Самый первый криминалист в Тверской области оказался "без документов"

Самый первый криминалист в Тверской области оказался "без документов"

В субботу, 19 октября, криминалистическая служба следственных органов отмечала 70-летие со дня образования. В тверском СК к этому празднику готовились особенно тщательно, решив открыть…музей, который и расположился на "этаже криминалистов".

Редкие документы и старые уголовные дела: в тверском СК открылся необычный музей

Редкие документы и старые уголовные дела: в тверском СК открылся необычный музей

Смотрите фотогалерею по теме

Именно среди действующих сотрудников отдела криминалистики расположился еще один, призрачный, из прошлого. Он "расследует" дела немного по старинке, а пишет десятки страниц перьевыми ручками…В одежде наш герой тоже немного старомоден – при входе в музей на вешалке висит старый болоньевый плащ, шляпа, футляр от фотоаппарата…Этот уголок воссоздан по воспоминаниям родных о первом криминалисте Тверской области, который стал таковым именно по призванию, а не по документам – Александре Ивановиче Мишанове.

- Первым криминалистом региона всегда считался Павел Кабанов. Во время подготовки музея к открытию из прокуратуры Тверской области нам передали архивную фотографию со словами: "Вот он, наш Мишанов", - рассказывает нам старший следователь-криминалист Екатерина Солнышкина, инициатор создания музея. – Мы стали узнавать об Александре Мишанове, и выяснилось, что именно он и оказался первым прокурором-криминалистом Калининской (ныне Тверской) области.

В "кабинете" Мишанова, а точнее музее криминалистов, стоит и настоящий прокурорский стол, десятки пленочных фотоаппаратов, радиоприемники, телевизоры, уголовные кодексы и многое другое – это можно увидеть в нашем фоторепортаже. Особое место в музее занимают и старые дела 1945-1947 годах о двух убийствах, а также архивные номера "Тверской жизни" из 2002 года – в них рассказывается об убийстве Михаила Круга.

Собиралось все это специфическим образом:

- Мы не просто "шерстили" интернет, но и покупали товары с рук, искали необходимое везде, где могли – даже в Петербурге. Так у нас оказалась целая коллекция фотоаппаратов, печатных машинок. Появились и пепельницы, и коробки – все свободное время в последние месяцы тратилось именно на это. Так был найден и прокурорский стол из Бологое, в котором, кстати, только после установки нашли конспект по политэкономике того прокурора, которому он принадлежал. Теперь и этот конспект, а также методичка по расследованию дел о хищении, разбазаривании и порче хлеба стали экспонатами музея, - делится Екатерина.

Торжественное открытие музея прошло накануне большого праздника, в пятницу. На нем присутствовала и дочка Александра Мишанова Елена. В беседе с журналистом "МК" она рассказала, что ее отец был одним из самых молодых сотрудников прокуратуры.

- В 1941 году, когда ему было 11 лет, они жили с семьей в Ступино. Фашистский налет уничтожил наш дом, бомба убила мою бабушку, а папа остался без ноги. Он был тяжело контужен, - вспоминает Елена. – Папа так и рос без ноги. Учился очень хорошо, а когда пришло время заканчивать школу, семья собралась (а она была большой) – и решала, "а что же делать с Шуркой? Он же инвалид-калека, придется ему получать высшее образование!"

В то время важнее всего была прикладная работа, все трудились на восстановление страны, и поэтому образование не всегда стояло в приоритете. Протезы в те времена тоже не были особо распространены…

- В итоге папа закончил Ленинградский юридический институт и был распределен следователем в Калязин. Вскоре после войны отстроили и Калинин, и в областной центр потребовались сотрудники-юристы с высшим образованием (а далеко не все его имели – ред.), которые как-то себя проявили. Вот так папу и перевели сюда. Какое-то время он даже жил в кабинете. Однажды счастливо встретил мою маму – Ирину Мишанову, она всю жизнь занималась стройками по всей области и Калинину. Многие знаковые здания в городе – например, здание цирка или театра кукол – появились при ее непосредственном участии. Родители были прекрасной парой, и у меня было абсолютно счастливое детство, несмотря на то, что в те времена все было не очень просто…Папа всегда находил время на меня, несмотря на работу – именно он меня учил читать, писать. Так, раньше я часто болела, и одно из детских воспоминаний - лежу, облепленная горчичниками, а он мне читает. Потом мы купили участок, он стал заниматься еще и огородом – очень любил огурцы. И делал все это несмотря на то, что у него нет ноги. На это он никогда не жаловался и всегда был примером для меня. Это было такое поколение – сильных, умных людей, стремящихся к знаниям и не избегающих труда.

Но есть в Тверской области и второй "первый криминалист" – после введения такой должности (2 октября 1967 года) прокурором-криминалистом стал Павел Кабанов. В музее есть и его труды, и печатная машинка, на которой тот печатал кандидатскую…

- Он продвигал в Тверской области одорологию (экспертиза запаховых следов человека), за время работы написал больше 20 научных публикаций, а уже после ухода на пенсию читал лекции в ТвГУ о криминалистике, - рассказывает Солнышкина.

Конечно, на таком оснащении "кабинета криминалиста из прошлого" современные специалисты не остановятся, будут и дальше собирать историю по крупицам – ведь основной задумкой создания музея стало стремление сохранить невольно забытое прошлое и показать, как раньше была устроена работа кадетам, учащимся, всем тем, кто хочет стать следователем и работать на благо людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру