строительства Западного моста и путепровода на улице Фрунзе посетил губернатор Игорь Руденя. Он убедился, что собранное пролетное строение подготовлено к опусканию на опорные части. Предусмотрена и антикоррозийная защита металлоконструкций, сейчас идет подготовка к нанесению покрытия на левой стороне моста. Рабочие начали подготовку к устройству слоя гидроизоляции на проезжей части моста, поверх которой будет вестись укладка асфальтобетона.

Как уже говорилось выше, идет подготовка к надвижке правого направления моста. Она заключается в укрупнительной сборке блоков пролета, которые в ближайшие недели планируется объединить в цельное пролетное строение. После этого стартует первый этап надвижки – от «Заволжского» берега к «Пролетарскому».

Строго говоря, проект «Западный мост» включает не один, а целых три моста. Планы такие: реконструировать железнодорожный путепровод через проспект Калинина в Пролетарском районе, построить сам Западный мост через Волгу, а также расширить до четырех полос Горбатый мост в Заволжском районе.

Органической частью проекта комплекса Западного моста следует считать и строящийся неподалеку путепровод в створе улицы Фрунзе. Эта автотрасса создаст новую логистическую схему в микрорайоне Юность. Игорь Руденя наведался и на эту стройплощадку, где вместе с бригадой Западного моста задействовано около 400 человек. Здесь подрядчик приступил к финальной стадии работ. Общая протяженность объекта – 244 метра.

- Работы в целом идут высокими темпами, – поделился увиденным глава региона по итогам своей инспекции на объектах. – Поставлена задача в минимальные сроки восстановить три полосы для движения транспорта, строителям – перейти на круглосуточный режим работы. Неудобства для жителей и гостей должны быть минимизированы. На улице Фрунзе важно параллельно провести благоустройство. Для удобства жителей сделали переходы, спуск в Комсомольскую рощу. Также даны указания по обеспечению более высоких темпов работ по отдельным направлениям.

Новые транспортные перспективы в областном центре упираются в морально и физически устаревший Горбатый мост, который и при существующей нагрузке давно превратился в «бутылочное горлышко», забитое машинами семь дней в неделю. Поэтому логично, что при реализации проекта по строительству Западного моста предусмотрена и реконструкция Горбатки. На месте существующего путепровода будет построен новый мост, где вместо двух обустроят четыре полосы движения. А пока идут подготовительные работы, завершается возведение подпорной стенки нового моста на Петербургском шоссе.

Помимо Заволжского района продолжаются работы на Комсомольской площади в Пролетарском районе Твери – правобережной части нового транспортного узла. Здесь ведется строительство нового железнодорожного путепровода. Готова насыпь под сооружение временного моста, по которому будет осуществляться движение поездов во время строительства нового путепровода.

Напомним, что ввод в эксплуатацию комплекса Западного моста значительно улучшит логистику областного центра в целом, повысит доступность медицинского кластера на Петербургском шоссе и развивающейся крупной промышленной зоны в микрорайоне Юность.

Вообще, можно отметить, что значительная часть губернаторской недели прошла под знаком мостостроительства, что соответствует духу святых Писаний, ратующих за прекращение строительства стен и начало строительства мостов. Еще один мост, через реку Большая Лоча, глава региона проинспектировал во время поездки в Ржевский муниципальный округ. О капитальном ремонте моста губернатора попросили ветераны. Игорь Руденя принял решение передать объект в региональную собственность и за областной счет возвести новое сооружение.

Сегодня на объекте разобрана старая конструкция, вынесены инженерные сети, устроены буронабивные сваи. Идет укрупнительная сборка металлических секций пролетного строения с последующей надвижкой.

Ознакомившись с ходом работ, Игорь Руденя поручил их ускорить, чтобы открыть рабочее движение по мосту к предстоящим майским праздникам. Губернатор также распорядился об установке дорожных знаков и уборке территории. Отремонтированный мост позволит улучшить дорожную ситуацию на въезде и выезде из Ржева.

Ты помнишь, товарищ?

Если заглянуть в историю, путешественники из Новгорода Великого в Москву переправлялись через Волгу в Твери напротив нынешнего кинотеатра «Звезда». Там же при Петре I возник и плашкоутный мост – оголовки деревянных свай от него появляются из-под воды в каждую зимнюю межень. А первый стационарный мост через Волгу в Твери для конных экипажей, автомобилей и пешеходов построили в 1900 году. Это символ города – Старый мост. И что интересно, он лет на 60 моложе Нового моста, строительство которого закончилось в 1956 году. Дело в том, что чугунные пролеты Нового моста середины XIX века ранее принадлежали мосту лейтенанта Шмидта (он же Благовещенский) в Петербурге и были перед самой Великой Отечественной войной подарены Калинину. А в начале 60-х в нашем областном центре появился Мигаловский мост. Последним построенным в столице Верхневолжья мостом является Восточный, дитя 80-х.

О том, что еще один мост через Волгу Твери точно не помешает, заговорили не одно десятилетие назад. Рост числа машин у населения (в Тверской области по итогам 2019 года на 2,5 жителя приходился один автомобиль) наглядно показал, что четыре мостовых сооружения через главную водную артерию Твери не справляются с усилившимся транспортным потоком.

Благие пожелания оформились в конкретную идею в 2013 году, у будущего моста даже появилось название – Западный. Общественность и власти согласились, что он крайне необходим, только дальше разговоров дело не пошло, потому что не нашлось денег, помимо 183 млн рублей на проектно-изыскательские работы. А федеральный бюджет в тот год потратился на ликвидацию последствий наводнения в Приморье.

Проект достали из дальнего ящика и сдули с него пыль со сменой руководства области, когда финансово-кредитная политика региона сделалась более рациональной. А затем в начале 2018 года в Тверь вновь наведался Владимир Путин, и рабочие вагонзавода попросили его помочь с мостом. Президент сказал, что деньги найдет.

А дальше уже губернатор Игорь Руденя не упускал случая напомнить главе государства о его обещании, в результате чего закипела реальная работа. Длинная история с Западным мостом сдвинулась с мертвой точки. Для этого потребовались политическая воля, настойчивость и ресурсы. По оценке экспертов, эту многолетнюю проблему раньше никому не удавалось вывести на такой высокий уровень. Губернатор с самого начала правильно разобрался в вопросе, увязав необходимость еще одного моста для города с вопросами развития экономики региона и областной столицы. Благодаря правильно поданной информации это поняли и в Москве.

На совещании президента с членами Правительства РФ 13 января 2021 года глава государства поручил вице-премьеру Марату Хуснуллину изучить обращение тверского губернатора о поддержке в строительстве моста. Так политическая воля президента, настойчивость губернатора и финансовая состоятельность тверского региона, позволяющая участвовать в софинансировании проекта, стали залогом новой стройки.

Согласно проекту, протяженность Западного моста превысит 3 километра. Длина собственно надводной конструкции составит 350 метров. Проезжая часть моста будет четырехполосной при ширине одной полосы 3,5 метра, а к услугам пешеходов сделают тротуар шириною 3 метра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру