Каким был Харьков после майдана в 2014 году

«МК» публикует воспоминания отставного офицера из Тверской области, посетившего Украину

Каким был Харьков после майдана в 2014 году

На Харьковском направлении продолжается наступление Российской армии. Наши бойцы оттесняют ВСУ, освобождая всё новые населенные пункты. Сами харьковчане, кто может и кому есть куда, уезжают, оставшиеся пытаются хоть как-то обустроить свой быт, ведь сегодня областной центр просто выживает, оккупированный нацистами. За любым углом можно внезапно наткнуться на дуло танка или притаившегося нацика, высматривающего русскоговорящих. День за днем Харьков превращается в самый опасный город пока что еще Украины.

А ведь когда-то русский Харьков входил в топ-городов, наиболее подходящих по условиям и атмосфере для бизнеса и был вторым по численности городом Украины. Во времена СССР так и вообще был крупнейшим промышленным и научным центром, претендуя на звание столицы. В этот город хотелось приезжать, учиться, работать, отдыхать там. Почему русские танки сегодня у ворот Харькова? Все познается в сравнении. Уже десять лет назад, в 2014-м, сразу после майдана, русскоязычному человеку в Харькове было просто опасно находиться - атмосфера была пропитана ненавистью и подозрением.

Для того чтобы лучше понять настоящее, всегда стоит обратиться к прошлому. «МК в Твери» публикует воспоминания нашего земляка из Торжка, посетившего Харьков весной 2014 года. Александр Васильевич Чеботарев поехал навестить могилу умершего брата, так как на похороны не успел. Военного вертолетчика в отставке трудно было удивить, но то, что он увидел в Харькове, действительно поразило. После этой поездки здоровье его еще более пошатнулось, а он и до этого болел. И через год умер. После расшифровки диктофонной записи (автор этих строк тогда успел поговорить с офицером) мы видим, каким Харьков предстал тогда перед ветераном боевых действий. Не нужно быть провидцем, чтобы уже в то время понять, как дальше будут развиваться события.

Чувствуешь себя шпионом

Из интервью военного летчика.

"Мне 65 лет, я уже давно собирался и, наконец, решился посетить в Харькове могилу умершего родного брата. Он скончался незадолго до того, как на Украине стали разворачиваться столь печальные события.

Билет купил в Твери и сел на поезд Санкт-Петербург – Донецк. На железной дороге мало что изменилось. Все, как и раньше, во времена СССР (на первый взгляд). Пассажиров было поровну, половина русские, половина украинцы. Русские все ехали в легком напряжении, ожидая неприятностей на границе. Месяцем ранее Украиной были введены «санкции» - пересечение границы русскими 600 долларов, но, слава богу, вскоре все это отменили. Границу проезжали утром. Белгород (это с нашей стороны) - заходят приветливые наши пограничники, ко всем относятся доброжелательно. Основной вопрос: что везете запрещенное, есть ли оружие, боеприпасы, валюта. Тактично, культурно, затем следующая граница – Казачья Лопань.

Что сразу бросается в глаза, так это хмурые и озабоченные погранцы-украинцы, которые вооружены пистолетами и усилены автоматчиками. Такое ощущение подспудное, что въезжаем в зону боевых действий. Вставать запрещено, дана команда – сидеть на своих местах. Долго листают паспорта от корки до корки, вертят их в руках. И вопрос только один: цель поездки в Украину… Так как у меня была достаточно убедительная причина приезда, то и проблем не возникло. А потом по разговорам пассажиров стало ясно, что кое-кого пограничники все-таки высадили с поезда. Затем вслед за пограничниками пошли украинские таможенники.

Надо было заполнить вопросник, все вопросы на украинском. Попытка что-либо уточнить по ошибкам в заполнении, приводила к скучному ответу: вас здесь много, а украинский язык один. Придирок много. Не в той графе записал, что с собой везете, почему в две строки не уложились. Попросили предъявить сумку. Взгляды исподлобья, тяжелые, чувствуешь себя настоящим шпионом или контрабандистом. Пошарили в сумке и в куртке. А в кармане куртки у меня были сухарики (зашуршал пакет). Таможенник отбрасывает куртку и нервно отскакивает. Потом пришел в возрасте опытный товарищ, попросил вынуть все из куртки. Сухарики ржаные. Пощупали, потрогали, понюхали. А что искали? Одному богу известно. Больше я их внимание не привлек.

На досмотр украинца тратили примерно полминуты, даже с двумя чемоданами, а на меня с одной спортивной сумкой потратили минут 5-6. Осадок был неприятный после «гостеприимного приема». Места с русскими пассажирами уже заранее «засвечены», и внимание к нам повышенное.

Промывка мозгов

Наконец, Харьков. Перрон шокирует. Поезд подходит на самый дальний путь (почему-то). На перроне милиция с автоматами. Меня встречали родственники у вагона, а кого-то сразу берут в оборот, спорить с вооруженными людьми бесполезно. По перрону кроме милиции быстро идут люди в камуфляжах «шмонать» электричку с Белгорода. Создается впечатление, что город в настоящей осаде. Если бы меня не встречали и не сопровождали, то поездка превратилась бы в жуткое испытание.

Харьков видел давно, когда еще служил в армии. Красивый, спокойный, зеленый город, люди приветливы. А сейчас двое из трех человек на любой вопрос на русском языке пробормочут что-то нечленораздельное и быстро отойдут (напомним, дело в 2014 году). Много людей в камуфлированной форме, очень разношерстной. Днем мало кого видишь на улицах, можно спокойно идти по тротуарам, не мешая прохожим (город с численностью населения, как во всей Тверской области). Большинство магазинов закрыто, особенно частных. Висят таблички «закрыто», «продается». Понятно, у людей пока полная неизвестность.

Российское ТВ запрещено, польское раньше показывало, а сейчас только два телеканала Украины. По ним можно увидеть местные ансамбли песни и пляски, гопак, мультик «Как казаки пишут письмо Владимиру Путину» (его показывают по несколько раз в день, каждые полтора часа). Нечто похожее мы видели в 1991 году, когда балет крутили по ТВ у нас.

По телевидению идет мощная пропаганда, и слава богу, что я многое не понимал из-за незнания украинского языка. Удалось поговорить со школьником 8-9 класса. По учебнику истории пытался понять его кругозор. Как оказалось, Степан Бандера – герой Украины, который освободил ее от фашистских захватчиков. Подросток в полном неведении, откуда во время Великой Отечественной взялись 4 украинских фронта, что было в Бабьем Яру, кто строил Днепрогэс, Кременчугскую ГЭС. По мнению школьника, Чернобыльскую и Запорожскую АЭС построили русские как долговременную диверсию (чтоб взорвать и отравить все). Колоссальная промывка мозгов.

Могут пальнуть

От своих знакомых получил настоящий инструктаж: вечером и в сумерках в одиночку не выходить, стараться не показать, что ты русский, говорить, на худой конец, хотя бы на суржике (это смесь русского и украинского). Просто русский (гражданин) со своим русским (языком) здесь полностью обречен. По ночам шум, выстрелы в разных районах города, вой сирен. Не понятно, что к чему, то ли медики, то ли полиция, то ли военные. В окно не высунешься, не посмотришь. Свет в квартире зажигать тоже опасно (могут и камень швырнуть или пальнуть).

Многие по городу ходят в одежде милитари. Какие-то непонятные отряды, в руках арматура, кожаные перчатки, бейсбольные биты. Напоказ огнестрельного оружия нет, но есть ощущение, что быстро найдется в случае необходимости - одежда выдает оттопыренным карманом или на поясе. За надетую тельняшку или георгиевскую ленточку можно пострадать. Эти атрибуты только для многотысячных демонстраций. Если вдруг кого-то избили, то никто не пойдет разбираться. Днем милиции-полиции не найти, ни постовых машин, ни патрулей. В случае неприятностей ждать помощи неоткуда и на помощь звать (особенно на русском языке) совершенно бесполезно.

Промышленный сектор, крупные предприятия замерли. Процветает торговля, перепродажа, челночество, как в «славных» 90-х. Плюс жители свои сельхозучастки спасают (как досуг, так и прибыток). Очень много слухов, бессмыслицы – кого-то подстрелили, кого-то ранили. В день моего приезда одного убили, а 50 человек арестовали на демонстрации (непонятно, была ли она мирной). Политика манифестаций однобокая. Кто против Киева – вне закона. А если ты за Киев, то к тебе будут относиться вполне лояльно.

И это еще в Харькове более-менее свободная атмосфера, так как мэр Харькова баллотируется в президенты. Но неспокойно. Совершить экскурсию в одиночку, без сопровождения крепких парней, тоже нереально. На окраинах города и за городом встречал неясной принадлежности блок-посты. Ищут оружие, взрывчатку, газеты из России. Русский язык запрещен, газеты запрещены, листовки – вообще подсудное дело.

В магазинах и в кафе обслуживают нормально, ни очередей, ни толчеи. Бизнесмены вежливы, стараются сохранить свой бизнес. В один из дней моего пребывания в Харькове пресса известила, что задержана группа российских «террористов», 17 человек. Возраст – 16-18 лет. Какое-то молодежное движение за мир против войны. Кстати, пацаны все очевидного субтильного сложения, дети. Какая-то общественная организация была принята за «русский спецназ». Другой случай. Приехала компания на машинах, разношерстно одетая. Видимо, на митинг. Всех их просто тупо забрали в кутузку.

Слухи быстро обрастают гипертрофированными деталями. В любых мелочах тоже. Что бы ни случилось. Вдруг сломался автобус – это подготовка к теракту (русские виноваты). Через границу едут русские (воевать с нами). Русские закрыли границу наглухо. Уже двигаются танковые колонны и батальоны спецназа и ВДВ на Украину.

Прошла полная мобилизация военных округов. Русские готовят захват Украины.

С русским паспортом ты изгой

На кладбище, куда хотел, я попал. Автобусы свободны, толчеи нет. Билет стоил 3 гривны, примерно 10 рублей. По инстанциям ходить напряженно, они работают для русских странно, очень медленно. Если требуется решить какой-то вопрос с русским паспортом, то начинаются проблемы. Не так просто несколько рублей и долларов на гривны поменять. Сослались прямо в банке на неписаную инструкцию, что русских рекомендовано не обслуживать. И все зависит уже от конкретного человека. Законы выходят ежедневно, чиновники и начальники (особенно мелкие) их могут довести до полного абсурда. Про индекс коррупции рассказывать не буду, деньги в крупных купюрах (как всегда) решают множество любых вопросов. Правда, аппетиты у крохоборов разгорелись слишком. Стремятся быстрее в неспокойное время нажиться.

С русским паспортом ты превращаешься в полного изгоя. За любой вопрос можно нарваться, тебя сразу начинают подозревать, и пусть сто крат будут уважительные причины поездки. Если не террорист, то русский спецназовец. Если не партизан, то русский журналист. И делать нечего. Или плати крупные суммы денег, чтобы выпутаться, или примкни к настоящему партизанскому отряду.

Понятно, что за неделю пребывания многого не понять. Выезжал обратно в Россию почти спокойно. На вокзале меня хоть и провожали, но даже при наличии серьезного эскорта три раза милиция с автоматами останавливала, проверяли документы. А если бы никто не провожал, то чемодан можно было вываливать для досмотра прямо на перрон. И это еще до таможни. Вот такой порядок".

***

Именно так выглядел Харьков вскоре после майдана 2014 года. Опубликованная история ценна тем, что приводит впечатления очевидца, не затертые последующими трагическими событиями. Мы все знаем, что было после – обстрелы городов Донбасса, разгул нацбатов, массированная антирусская информационная кампания. Как итог – Украина стала расходным материалом в геополитической борьбе западной коалиции против России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру