Тверскую область заполоняют мигранты, против которых бессильна ФМС

Тверскую область заполоняют мигранты, против которых бессильна ФМС

Однажды летом автор этих заметок удил рыбу на Тверце. Выдернув на берег очередного окуня, он, автор, боковым зрением увидел, что за этим увлекательным процессом наблюдает животное, которому совершенно не место в наших прохладных широтах. Это была серого цвета довольно крупная ящерица, стоящая на задних лапах и распушившая свой капюшон. Через секунду она исчезла, оставив вопрос: что такое происходит с климатом, если такие вот обитатели каракумских песков, как ушастая круглоголовка, запросто разгуливают по нашим лугам?

На этом фоне уже не особенно удивляют сообщения о пираньях, попадающихся рыбакам то на Алтае, то в Подмосковье, то в Беларуси, и даже слух о тропической рыбке телапии, которую якобы видели в канале, отводящем воду с тверской ТЭЦ-3.

Как оказалось, любопытные вещи происходят не только в мире животных, но и в мире растений. Хотя и не все они столь очевидно связаны с изменениями климата.

Тверская область, занимая площадь около 84,2 тыс. кв. км, является одной из крупнейших в Центральной России. Тверские земли издревле находились на перепутье. Купцы двигались через наш край «из варяг в греки» – с севера на юг и обратно, завоеватели – с востока на запад, а затем и с запада на восток. Но не только торговые и военные люди оставили свой след в наших краях. Вместе с ними явились иные, поначалу незаметные, пришельцы. Многие годы они изменяли облик Среднерусской равнины, и сегодня нам уже не найти той исконной Древней Руси, какой она запечатлена в былинах.

Этими пришельцами были растения. Нет, не потепление климата, вызванное бурной промышленной деятельностью человека, не парниковый эффект вызвали нашествие иноземной флоры. Она пришла сюда с торговыми караванами и военными отрядами.

Растения, чужеземные для данной территории, ботаники называют адвентивными. Самый простой пример адвентивного вида – картошка. Этот вкусный корнеплод отличается весьма скромным нравом: где не сажают – не растет.

Адвентивные же виды растений, ведущие себя агрессивно по отношению к местным, норовящие вытеснить их и захватить новые земли, называют инвазионными. «Invasion» в переводе и означает «вторжение». Пример – борщевик Сосновского, кормовое растение родом из Закавказья.

Откуда пришельцы?

По состоянию на первые годы XXI века на территории Тверской области было зафиксировано 682 вида адвентивных растений. Некоторые из них язык не повернется назвать чужеземцами, настолько они сроднились с нашим ландшафтом. Таков городской житель клен ясенелистный, пришелец с североамериканского континента. Оттуда же родом и золотарник канадский, целые поля которого встречаются в Конаковском районе.

Наблюдения за тверской природой начиная с XIX века дают весьма интересную статистику заселения Верхневолжья иноземными растениями. Так, за период с 1800-го по 1849 год здесь было обнаружено 35 новых видов. В 2000-2009 годах общее количество «чужаков» составило 682. Характерно, что интенсивность находок резко выросла в последние три-четыре десятилетия. Одно из объяснений этому может лежать в политической плоскости. Чем более открыта страна, тем больше всего в нее заносится извне. Идей, товаров, семян…

В XIX столетии нашу губернию пересекла первая в России «чугунка», а сейчас общая длина железных дорог Тверской области составляет около 1500 км. И, как оказалось, железные дороги очень полюбились растениям-пришельцам. Если спросить ботаника, где бы он рассчитывал найти новый вид, железнодорожные пути окажутся на одном из первых мест.

Пополняют иноземную флору помимо железнодорожных магистралей городские пустыри и свалки, обочины автомобильных дорог. Биологи Тверского университета высчитали даже, сколько и откуда попадает к нам «зеленых пришельцев». Средиземноморские виды составляют 30,6%, ирано-туранские – 23,9%, североамериканские – 10,8%, западноевропейские – 10,2%. Незначительна роль восточноазиатских, южноамериканских и сибирских видов – на их долю суммарно приходится меньше 10% всех вновь обнаруженных видов.

В 2012 году вышла в свет «Черная книга флоры Тверской области. Чужеродные виды растений в экосистемах Тверского региона». Если в «Красную книгу» заносятся исчезающие растения, которые надо беречь, то в «Черной книге» представлены растения-агрессоры. Ученые биофака ТвГУ обобщили данные о распространении 50 наиболее агрессивных чужеродных видов флоры Тверской области и предложили меры по предотвращению их дальнейшего расселения. Составлен также список из 50 потенциально инвазионных видов, которые требуют специального изучения и мониторинга в целях прогнозирования биологических инвазий.

Вы спросите: чем же плохо разнообразие? Один из авторов и инициаторов издания, доктор наук Александр Нотов, убежден, что такая книга поможет осознать важность проблемы, о которой осведомлена пока лишь небольшая горстка ученых. А проблема в том, что тверская природа незаметно утрачивает свою самобытность. Удивительно, как природные явления порой копируют социальные процессы из мира людей…

Противный, плохой, злой: Топ-5 смертельно опасных насекомых Тверской области

Приближаются длинные майские выходные. Это значит, что в регион приедут туристы, да и сами жители уедут отдыхать от городского шума на природу. В связи с этим портал «ТОП Тверь» составил подборку пяти самых опасных насекомых, которых можно встретить в Тверской области.

Шершни – это крупные осы, которых можно встретить на любом участке Тверской области. При виде шершня у многих начинается паника, ведь их размер достигает до 5 сантиметров. Они не очень агрессивны, но все же рекомендуется не делать резких движений и не отмахиваться от насекомого. Они представляют опасность для человека лишь в двух случаях: при множественных укусах и при сильной аллергической реакции. В таком случае укус шершня может привести к анафилактическому шоку и даже к летальному исходу.

Жители Тверской области часто встречаются со слепнями, особенно в жаркие летние дни. Их можно встретить не только в лесах и вблизи водоемов, но и в пригородных и сельских районах. Слепни опасны тем, что являются переносчиками опасных заболеваний, таких, как сибирская язва, туляремия, филяриоз и брюшной тиф. Если после укуса этого насекомого на коже образовались язвы, покраснения или припухлости, нужно незамедлительно обратиться к врачу, чтобы избежать плачевных последствий.

К числу смертельно опасных насекомых относятся и оводы, которые в отличие от слепней не пьют кровь человека. Они опасны тем, что откладывают личинки, которые могут привести к невообразимым последствиям. К примеру, подкожные оводы цепляют свои личинки к волосам человека или животного. Со временем личинки внедряются под кожу и распространяются по организму. Эксперты отмечают, что бывают случаи, когда они заползают в головной мозг, что смертельно опасно и для людей, и для животных. Полосатые оводы могут также выбрызгивать свои личинки на слизистые человека. Личинки через нос или глаза попадают в организм, после чего в нем образуются паразиты.

В последние годы в связи с изменениями в климате в Тверской области и Подмосковье стали замечать смертельно опасных пауков. Жители неоднократно обращались к врачам с жалобами на болезненные укусы черных пауков с красным пятном на брюхе, что подходит под описание черной вдовы. Отмечается, что при укусе этого паука нужно срочно обратиться к врачу. У взрослого человека яд вызывает болезненное состояние «латродектизм», от которого нельзя самостоятельно вылечиться, а для детей и пожилых людей этот яд смертельно опасен. Как черная вдова попала в Тверскую область – неизвестно. Возможно, их завозят с фруктами и овощами из южных регионов, или же это результат изменений в климате.

Также в Тверской области часто встречаются пауки-осы, которые по своему окрасу очень напоминают настоящих ос. У этих пауков сильная челюсть, поэтому они способны глубоко прокусить кожу и пустить в нее яд. Однако не стоит беспокоиться, их укус приводит к тем же последствиям, что и укус пчелы или осы.

И, наконец, клещи, повышенная активность которых в Тверской области наблюдается каждый год. Опасность состоит в том, что от их укусов люди могут заразиться клещевым энцефалитом, иксодовыми клещевыми бореллиозами, эрлихиозом и другими инфекционными заболеваниями. Некоторые из этих инфекций могут привести к летальному исходу. Чтобы избежать этого, нужно вовремя обратиться в больницу и незамедлительно начать лечение. А ведь не так давно эти насекомые не были такой проблемой…

ДДТ: никого не останется после меня

Клещевой энцефалит впервые был описан учеными именно в советское время, но при этом случаев заболевания на всей территории СССР было очень мало. Подобные ситуации возникали, когда туристы или дачники забредали в исключительно глухую часть леса или даже в тайгу. Дело в том, что с приходом весны централизованно проводилась обработка от клещей парков, пионерских лагерей, санаторно-курортных лесистых зон и даже охотничьих угодий. Отраву распыляли с самолетов, и никаких проблем с этими опасными паукообразными в дальнейшем не возникало. Это был дихлордифенилтрихлорэтан, или ДДТ, который в народе называли дустом. Он оказался самым эффективным средством в борьбе с тараканами, молью, колорадским жуком и клещами. Там, где территории были однажды обработаны этим раствором, опасные кровососы не показывались от 2 до 4 лет. Неудивительно, что во времена СССР клещи встречались только в далеких, безлюдных лесистых местах.

Однако в 1970-1980-х санитарные службы почти всех европейских стран стали постепенно отказываться от ДДТ. Препарат, попадая в землю, быстро накапливался в пищевых цепочках, от него страдали рыбы, птицы, домашний скот. Россия также отказалась применять дуст в борьбе с клещами. Современные препараты, сравнимые с дихлордифенилтрихлорэтаном по эффективности, быстро разрушаются, поэтому не накапливаются в среде и в организмах живых существ. И сегодня лесистые территории, обработанные, например, в конце апреля, к началу июня уже становятся чистыми.

И все же последние 15 лет каждую весну и лето все регионы средней полосы России и Сибири охватывает настоящая паника. Укусы клещей регистрируются не только в лесополосах вблизи сел, но и в городских парках и скверах. Согласно данным Роспотребнадзора, в 2014 году к врачам обратились 440 тысяч укушенных клещами россиян, в 2015-м – 530 тысяч человек. Специалисты предполагают, что ежегодно порядка 2000-3700 человек заражаются от этих кровососущих паукообразных клещевым энцефалитом, причем 25-37 пострадавших погибают. Случаев заражения боррелиозом или болезнью Лайма в России выявляется до 9900 в год.

Сегодня в России весной или ранним летом тоже проводят обработку городских парков, кладбищ и территорий детских лагерей. Используются препараты для противоклещевой обработки короткого остаточного действия на основе пиретроидов. Они действуют всего 30–40 дней, но главная проблема, оказывается, не сроки, а финансирование. Данные препараты, как и услуги специалистов, весьма дороги, они финансируются из местного бюджета. Например, в Тверской области противоклещевые работы стоят от 7000 рублей за 1 га и дороже. А территория обычного летнего детского лагеря в среднем составляет 10-15 га, кладбища – 30-40 га. Так что ситуация с нападением клещей (которые, между прочим, способны учуять потенциальную жертву за 15 метров) зависит от того, как часто проводятся противоклещевые обработки, которые к тому же действуют весьма ограниченное количество времени.

Самки иксодовых клещей откладывают до 17 тыс. яиц, и, если не проводить дезинсекцию несколько раз за сезон, болеть от их укусов станут все чаще, особенно по сравнению с советским периодом жизни страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру