Тверские и московские стэндаперы о том, как слабый пол завоевал сильные позиции в юморе со сцены

Тверские и московские стэндаперы о том, как слабый пол завоевал сильные позиции в юморе со сцены
Фото: Соня Лесная

Еще в 2007 году американское издание Vanity Fair выпустило неожиданно нетолерантную статью под названием «Почему женщины не смешные», в ней автор пытался доказать, почему мужчины шутят лучше. Весьма опрометчиво для наших продвинутых американских коллег.

Сегодня «Женский стендап» в России по рейтингам обгоняет почти любое комедийное шоу на телеке, а пометка на афише стендапа в баре «женский» делает организаторам хорошую выручку.

Что происходит в российской индустрии юмора, на его женской половине, как туда попасть, нужно ли и сколько можно заработать? – об этом нам расскажут мэтры столичного и тверского стендапа и сами виновницы феминизации российского юмора, прекрасные комикессы.

Пифагоровы штаны во все стороны смешны

С нами поговорил наставник Школы Стендап Цимермана, комик, автор и ведущий комедийных шоу Амбарцум Симонянц. Из этой кузницы комедийных кадров вышли резиденты «Женского стендапа» Маргарита Родина, Саша Муратова, Инга Стоколяс, Анна Пашинина, среди креативных продюсеров и авторов ТНТ, участников проектов «StandUp на ТНТ», «Открытый микрофон на ТНТ», «Open Mic» и «Money Mic» в VK тоже есть ребята, окончившие курс. В этом смысле у нашего спикера уникальная экспертность:

«Я могу сказать, что лучшие, успешные и самые интересные комедийные проекты сегодня связаны с женским юмором! «Женский стендап» на ТНТ выдает отличные цифры и вызывает небывалый отклик! Этот бренд используют и другие площадки. Такой пик интереса связан с тем, что аудитория, например, барного стендапа скорее женщины. Ну и качество контента, уровень подготовки сегодня на стороне комикесс. И вот почему: в глобальном смысле комедия — это правда и боль, а в этом женщинам в России нет равных. Так что женский юмор не просто смешной, он еще эмоциональный и правдивый!

Скажу как наставник: преимущества студенток нашей школы – это дисциплина и исполнительность. К нам приходят женщины разных профессий, это всегда очень интересный процесс. Среди наших выпускниц были блогеры, певицы и несколько раз даже порноактрисы. Мне интересно работать с женщинами-начальницами, врачами, спасателями. Основу для шуток они приносят из своей жизни, своей профессии.

Есть еще история про некую социальную зрелость женщин. Например, моя 11-летняя дочь гомерически смешно и тонко шутит о русской литературе и своих одноклассниках, а я в 11 лет хотел стать Черепашкой Ниндзя. Я встречаю парней далеко за 30, которые искренне считают: World of Tanks – это лучшее, что случилось с ними в жизни. Не буду категоричным, все мы разные. Но мужчины остаются детьми в любом возрасте!

Прямо сейчас стендап-комик – это все еще мужская профессия, если учитывать количество популярных комиков. Но через полгода все может измениться, потому что в профессию приходит все больше женщин».

Шутка от Амбарцума Симонянца:

"Вот у меня есть две мечты: я хочу увидеть северное сияние и кубики на своем животе. И вот как будто бы к северному сиянию я ближе…"

Атипичный клерк или удивительная миссис

Как она сама себя называла, атипичный бухгалтер, а теперь стендап-комик, участница шоу «Comedy Баттл», «Женский стендап» на телеканале ТНТ и «Роастбаттл Лейблком» Анна Пашинина о своей комедии и женском юморе:

«Женский юмор считался спорным, может быть, в 90-е, но сегодня уже многое изменилось. Девочки из «Женского стендапа» не просто заявили о себе и зарабатывают комедией, но открыли дорогу, расширили горизонты другим. Есть комики, которые пошли своим собственным путем, например Виктория Складчикова, Вера Котельникова, Ярослава Тринадцатко. В юморе вообще все очень субъективно, на каждого комика найдется свой зритель. Я пишу шутки о том, что не умею флиртовать, о своем муже, который моложе меня на 17 лет, и обо всем, что меня интересует и беспокоит».

Шутка от Анны Пашининой:

"В жизни с молодым мужем есть очень много плюсов, но есть существенный минус, который все портит. Когда мы с ним ругаемся, я не могу использовать главный бабский аргумент. Я не смогу ему сказать, что он украл лучшие годы моей жизни, потому что там все было разграблено еще до его рождения".

В юмор приходят удивительные женщины из нестандартных профессий. Например, одна из выпускниц Школы стендапа Даша Шелякина - креативный продюсер, сценарист сериала "Психологини", фильма "Тур с Иванушками" - пришла в комедию за новыми позитивными эмоциями и профессиональными интересами:

«Я много работаю с комедией, пишу сценарии и вижу смешное в самых необычных и нестандартных ситуациях. Но свой талант нужно подпитывать, обогащать. А сюда приходят разные, но очень интересные люди, со своими темами и вопросами, над которыми можно шутить, использовать характеры и даже темы в диалогах. К тому же я вышла на сцену и попробовала себя в качестве комика, это опыт преодоления, раскрепощения и сбывшаяся детская мечта. На первый курс я пошла после увольнения и получила столько радости и добрых эмоций, это меня вытянуло. Это как поддержка, возможность на этой теплой площадке рассказать о своей боли, проблемах, но весело и интересно. Мне вообще нравится смешить людей, и комплимент «ты смешная» меня греет больше, чем «ты красивая».

Шутка от Даши Шелякиной:

"Предупредила детей, что буду шутить про них в стендапе. Сын сказал: "Мне пофиг", но на всякий случай прибрался в комнате и перестал играть на гуслях. Да, он играет на гуслях. Кто-то в детстве мечтает стать рок-звездой, а мой мечтает стать старовером.

Есть ли юмор за МКАДом

Что же происходит в провинциальных городах, например, в Твери? Основатель сообщества «Тверской открытый микрофон», участник шоу «Открытый микрофон» на ТНТ и «Стендапфест» на ТНТ Александр Мигаль считает, что и к нам придет постепенная феминизация юмора, но не скоро:

«Тверь, к сожалению, отстает от Москвы лет на 5. В региональном юморе женщин немного, и это придает некую эксклюзивность их роли. Меня, как комика, мало что смешит, но женский стендап смешит все же больше. Возможно, в этом есть некая магия, мне интересен иной взгляд на жизнь, новые темы. И я не считаю, что женский юмор проще, хуже или примитивнее. Во многие вопросы девочки вникают глубже и выдают более зрелый взгляд на проблему, о которой говорят. Уверен, что наши девчонки еще развернутся тут. Приходите к нам на микрофоны!».

Фото: Соня Лесная

Шутка от Александра Мигаля:

"Мне 37 лет, и я понял, что начал стареть, потому что в моей жизни случилось страшное - мне начали нравиться "Ессентуки". Я первый раз от отца узнал про этот напиток. Он говорит: «Пойдем в баню, купи в магазине 17-й номер. Я думаю: ни хрена себе "Балтику" крепкую стали делать".

Влада Кочерова, комик, участница Тверского открытого микрофона, о том, как обстоят дела в Тверском стендапе с позиции комикессы:

«В нашем тверском сообществе мужчин пока больше, гендерное соотношение примерно 25 к 5. Но площадки других городов, например, Москвы показывают серьезный женский перевес. И я точно не вижу разницы между мужским юмором и женским. Просто раньше площадка не была так открыта и доступна для женщин, а девочки из «Женского стендапа» дали нам дорогу. И шутить я могу на самые разные темы, ограничений для себя не вижу».

Шутка от Влады Кочеровой:

"У меня высокий рост и есть суперспособность: ко мне постоянно подкатывают парни ниже меня, но я сразу говорю, что не готова к отношениям на расстоянии".

Смех сквозь слезы, или Руководство для стартапера в стендапе:

На самом деле, попасть на сцену со своим монологом несложно, сложнее рассмешить зрителя, стать интересным и начать зарабатывать.

1. Пишете до 3 минут шуток (примерно лист А4, 14-м шрифтом).

2. Ищете анонсы открытых микрофонов в своем городе, узнаете условия.

3. Выполняете условия: платите взнос (от 300 до 700 рублей) и/или приводите от 1 гостя с собой.

4. Выступаете.

5. Пожинаете лавры!

6. Повторяете пункты от 1 до 5, пока Воля не уйдет на пенсию.

Где деньги, Зин?!

В вопросе заработка в юморе смешного очень мало, разве что гонорары начинающих комиков. Вот тут, кстати, у региональных комиков шансов больше. Конкуренция пока невелика, а зритель не избалован, ходит на концерты прилежнее и слушает внимательнее!

Наши эксперты были единогласны в одном: идти в юмор за деньгами так себе идея, причем для комика любого пола и возраста.

Многие начинающие и даже комики первой пятилетки не бросают свою основную работу, получая небольшой приработок и большое удовольствие от комедии, выступая в лучшем случае в регионах и Подмосковье за условные 3-15 тысяч рублей. Еще ребята берутся за авторство, написание сценариев, становятся креативными продюсерами, обучают начинающих, берут платные разгоны, организуют открытые микрофоны в барах, куда в очередь выстраиваются алчущие комики.

Уровень заработка зависит от многого, и не только от таланта, но и от дисциплины, работоспособности, а еще от публичности, мастерства коммуникации и везения.

Комики средней руки берут от 100 до 300 тысяч рублей за концерт, и градация эта очень условная. Популярность – дама непостоянная и изменчивая. У комиков из телевизора аппетиты выше – их цены начинаются от 500 тысяч рублей за концерт. А предположить, сколько зарабатывает одиноко стоящие на Олимпе юмора ТНТ Павел Воля, Гарик Харламов и еще несколько мастодонтов нашего юмора, очень хочется, но нет такой возможности!

Так что миф о сказочных деньгах в юморе смешон.

***

Так в чем же феномен женского юмора и его растущей популярности? Если написать историю становления женщины, получится много и смешного, и горького. Разные образы в разных условиях и ипостасях собирались в копилку - множество амплуа росли и трансформировались, обретали права. Сегодня нам можно быть и нежной домохозяйкой, и деловой пантерой, и бабой-роковухой, быть матерью и одиночкой. И все это мы беззастенчиво используем в нашей комедии! Для мужчин этот коридор вариантов уже. Мало кто пробует зайти за водораздел брутальности, не рискнув поставить на кон свою самцовость. Сегодня мы лишь робко начинаем заговаривать о том, что и у мужчин есть чувства и они могут плакать: "У вас, ребята, по-прежнему лишь «брюки», а из вариаций – их длина и цвет! Ваша полянка комедии теперь нам тоже нравится! Тем более тропинку на нее вы уже протоптали, потеснитесь!"

Юмор – это новая красота, модный модельер, который делает вас привлекательной, понятной и успешной. Применяя его по назначению, уместно, можно сгладить и скрыть все свои оплошности и недостатки.

Как в том легкомысленном сериале? Пусть ваша женщина будет стройна, прелестна и даже красива, но «через некоторое время тебе хочется быть с той, которая может тебя хорошенько рассмешить» ...

Шутка от автора

"Друзья говорят, что у меня стервозная внешность, как будто мама родила меня для МФЦ, золотой кадровый резерв. Я монетизировала свой образ, работаю начальником. Для подчиненных «дедлайн» — это, правда, про смерть.

Словарь начинающего стендапера

Майк – открытый микрофон, место, где комики проверяют свои шутки, здесь вы понимаете, что мама была права.

Сетап – заход на шутку, или первая часть шутки, которая готовит зрителя к смеху или демонстрирует, насколько не оправданы ожидания зрителя.

Панч — это ударная часть шутки, которая смешит, или то, чего нет у большинства комиков.

Сетлист - список блоков (сетапов, шуток, битов), которые комики будут рассказывать на выступлении, или то, что выдает проблемы с памятью.

Хеклер - человек из зрительного зала, который мешает стендаперу, он за любой движ, кроме стендапа.

Взнос – деньги, которые нужно отдать за участие в открытом микрофоне, или отрицательный заработок комика за выступление.

Гость — приглашенный на открытый микрофон, условие, которое позволяет выступить, или самая твердая валюта в стендапе.

Шутка - чем дольше в комедии, тем меньше понятно, что это.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру