Тверской эксперт рассказал о сюрпризах с запчастями, отмирании автоподстав и ответственности пассажиров

Полуживые «немцы» и бодрые «китайцы»

Тверской эксперт рассказал о сюрпризах с запчастями, отмирании автоподстав и ответственности пассажиров
Фото: Анастасия Чистякова

За последние пару лет автомобиль стал роскошью чуть больше, чем прежде, но средством передвижения быть не перестал. Какие изменения претерпел автомобильный рынок, откуда везут запчасти, что в голове у водителей?

На эти темы мы поговорили с постоянным экспертом "МК в Твери", автоюристом, доцентом кафедры технической эксплуатации автомобилей Тверской государственной сельскохозяйственной академии Виктором Кондрашовым.

Восток или Запад?

- Виктор Анатольевич, давайте начнем с того, что выбор марки автомобиля стал в последнее время особо ответственным моментом. Приобретая навороченную иномарку, можно столкнуться с тем, что она так и останется стоять в гараже после первой же поломки.

- Вы правы, сейчас большая проблема с поставкой запчастей к некоторым зарубежным моделям, так как нарушены все логистические цепочки недружественных нам стран. Дорогостоящие детали для машин труднодоступных брендов, например, из Японии или Германии автовладельцу придется приобретать какими-то окольными путями. И не факт, что после замены запчасти авто снова окажется в строю.

Объясню на конкретном примере. У премиального внедорожника БМВ в Твери выходит из строя фара. Купить ее можно, хотя и дорого, через Белоруссию или Казахстан. Хозяин потирает довольно руки, меняет старую на новую, а она не работает! Дело в том, что сегодня машины настолько «умные», что новые запчасти воспринимаются ими как инородное тело. Программное обеспечение требует специальной диагностики, чтобы корректно заработал весь механизм в целом. Дилерская сеть еще сохранилась в дружественных нам государствах бывшего СНГ, но нет гарантии, что и там помогут. Ведь данные модели производились именно для российского рынка.

Можно и сегодня купить малолитражку в Японии, например, за пятьсот тысяч рублей, однако растаможка для целого ряда стран достигает миллиона рублей. Плюс доставка и т.д. Так что это явно невыгодно.

Кстати, проблемы с запчастями решаются и криминально. Раз есть спрос – будет и предложение. Раньше воровали машины, чтобы потом сбить номера, поставить их на учет и продать. Теперь ворованные иномарки нечистоплотные предприниматели разбирают и продают по запчастям.

- Многие сегодня ориентируются на Китай.

- Многие, включая меня. Сам думаю приобрести такую машину довольно известного бренда, который уже восемнадцать лет на российском рынке. У них тоже бывают проблемы с поставкой запчастей, так как быстро меняется модельный ряд, а некоторые детали индивидуальны. Но у них все налажено, так что поддержка в любом случае обеспечена. И еще. Если уж говорить про надежность, то китайцы изучают наш рынок, учатся, как на своих ошибках, так и на ошибках конкурентов. Некоторые автомобили китайских брендов производятся в России.

Купить машину не проблема, главное, чтобы потом не возникло проблем при эксплуатации. Сегодня приличный автомобиль можно приобрести, начиная с двух миллионов рублей. Если ценник дешевле, то это наш «АвтоВАЗ», который все упрощает и удешевляет. Помните слова Генри Форда: «Самый лучший автомобиль – это новый автомобиль». Народ уже давно наелся различными серыми схемами, поэтому старается придерживаться этого девиза, чтобы потом не вникать в разные неприятные юридические составляющие. Ну, например, купишь подержанную машину, а окажется, что она ворованная.

Спасет видеорегистратор

- Дорога полна неожиданностей. В свое время в наглую «работали» автоподставщики. Как сейчас с этим обстоят дела? Что делать при ДТП?

- Проблема с автоподставой постепенно отходит в прошлое. Правоохранительные органы имеют уже большой опыт, да и народ информирован, что делать после ДТП. В таких ситуациях спасает наличие видеорегистратора, даже если он не включен, все равно оказывает положительное психологическое воздействие. Сразу останавливаемся, включаем аварийку и начинаем фото-видеофиксацию повреждений и расположения автомобилей на дороге. Снимать надо так, чтобы были видны дорожные знаки, разметка и особенности местности. Есть еще одна деталь - надо заглянуть под колеса.

Сегодня скорее всего приходится говорить не о попытке автоподставы, а о желании повесить на постороннего человека ремонт своей машины. Это немного разные вещи. И лучший помощник в такого рода ситуациях опять же видеорегистратор. Это основа доказательной базы вашей невиновности. И, конечно, универсальный совет всем автомобилистам: в случае ДТП нужно постараться не нервничать. Растерянностью своих жертв часто и пользуются мошенники. В стрессовом состоянии не подписывайте никаких бумаг, не давайте денег. Чтобы прийти в себя, нужно взять паузу - выставить знак аварийной остановки, провести фотофиксацию места ДТП, позвонить близким. За это время можно успокоиться и начать трезво мыслить. Так будет легче распознать характер ДТП и принять правильные решения.

"Летающие" пассажиры

- В последнее время бурное развитие общественного транспорта в Твери позволило заметно снизить число пострадавших пассажиров. А вот на личном транспорте в течение года по всей стране гибнет столько людей, что число погибших сопоставимо с населением небольшого городка.

- Это очень важный момент. Здесь хотелось бы сделать акцент и на безопасности пассажиров общественного транспорта. Проблема настолько актуальна, что я в последнее время постоянно пытаюсь заострить на ней внимание. Обращался в транспортный комитет Государственной Думы, связывался с управлением ГАИ. Беспокоит сложившееся положение дел и организаторов общественных перевозок. Дело в том, что в правилах дорожного движения прописаны обязанности пешехода, водителя и пассажира легкового транспорта, а вот обязанностей пассажиров общественного транспорта вообще в природе не существует. Возьмем классификацию ДТП: столкновения, опрокидывания, наезд на транспортные средства, пешехода и иные. Вот к этим иным и относится падение пассажира в салоне транспортного средства. В Москве, например, есть постановление главы города, обязующее пассажиров держаться за поручни. И на уровне региона оно работает. Мое предложение в Госдуму и касается как раз поправки в правила дорожного движения. Взять за основу опыт столицы и использовать его в масштабе всей страны.

Почему это важно? Возьмем типичную ситуацию. Какой-то хулиган подрезал автобус, и водителю пришлось резко нажать на тормоз. Те, кто держался за поручень, просто качнулись, а остальные разлетелись по салону, как осенние листья. И достаточно часто получают травмы: легкой, средней степени и тяжкие. Все это может привести к ответственности водителя, от административной до уголовной. Лишь доказательство обоснованного торможения поможет избежать обвинения. Если же нет видеорегистратора, то вообще однозначно виноват. Я считаю, что это несправедливо. Организаторы общественных перевозок со мной солидарны.

При разборке конкретной ситуации каждый раз возникает много вопросов и нюансов. Так, например, тот же сотрудник ГАИ, оценивая видео на месте происшествия, не может сделать точных расчетов и вынужден привлекать экспертов. В практике у меня лично была ситуация, когда водитель объясняет, что обоснованно применил торможение, а человек в салоне, который не держался за поручни, не только сам пострадал, но досталось еще и третьему лицу, причем серьезно. Инспектор только разводит руками, пассажира не за что наказывать, нет такой статьи. Инструкции перевозчиков, которые висят в салоне, не имеют правовой силы. А в законе ничего такого не прописано.

Я уверен, что и водитель, и пассажир должны быть в одинаковой степени равны перед законом. Ну, вот вам еще яркий пример. Молодая девчушка заговорилась в автобусе по телефону. За поручни не держится, при резком торможении полетела по салону и сбивает старушку. У той перелом бедра, так сказать, тяжкие телесные. И что, теперь водителя к уголовной статье привлекать? Виновата-то девушка… Так что в законе мелочей не бывает, неучтенные нестыковки надо исправлять.

Засудим коммунальщиков?

- Бывает, что автомобиль пострадал на плохой дороге, и водитель твердо уверен, что причиной ДТП является именно состояние дорожного полотна – есть ли шанс отсудить компенсацию?

- Такие случаи происходят регулярно. Чтобы понять, по какому алгоритму действовать, если виновата плохая дорога, то есть присутствует наледь, яма, глубокий снег и т.д., то следует соблюдать пошаговые действия.

Вызвать сотрудников ГИБДД для того, чтобы они зафиксировали все обстоятельства. Если они по каким-то причинам не выезжают, нужно самому произвести тщательную обзорную съемку. Сперва сфотографируйте расположение авто после аварии и повреждения. Затем приступайте к фиксации дорожных буераков. По фотографии должно быть понятно местоположение ямы на дороге относительно окружающих объектов. Нужно делать снимки с разных ракурсов. Хорошо, когда в кадре есть дом с адресом, дорожный знак и т.д. Так можно доказать, что происшествие случилось именно на этом участке.

Также надо сфотографировать в самой яме какой-то масштабный объект, например, коробок спичек, а в идеале - линейку. Масштаб ямы должен быть понятен человеку, который посмотрит на эти фото. Нас интересуют глубина, длина и ширина ямы. Точно так же проводим съемку наледи, которая часто становится причиной аварий. Кроме фото надо снимать еще и видео. Одним планом, не выключая телефона, снимаете яму (наледь), автомобиль, повреждения и окружающие объекты.

С этими материалами едете в ГИБДД и там пишите заявление о том, что произошло ДТП. В случае, если сотрудники ГИБДД приезжали на место аварии, они должны составить акт обследования улично-дорожной сети. Очень важный документ. Если вы сами все зафиксировали, в ГИБДД будут основываться на ваших данных. Эта информация будет в справке о том, что авария и ущерб действительно имели место.

Затем в ГИБДД должны установить принадлежность дороги, где произошел инцидент. Самостоятельно бывает сложно разобраться, кто ответственен за эксплуатацию того или иного участка. Когда вы получили эту информацию, вы обязаны письменно уведомить организацию и пригласить ее представителя на осмотр повреждений автомобиля и предложить в досудебном порядке компенсировать ущерб. Судиться скорее всего придется хотя бы потому, что большинство организаций муниципальные и в бюджете нет средств на компенсации водителям.

Когда все справки собраны и письма разосланы, можете подавать заявление в суд. Если авто пострадало не в процессе движения, а было припарковано и на него упала сосулька с крыши, обращаться надо в дежурную часть полиции по месту инцидента. Там также составляют протокол и выясняют принадлежность территории. В остальном действия такие же.

Справка «МК в Твери»:

Судебная практика знает немало положительных примеров, когда есть реальный шанс облегчить кошельки нерадивых коммунальщиков в свою пользу.

Так, например, Пролетарский районный суд города Твери принял в свое время иск к МУП «ЖЭК» о компенсации ремонта BMW, который угодил в яму. Суд постановил возместить 144 тысячи рублей на ремонт и судебные расходы - в размере 15 тысяч рублей.

А Центральный районный суд разбирал дело владельца автомобиля Lexus, на который упала ледяная глыба с крыши дома по Студенческому переулку. И пострадавший отсудил у местного ТСЖ 200 тысяч рублей. Попытка ТСЖ опротестовать решение суда успеха не имела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру