Технологический визионер из Твери рассказывает о преимуществах научного взгляда на жизнь

Такси на орбиту

Технологический визионер из Твери рассказывает о преимуществах научного взгляда на жизнь
Фото: Личный архив героя публикации

В июне РБК провел опрос более 1600 россиян, какие профессии они считают наиболее престижными. Список возглавили ученые, IT-специалисты, а также инженеры. И только 6% опрошенных заявили о престиже офисных специальностей.

Науки юношей питают

«МК в Твери» регулярно рассказывает об очередных достижениях молодых исследователей из нашего региона, зачастую преодолевая врожденную скромность персонажей. Это и неудивительно – в серьезной научной среде не принято громко хвастать своими успехами. Кроме того, даже просто понять, о чем вообще речь, способна лишь заведомо меньшая часть слушателей и читателей.

Однако в некоторых случаях речь идет о таких ослепительных вершинах, на которые тверская наука еще не поднималась, а если и поднималась, то лишь в закрытых «почтовых ящиках» в обстановке строгой секретности. И должны были пройти десятилетия, прежде чем тот же космос из незыблемой государственной монополии превратился в сферу исследовательского интереса, доступную даже школьнику. Правда, не каждому, а такому, например, как Давид Губанов, который в 14 лет занялся разработкой ни больше ни меньше, как реактивного космического двигателя.

В том, что эта идея не застыла на уровне детской фантазии, немалая заслуга Никиты Вострова – молодого физика из ТвГУ, сумевшего разглядеть и оценить потенциал проекта и его юного автора. В итоге сегодня жидкостно-реактивный двигатель малой тяги «ЮГ-60», предназначенный для небольших спутников, уже официально запатентован в РФ. Доводить его до ума планируется в кластере «Ломоносов» – флагманском объекте научно-технологической долины МГУ имени Ломоносова. Этот кластер – своего рода экосистема продуктов и сервисов, где созданы благоприятные условия для развития инновационных проектов. Инкубатор для светлых идей.

Никита Востров не просто профессиональный инженер и популяризатор науки. Его называют также технологическим визионером, он амбассадор и лектор российского общества «Знание». Привлек 25 миллионов рублей инвестиций на развитие инженерно-технических проектов и технологических стартапов своих подопечных, основал бюро креативного инжиниринга «ADDITIVKA». Помимо прочего, Никита попробовал себя в роли ведущего церемонии награждения в павильоне координационного центра Правительства Российской Федерации на ВДНХ. Награды вручал зампред правительства Дмитрий Чернышенко.

Также Никита – сооснователь и руководитель частной космической компании «А-РОКЕТС» в составе пока что семи человек, в данный момент работающих над многоразовой системой запуска малых космических аппаратов. Проект предполагает летную эксплуатацию многоразовой суборбитальной геофизической ракеты-носителя и предоставление услуг на ее основе – вывод полезного груза за линию Кармана. Кто подзабыл физику, линия Кармана – это условная граница между земной атмосферой и космическим пространством, а также верхняя граница государств. После пересечения этой условной линии, расположенной на высоте 100 километров над уровнем моря, полет считается космическим. И чтобы не упасть, нужно развить как минимум первую космическую скорость – 7900 метров в секунду.

Буква А в названии компании – отсылка к аддитивным технологиям, когда на 3D-принтере слой за слоем наплавляется изделие. В отличие от, скажем, токарного станка, когда с заготовки, наоборот, слой за слоем снимают стружку. Проще говоря, на 3D-принтере можно напечатать деталь такой сложности, которой не добиться на традиционных станках в обычном заводском цеху.

«МК в Твери» публикует фрагменты интервью Никиты Вострова ТГ-каналу «Visioner 2051 – Технологии будущего». Тридцатилетний тверской ученый размышляет, почему наука – это интересно.

Кто б в ученые пошел?

- Моя миссия – создать систему, в которой я бы помогал воспитывать инженеров XXI-XXII века, команды, способные работать с неопределенностью и реализовывать самые смелые проекты, - говорит Никита. – В том числе направленные в будущее, на изучение Вселенной. Десять лет моего опыта в технологическом предпринимательстве говорят о том, что это здорово, когда придумываешь один конкретный продукт за всю жизнь, но это не тот вклад, который я бы хотел внести в развитие человечества.

Поэтому для амбициозного молодого исследователя в первую очередь важны кадры и люди, которым интересно что-то создавать, инноваторы, готовые менять мир вокруг себя, пускай даже в отдаленной перспективе. Своей главной движущей силой Никита Востров считает веру в людей и в то, что человеку под силу реализовать самые безумные идеи. Давид Губанов со своей идеей космического двигателя стучался в самые разные двери в Твери, участвовал и становился лауреатом научных конференций, но не получал серьезного отклика, потому что никто не был готов взять на себя ответственность и реализовывать то, что предлагает школьник. Но парню повезло встретить такого наставника, как Востров. Для него как основателя Фаблаба при ТвГУ всегда было важно, чтобы молодежь горела своими идеями. Именно в этот момент ребят важно поддержать, а дальше они смогут развиваться самостоятельно, убежден Никита.

- Поэтому я верю в людей и на личном примере стараюсь показывать, как связать науку, технологии, бизнес, образование и медиа. Фактически получается такой хаб между этими областями.

Если говорить о космическом проекте, междисциплинарное взаимодействие должно породить… космический извоз.

- Основная идея в том, чтобы стать такси на геостационарных орбитах, – разъясняет Никита Востров коммерческое слагаемое двигателя для легких ракет. По его словам, сегодня приходится 2-3 месяца ждать запуска «Союза» – тяжелой ракеты, которая помимо основного груза для МКС поднимает в небо и спутники. А легкие ракеты смогут самостоятельно выводить геостационарные спутники на высоту 150-400 км, где они и будут нести свою вахту по наблюдению за поверхностью Земли. Более того, успех проекта снизит стоимость доставки килограмма груза на орбиту до $300, что сулит гигантские рыночные перспективы.

Полноценный продукт планируется запустить через пять лет. Дальше – налаживание конвейерного производства и серийные запуски. И к середине столетия хочется создать уже несколько типов сверхлегких ракет-носителей, в том числе буксиров, загадывает Никита. Особенно это касается вопроса разработки полезных ископаемых на астероидах. Не секрет, что стоимость запасов на некоторых из них исчисляется 18-значными числами, на Земле таких залежей просто нет. Для Вострова важно создать систему подготовки ребят, которые могли бы мыслить такими горизонтами на перспективу, в которой им было бы комфортно коммуницировать как сообществу единомышленников. Потому что, не секрет, далеко не все хотят погружаться в глубину технологий, многие мечтают в самом начале своего пути уйти в самостоятельное плавание и зарабатывать большие деньги.

Подводные камни

Как связано технологическое предпринимательство и научные исследования? По признанию самого Никиты, за последние 7 лет своей деятельности он привлек порядка 20 грантов различных фондов, огромное количество выигранных конкурсов и частный капитал. Продвигать технологическое предпринимательство помогает и почетный титул амбассадора общества «Знание». Новые проекты приумножают интеллектуальный капитал молодого ученого, ведь для Никиты Вострова важно не просто собирать команды и быть менеджером проектов, но и разбираться в их технологической составляющей. Хорошую базу здесь дает классическое университетское физическое образование, а дальше идет лишь накопление компетенций.

При этом команда исследователей, которую создает Никита, отнюдь не какой-то закрытый элитарный клуб. Там ждут каждого, у кого светлая и полная идей голова.

- Если вы готовы созидать – и неважно, в какой области, будь то инженерия, двигателестроение или промышленный дизайн, мы готовы с каждым из вас работать, потому что именно на стыке дисциплин можно находить классные связки, и любая специализация будет полезной, будь то создание чертежей или цифровых моделей по аэрокосмической тематике, так и готовность управлять всем процессом. Ведь со временем мы разрастемся, а толковых управленцев найти трудно. Так что если вы за созидание, за то, чтобы разбираться в технологиях и придумывать продукты на стыке этих технологий, добро пожаловать к нам, - обращается Никита Востров ко всем читателям «МК в Твери».

На основе собственного опыта наш земляк приподнял завесу над специфическим миром стартапов. Практика, сложившаяся в мире, отличается от российской. Путь стартапа в Европе, Америке или Китае не таков, как в нашей стране. Это связано и с определенными правовыми ограничениями, но основная особенность стартапа по-русски состоит в том, чтобы побыстрее «добежать» до первого прототипа и на нем проверить, нужно ли кому-то данное изобретение. Однако первый изготовленный прототип – это еще не готовое устройство, которое будет пользоваться спросом при серийном производстве. Поэтому в России от начала стартапа до выручки пройдет не менее пяти лет. Сначала 5-6 лет создается продукт, затем еще 5-6 лет до первой выручки и столько же времени придется ждать чистой прибыли. Хотя, если знать, куда постучаться, можно пройти этот цикл и быстрее.

- У меня к этому моменту сформировался некоторый социальный капитал, который позволяет помогать ребятам быстро «добежать» до изготовления первого прототипа, - делится Никита Востров. – Потому что есть и понимание рынка в целом, и как работает структура и инфраструктура в стране. Да, можно «добежать» быстрее, но не для всех продуктов. Хотя вот индусы недавно доказали, что ракету-носитель можно создать с нуля за полтора года, а у нас порой начинают тянуть одеяло каждый на себя, и это сильно тормозит процесс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру