Помнится, во времена расцвета всяческих инкубаторов-акселераторов для малого бизнеса в Твери одним из самых интересных стартапов был признан проект по производству… обыкновенной веревки. Такая простая и понятная вещь, нужная каждому. А уже в наши дни «веревочный» бизнес-проект пережил, можно сказать, второе рождение на ином качественном уровне. На повестке дня сегодня – стальные канаты.
Через четыре года протянут здесь канат
На самом деле, конечно же, это два абсолютно разных проекта, как по масштабу производства, так и по предназначению продукции. Ведь стальные тросы являются неотъемлемой и важнейшей частью канатных дорог, знакомых, к примеру, каждому горнолыжнику. И, как выяснилось, эти достаточно специфические изделия сегодня нуждаются в тотальном импортозамещении, ведь сотрудничавшие с Россией европейские производители волей-неволей отстранились как от поставок запчастей, так и от регулярного техобслуживания этих сложных транспортных систем.
Исправить ситуацию берется российская компания «РУСЛЕТ», которая строит в Конаковском районе Тверской области завод канатных дорог стоимостью более 4 миллиардов рублей и собирается запустить его в первом квартале 2025 года. Проект поддержал глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, оценивший уникальность единственного отечественного предприятия полного цикла, которое закроет потребности внутри страны. А ближайшим потребителем продукции станет, вероятно, курортный кластер "Завидово" – флагман туристского развития всей Тверской области. Территория еще не вышла на полную мощность: в стадии строительства порт, оздоровительный комплекс для всесезонного отдыха, аквапарк, а также другие гостиницы различного формата отдыха. Не обойдется, видимо, и без горнолыжного склона. Так или иначе, к 2025 году планируется увеличение турпотока в кластер «Завидово» до миллиона человек в год. А пока на полученные с туристической отрасли налоги в Конаковском округе удалось реализовать несколько инфраструктурных проектов: строительство и капремонт учебных заведений и досуговых центров, возведение нового жилого района, ремонт дорог. Когда губернатор Игорь Руденя презентовал главе государства этот масштабный туристический кластер,
Владимир Путин особенно оценил комплексный подход и способность областной власти максимально эффективно использовать возможности зоны особого экономического развития по привлечению инвесторов необходимого направления.
И вот на территорию приходит еще один инвестор – отечественный производитель. Согласно проекту, завод по производству канатных дорог будет выпускать канатно-транспортные системы различного типа, а также обеспечивать их полное обслуживание. Планируемые мощности – 20 подвесных канатных дорог в год. Такие объемы смогут покрыть спрос внутри страны, вызванный санкционным давлением.
15000 деталей
Канатные дороги – довольно старый вид транспорта, и на территории Европы ему в следующем году исполняется 510 лет. История канатного транспорта началась в 1515 году. Князь-архиепископ австрийского Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы.
В 1644 году в Гданьске Адам Вайбе спроектировал первую в мире канатную механизированную дорогу на лошадиной тяге, имеющую несколько опор, длиной чуть больше 200 метров. На ней перемещали через реку грунт, использовавшийся при строительстве оборонительных укреплений.
Наконец, в 1834 году немецкий инженер Альберт Фогтс изобрел металлический канат, свитый из стальной проволоки и обладающий высокой прочностью. Эта инновация открыла эру безопасных канатных дорог для перевозки людей.
А в России первую канатную дорогу построили в 1871 году рядом с железнодорожной станцией Покров Владимирской губернии. Она служила для перевозки пиломатериалов через заболоченную местность.
Современная канатная дорога состоит более чем из 15 тысяч больших и маленьких деталей. Основные из них – это станции (приводная и обводная), канат, кабинки или кресла, двигатель, отцепляемый зажим. Канатные дороги бывают разных видов: гондольного типа (кабины) и кресельного, с отцепляемым или фиксированным зажимом маятникового типа для преодоления больших расстояний на сложных рельефах, траволаторы (ленточные подъемники) для учебных склонов с протяженностью до 400 метров, буксировочные канатные дороги для транспортировки лыжников и сноубордистов на пологих непротяженных склонах с перепадом высот до 300 метров.
Производственные площади компании «РУСЛЕТ» в ОЭЗ «Технополис Москва», ограниченные пятью тысячами квадратных метров, позволяют выпускать 5 канатных дорог в год. В настоящее время канатно-транспортные системы, созданные на предприятии, ориентированы в первую очередь на закрытие потребностей российского рынка. В перспективе компания планирует выход на международные рынки. Основная особенность компании – это наличие собственного инженерного центра, силами которого разрабатывается новейшее оборудование.
Вызовы рынка
Еще несколько лет назад производить у себя на родине все вплоть до мельчайшего винтика для канатных дорог не было никакой нужды. Оборудование для канатных дорог было почти стопроцентно европейское. Три производителя из Франции, Австрии и Швейцарии держали практически весь рынок и со времен Сочинской Олимпиады обслуживали потребности российской горнолыжной отрасли. Однако санкции ввели ограничения на поставку горнолыжного оборудования. Таким образом, сначала европейским производителям перекрыли доступ к российскому рынку, а следующим пакетом санкций запретили и какое-либо консультирование. Из-за этого европейские производители теперь не только не могут выпускать канатные дороги для России, но и обслуживать те, которые уже поставлены. Не поставляются в Россию и европейские запчасти, и остается единственный вариант – параллельный импорт, однако это дорого и долго по срокам. Между тем канатная дорога – объект повышенной опасности с соответствующими требованиями по безопасности пассажиров. И встает вопрос по дальнейшей эксплуатации ранее поставленных в РФ канатных дорог, ведь они нуждаются в регулярном техническом обслуживании, подобно автомобилям. А если ТО вовремя не пройдено, работу такой канатной дороги могут приостановить.
С подобной неприятностью в новом горнолыжном сезоне могут столкнуться и крупнейшие курорты России, такие как Красная Поляна, Роза Хутор, Шерегеш. К счастью, компания «РУСЛЕТ» вовремя отреагировала на вызов рынка и дополнительно занялась производством запчастей для канатных дорог европейских производителей. Буквально месяц назад закончилась большая инспекция на Эльбрусе, в итоге дорога успешно получила доступ к эксплуатации.
Может показаться, что канатные дороги нечто экзотическое для наших мест, однако с развитием туристической сферы спрос появляется даже в ближайшем Подмосковье, а в самой столице на Воробьевых горах канатная дорога работает уже несколько лет.
Для своих
Компания изначально была совместным предприятием со швейцарской компанией «Бартолет» – одним из лидеров отрасли. Но после ввода санкций швейцарский партнер был вынужден покинуть российский рынок, и перед россиянами встал выбор: либо закрыть действующий завод в особой экономической зоне «Технополис Москва», где было локализовано производство части продукции, и перепрофилироваться на что-то другое, либо провести стопроцентную локализацию. Был выбран второй вариант – завод полного цикла, от А до Я, канатные дороги исключительно из российских комплектующих, чтобы не зависеть ни от параллельного импорта, ни от иностранных поставщиков. Долго выбирали площадку, но условия в особой экономической зоне Завидово оказались самыми привлекательными.
Высокотехнологичное производство ориентировано на возрождение индустрии канатных дорог в России. Сейчас компания проходит процедуру получения статуса национального производителя канатных дорог. Открытие нового завода площадью 30 тысяч квадратных метров в Завидово Тверской области позволит локализовать производство на 100%. На этом предприятии будет создано порядка 300 рабочих мест, которые «РУСЛЕТ» охотно предоставит жителям Тверской области.
Кстати, инвестор тесно сотрудничает с региональной и местной властью и выражает признательность за поддержку, в том числе в вопросе поиска кадров – ведь сейчас такое время, что практически все промышленные производства в стране испытывают кадровый голод.
Вместе с тем, компания запустила стипендиальную программу по привлечению молодых специалистов на строящийся завод. Инициатива заключается в поддержке абитуриентов Тверской области, планирующих поступать в технические вузы. Подписаны соглашения о сотрудничестве с МГТУ имени Баумана и Московским политехническим университетом. И фирма предлагает стипендии до 80 тысяч рублей студентам, заинтересованным в возрождении отрасли канатных дорог в России. Им будет оплачено обучение плюс общежитие, обеспечена производственная практика, прикрепление к предприятию, наставничество и гарантированное трудоустройство. Подчеркнем, это предложение рассчитано в первую очередь на тверских абитуриентов. Чтобы ребята, получив качественное образование в столице, потом пришли работать на завод в Тверской области, закрепились на предприятии и способствовали экономическому развитию и процветанию региона.