Тверской Речной: раскачивать или строить?

Тверской Речной: раскачивать или строить?
Один из вариантов, как будет выглядеть кластер "Речной" (фото: РИА Верхневолжье)

Не так давно в бурном информационном потоке мелькнула и тут же забылась, казалось бы, сугубо формальная, ничем не примечательная новость: в главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области подано экспертное заключение о возможности вывода остатков здания Речного вокзала из Единого госреестра объектов культурного наследия. Казалось бы, где тут можно отыскать сенсацию? Человеку стороннему, видящему своими глазами, как выглядят останки рухнувшего несколько лет назад Речного, и так ясно, что объект, являвшийся некогда памятником, как это горько ни звучит, перестал быть таковым: это руины. Тем же, кто хоть когда-то подходил к стройкам, ремонтам, реставрациям в исторических местах, к объектам, находящимся в каком-либо списке или реестре, очевидно и другое: вывод из реестра объектов культурного наследия частенько является не чем иным, как способом избежать увязания многолетней бюрократической трясине. На кону стоит восстановление, принципиально важная для города вещь – а формальный статус руины не позволяет поменять без согласований рядом с ней даже фонарный столб. Эта проблема, к слову, прекрасно известна и частным домовладельцам: в доме, признанном объектом культурного наследия, не поменять без кипы бумаг даже гнилую половицу, не говоря о глобальных ремонтах.

Привет от ЦИПСО?

Итак, перед нами, похоже, рутинный процедурный момент. Но неожиданно он страшно возбудил тверские группы и медиаплощадки либерального толка, которые вскричали от радости, понеслись раскручивать благодатную тему и, как водится, породили некую петицию, пугая общественность уничтожением Речного и требуя его срочно спасти. Характерный момент: застрельщиками медиаволны на пустом месте выступают закрытые интернет-аккаунты и аккаунты с пустыми страничками, сотни репостов «страшной» новости наплодили откровенные фейки, на страницах которых вьются украинские флаги и проклинается российское государство. Половина подписантов и вовсе не имеет никакого отношения к Твери, проживая в других странах и городах: им-то какое дело до нашего Речного? И в голову закрадывается простая и очевидная мысль: похоже, перед нами очередная информационная кампания желто-голубого происхождения, цель которой, уж конечно, не спасение Речного, а разжигание конфликта и выведение горожан на эмоции.

Манипуляция простая, но эффективная. Ведь тема Речного вокзала в нашем города болела и продолжает болеть, любое прикосновение к ней неизбежно вызывает дискуссию, чем и воспользовались любители информационного хайпа. Манипуляция циничная: ведь на простой вопрос, стоит ли восстанавливать Речной вокзал, каждый житель Тверь, любящий свой город, разумеется, ответит: «Да». 

Но тут возникает простой вопрос: а с чего вообще кто-то взял, что Речному что-то угрожает? С чего кто-то взял, что его не будут восстанавливать? Ведь наоборот, даже на тех же либеральных площадках, которые мусолят петицию, нехотя проговариваются: региональная власть с первых дней обрушения аварийного Речного начала разработку проекта его восстановления. И дошла, на минуточку, с этим проектом до самого президента Владимира Путина. Все ведь помнят, как тверской губернатор, чтобы заинтересовать главу государства и привлечь его внимание к нашей погибающей визитной карточке, рассказывал на одной из встреч увлекательную историю древнего Отроча монастыря, стоявшего некогда на месте Речного? Тогда же, кстати, прозвучала идея подвинуть здание: и специалистов она ничуть не удивила, ведь, положа руку на сердце и ни в коем случае не желая бросать тень на память строителей Речного, нужно признать – он был с самого начала построен в неудачном месте и постоянно подмывался. Именно это в сочетании с некачественными материалами, ошибками в проектировании, наложившись через десятки лет на бардак девяностых, и превратило красивый Речной в руины. Хотя люди глубоко верующие видят в случившемся еще и духовный урок: то, что построено сиюминутной волей на месте древних кладбищ, оскверненных церквей и монастырей, веками стоять не будет. В угаре архнадзорного зуда давайте все-таки не забывать: Речной видело всего несколько поколений, а до этого визитными карточками и символами города были совсем другие объекты, взорванные, разрушенные, стертые с лица земли в двадцатые-тридцатые.

Речной: восстановление

Но мы отвлеклись. Итак, те самые люди, которые сейчас в очередной подхватили погремушку Речного и носятся с ней по социальным сетям на радость украинской ЦИПСО, клеймят власть, требуют восстановления Речного – но при этом признают, что власть… озабочена его восстановлением. Скажем больше: уже даже получено федеральное добро на восстановление и ревитализацию Речного, эксперты провели вал работы, есть результаты многолетних археологических изысканий. Да даже одно упомянутое экспертное заключение, которое так не понравилось тверским либералам и авторам петиции, составляет, к примеру, больше 600 страниц. И таких документов – десятки…

Но самое главное – есть горы идей и очертания проекта огромного культурно-исторического кластера на месте впадения Тверцы в Волгу, включая тот самый участок с останками Речного. Это ведь не какой-то секрет: об этом месяцами трубят тверские новостные ленты! Все в свободном доступе, не нужно даже особо и рыться в Яндексе. Вот, к примеру, новости марта текущего года: на месте Речного проведена рабочая встреча, губернатор обсудил предварительную концепцию кластера с заместителем директора Института истории материальной культуры Российской академии наук по научной работе Олег Богуславский, директором Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева, представителями АО «53 Центральный проектный институт» и других организаций. Обсуждалось восстановление Отроча монастыря, возможность переноса здания Речного вокзала, обсуждался и проект его полной реплики из современных материалов, ведь одной из родовых травм рухнувшего Речного были несоответствующие нагрузкам материалы.

А вот так звучала сформулированная регионом задача: на стрелке рек должно появиться насыщенное культурное пространство, связанное с историей тверского края, нашими великими людьми, подчеркивающее тверскую идентичность. Важно не сводить всю историю места к семидесяти годам советского периода: она насчитывает многие и многие века! И первые презентации того, как может выглядеть кластер, уже демонстрировались и в телеэфире, и на областных заседаниях, их уже сто раз обсудили.

Внимание, вопрос: так вокруг чего тогда поднялась странная интернет-активность? Товарищи фейки, ау: Речной восстановят, и речь идет вовсе не о том, будет ли он или не будет, этот вопрос давно решен – государство обсуждает с общественностью и специалистами, как именно должен выглядеть архитектурный облик и функционал кластера. И как же лицемерно на этом фоне звучат громкие вздохи иных либеральных персонажей об утраченной функции речного порта и пренебрежительное слово «муляжи», относящееся, надо полагать, не только к Речному, но и к великолепному восстановленному Золотому Спасу, куда на днях были перенесены наконец мощи святого князя Михаила Тверского, и к сотням других церквей, восстановленных в последние годы по стране. Всерьез прислушиваться к этим заплачкам не стоит уже по одной простой причине: перспективы возрождения Отроча монастыря, желание приобщить детей к тверской истории напугали и разозлили тех самых людей, которые в свое время требовали, напомним, срочно передать музей галерейщику Гельману под его поделки, называемые отчего-то современным искусством. Тому самому Гельману, который, добавим, с 2014 года обитает в Черногории, яростно борется с Россией, признан иноагентом и объявлен в международный розыск. И ничто, заметим, «защитников» руин Речного в ту пору не смущало – требовали отдать, срочно, ни про какие портовые функции, изыскания, мнение общественности даже не поминая.

На интересные мысли наводит и прошлое авторов так называемой петиции: на экспертов, ведущих изыскательские работы на месте Речного, набросились люди, которые, как подсказывает всепомнящий Яндекс, вообще-то занимаются строительным и транспортным бизнесом. Поневоле закрадывается мысль: уж не мечты ли о госконтрактах и не проигранная ли конкурентная борьба так возбудили коммерсантов, ранее ни в каких культурных инициативах общегородского толка не замеченных?

Поговорим о главном

Так, может, дело не в Речном, а в том, что либеральную тусовку бесят любые государственные инициативы, любые идеи, где хоть словом упомянута церковь, история, патриотизм, дети, тверское, русское? Не поэтому ли еще недавно те же люди бились и с восстановлением Спасо-Преображенского собора, договорившись до того, что он, мол, помешает Путевому дворцу? Но собор стоит, стал архитектурной доминантой Твери, ключевой точкой вновь обретенного городом исторического и туристического центра, предметом восхищения туристов. И недавно мы, тверские, закрыли, как сказали бы психологи, важнейший гештальт: вернули мощи нашего князя-покровителя в храм, который он же когда-то и строил, тем самым символически восстановив разорванную в хаосе 20 века цепь, вернув заблудившуюся историю города на дорогу, которой он шел веками.

фото: РИА Верхневолжье

Остается только поразиться тем защитникам руин Речного, которые договорились до сравнения их с… рублевской Троицей. Нет, вы серьезно? Развалины здания, построенного с родовой травмой, инженерными ошибками и не на месте, не простоявшего и сто лет, вы равняете с единственным в своем роде, абсолютно гениальным шедевром, дошедшим до нас из глубины веков и являющим не что иное, как визуальный образ молитвы? Но давайте все-таки не будем впадать в маразм и уподобляться тем европейским экозащитникам, которые требуют для спасения климата избавиться от домашних животных, а желательно и вообще от людей. Мир архитектуры, в первую очередь, функционален, он живет для людей – а не наоборот. Города меняются с течением времени, перестраиваются, восстанавливаются, подлаживаются под человеческие потребности и образ жизни, это живая вещь: никому же не придет в голову чихвостить Екатерину Вторую за восстановление Твери в новом облике после пожара или тех, кто многократно перестраивал Императорский дворец, тех, кто строил заново и перестраивал храмы после пожаров и иных катаклизмов?

Да, согласны, любая идея в отношении Речного, в том числе идея сохранения любой ценой, из принципа, из упертости груды камней тоже имеет право на жизнь. Ведь есть же люди, которые зачем-то перешивают заношенные шорты в штаны, тратя на это огромные деньги и силы! Нравится? Да пожалуйста. Только не надо при этом врать: Речной восстановят, речь идет только о том, чем именно будет наполнен новый тверской историко-культурный кластер. Вот что на самом-то деле и стоит сейчас обсуждать, делясь с государством хорошими идеями. Лично нам кажется, что идея комплексно, с опорой на историю Твери, восстановить утраченные постройки на стрелке Волги и Тверцы, не просто хорошая, а жизненно важная для города. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: рухнувший после десятилетий пребывания в аварийном состоянии, пустующий Речной своей гибелью вызвал к жизни разговоры о самом главном – об истории Твери, в том числе о мрачных страницах, и о тех ранах, которые мы нанесли сами себе в период богоборчества. Как ни странно (а многие считают, что, наоборот, промыслительно), именно сейчас у нас есть окошко возможностей для восстановления еще одной разорванной исторической цепи, шанс залечить еще одну важную давнюю рану. Так не лучше ли вместо того, чтобы вестись на информационные вбросы, позволяя фейкам играть на наших тонких эмоциональных струнах, обсудить вот это? Кому должно быть хорошо в новом кластере: жителям Твери, туристам, взрослым, детям? Чего там больше будет: истории или развлечений? Это проект на десятилетия или на века? Будем ли мы опираться на опыт таких городов, как Москва, Тула, Питер, где прошло немало восстановлений и ревитализаций, или пойдем каким-то своим путем? Вот такие дискуссии точно пойдут на пользу и Речному, и всем нам: и очень жаль, что целью всех крикливых информационных кампаний вокруг многострадального Речного является что угодно – но не городское развитие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру