Каждодневные «важные» звонки, смски и сообщения в мессенджерах различного характера, которые поступают от незнакомцев, нередко оборачиваются для россиян историей про «разбитое корыто». Под маской «банкиров», «работодателей», «полицейских» и других вызывающих доверие лиц злоумышленники вынуждают жертву выполнять определенные действия, в результате которых потерпевший, не заметив того, лишается денег, имущества и даже свободы. Дистанционное мошенничество настолько стало привычным делом, что рядовому гражданину может показаться, «уж со мной-то ничего не случится, ищите дурака». Вот только злоумышленники придумывают все новые подходы, видоизменяя избитые, всем известные схемы, и до сих пор получают свое. Более того, все это разрослось до целых офисов, где рутинно, за положенный «кусок хлеба» обычные люди обманывают других обычных людей.
«МК в Твери» продолжает серию публикаций о кибермошенниках, и в этом материале мы расскажем о специфике работы с подобными уголовными делами, о том, кого набирают в команду аферистов, откуда они ведут свою деятельность и как мстят тем, кого обмануть не удалось, а также ответим на вопрос «Можно ли вернуть деньги, которые достались мошенникам?»
В этом нам помог разобраться начальник отдела противодействия преступлениям, совершаемым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, и мошенничеств общеуголовной направленности Управления уголовного розыска УМВД РФ по Тверской области, подполковник полиции Александр Зубков.
Мошенник – это профессия?
Чтобы оставаться в тени и не «наследить» в сети, мошенники, как и серьезные торговцы оружием и наркотиками, используют различные технические возможности. Поэтому полицейский должен быть и юристом, и айтишником в одном лице.
– Не обязательно быть преступником семи пядей во лбу, просто надо использовать мессенджер, например. Сложно установить собеседника на том конце провода, можно сказать - практически невозможно, – отмечает полицейский.
Помимо мессенджеров, мошенники используют IP-телефонию, прокси-серверы, VPN, симбоксы, криптовалюту, услуги зарубежных интернет-провайдеров – вычислить местонахождение и полные данные о злоумышленниках становится сложной задачей.
– Telegram и WhatsApp, к сожалению, пока что к нам никакого отношения не имеют. Павел Дуров ни на один запрос пока еще не ответил и вряд ли ответит. А что касается криптовалюты, то в этой сфере правовые отношения вообще никак не регулируются, нет никакого нормативного акта. А это большие деньги.
Тем не менее, добавляет наш собеседник, не раскрывая техническую составляющую своей работы, тщательный анализ движения украденных средств все равно приведет к преступнику. И, как оказалось, значительная часть звонков от «сотрудников» ФСБ, ЦБ, полиции, пенсионного фонда и прочих квази-официальных персонажей поступает россиянам из соседнего государства.
– Можно уже открыто про это говорить: 99,9% всех мошеннических звонков совершаются за пределами России, – это города Киев, Одесса и так далее. Они этого не скрывают: даже выкладывают посты в Instagram* и TikTok* о том, кто сколько человек обманул, кому сколько денег пошло и тому подобное. Это такая форма противодействия, наверное.
Со слов Александра Зубкова, мошенники так же каждый день ходят на работу в офис (подобие колл-центра). Как и на любой работе, эти люди прошли обучение: помимо зазубренных скриптов они должны знать, как правильно вести себя с жертвой, что говорить и на что давить. Кто-то сидит на холодных звонках, кто-то на горячих, одни надевают маску «ФСБ», а другие «прокуратуры» и так далее.
– Знаете, шутка такая есть: «Если ты шокаешь (использовать в речи слово «шо» вместо «что», – Прим. ред.), то тебе не место в офисе».
Для того, чтобы система хорошо функционировала, злоумышленники привлекают наших соотечественников на местах. За денежное вознаграждение находятся люди, которые готовы устанавливать на территории России симбоксы (которые обеспечивают мошенников связью), предоставлять в пользование свои банковские реквизиты и даже лично приезжать к потерпевшим за деньгами, а затем перечислять их кураторам.
– Нужно понимать, что русские рубли никому на Украине не нужны. Происходит обмен, все это выводится через криптовалюту.
Так, деньги частями расходятся сначала, к примеру, на жителя Татарстана, потом – Новосибирска, – условно, миллион раскидывается на пять граждан, жителей вообще разных частей России. Затем средства переводятся в криптовалюту и поступают «верхушке». «Прелесть» такой преступной схемы в том, что ее участники не знают друг друга, они выполняют действия для ника в Telegram, за что получают деньги. Эти люди также причастны к преступлению как пособники, даже если не отдают себе отчет в том, что совершают.
В одном из циклов публикаций о мошенниках мы упоминали громкое дело о 14 аферистах из Бурятии, которые в общей сложности совершили 177 преступлений на 160 миллионов рублей. Все это происходило в течение двух лет, пострадавшие находятся почти по всей России – в 46 регионов. Тут оказалась и Тверская область: два потерпевших, которым причинен ущерб в сумме больше 4 миллионов рублей. На след огромной группировки вышли именно тверские правоохранители, и дело с обвинительным заключением было направлено по территориальному признаку рассмотрения.
На что идут эти деньги, если они достигли своей точки назначения, остается только догадываться. Так как добраться до прозвонщиков практически невозможно, необходимо по крайней мере не дать украденным средствам покинуть пределы страны, отмечает наш собеседник.
У мошенников тоже есть чувства: почему не стоит их дразнить
Не могли мы не спросить у Александра Зубкова, и почему же граждане продолжают вестись на всем известные фразы в духе: «ваши деньги в опасности, переведите их на безопасный счет», или «ваш родственник стал виновником страшного ДТП, подготовьте деньги, чтобы помочь ему избежать уголовного преследования» и прочие.
– Все знают, что сотрудник банка не может позвонить и начать что-то требовать. Но вот чуть-чуть изменили схему, и она снова заработала. Сначала звонит какой-нибудь представитель ЖЭК, или на томографию нужно записаться, или еще какой-то «представитель», который между делом попросит сообщить код из смс. Затем взламывают Госуслуги, и поступает второй звонок от «сотрудника ФСБ» с наездом «Вы спонсируете Украину»…Это все развивается. Предлоги вроде одни и те же, но с разных сторон людей загоняют в рамки страха.
Взлом Госуслуг, в частности, работает как инструмент манипуляции. Проанализировав большой объем информации о человеке, мошенники понимают на что можно «надавить», а жертва больше верит, что ему звонит всеведущий ФСБшник.
Второй излюбленный способ мошенничества – сыграть на человеческой жадности. Пожилые «инвесторы» охотно верят в легкий заработок, и, совсем не разбираясь в том, что такое криптовалюта, вкладывают миллионы своих денег, оставаясь в итоге ни с чем.
В отдельных случаях мошенники не останавливаются на добытых деньгах и продолжают манипуляции, заставляя жертву пойти на преступление. Летом 2023 года после разговора с неизвестным гражданка решилась на поджог военкомата в Твери. Она пришла с пропитанной жидкостью тетрадкой на улицу Трехсвятская, полагая, что, если выполнит требование мошенников, то они вернут ей украденные полмиллиона рублей. В мае этого года женщине вынесли приговор по уголовному делу.
– Манипуляций – куча, с людьми делают многое. Главное, они хотят запугать, поставить в стрессовую ситуацию, когда человек не соображает, что делает.
Но и мошенники не безупречные говоруны и довольно часто допускают ошибки, выдавая себя. Чего стоит только диалог, который записала жительница Тверской области этим летом: мошенники пытались ее «обработать», но не поставили звонок на удержание, раскрыв часть внутренней кухни.
– Проколы бывают. И, в общем-то, это просто некомпетентность. Люди, которые звонят, – это низшая ступень организованной группы, наемный персонал. Это вообще кто угодно – люди, которым буквально нужны относительно легкие деньги.
Резвиться в словесных перепалках с мошенниками полицейский не советует. Они при желании могут и отомстить. Зная буквально номер телефона, злоумышленники потратят на это от силы полчаса. К примеру, они могут зарегистрировать абонентский ящик с такой же нумерацией, что и номер телефона гражданина, и сообщить о минировании какого-либо соцобъекта. В любом случае человек оправдается, отмечает Александр Зубков, но зачем ему такие проблемы.
Таких случаев пока что в регионе не было, говорит полицейский, однако, при помощи специальной программы злоумышленники делали так, что на телефон дерзкого тверитянина буквально каждую минуту приходили смс или звонок с подменного номера.
Легко потерять и почти невозможно вернуть
Конечно, желающие нажиться за чужой счет сидят не только за границей. Перед этим остановимся на слове «сидят» и развеем стереотип о том, что «зеки» промышляют звонками от лица «сотрудников» Сбербанка.
– Для этого нужен хороший Интернет и нормальное реальное рабочее время. В тюрьмах нет Интернета с проводом. Это невозможно.
Итак, в более простых случаях мошенники действуют в одиночку, а не работают на кого-то. Цель банальная – личное обогащение. Так, житель Твери за 20-30 тысяч рублей обещал своим клиентам в Instagram* организовать выдачу водительских прав: получив деньги от потерпевших, он менял средство связи. А в октябре этого года в Твери был задержан высокопоставленный таджик, который за 250 тысяч рублей обещал решить вопрос с отсрочкой от службы в армии. В подобных случаях пострадавшие не рвутся обращаться за помощью в полицию, потому что, по факту, они пошли на взятку. Не часто афишируют граждане и то, что стали жертвами обмана при заказе интим-услуг, внеся предоплату на счет аферистов.
Если потерпевший все-таки попался на удочку и перевел неизвестным деньги, то действовать нужно незамедлительно. Сейчас и банки принимают меры: они распознают нетипичные операции и замораживают деньги. Например, какая-нибудь тверская бабушка пытается перевести крупную сумму мальчику из Воронежа, а между ними ранее не было никакого взаимодействия – банк это заметит и заморозит перевод. Если потерпевшая вовремя поняла, что ее обманули, у нее есть шанс отменить операцию и вернуть деньги.
Другое дело, если человека обманывали длительное время, в течение которого он в состоянии глубокого доверия перечислял мошенникам деньги и игнорировал заморозку банковских переводов и не обращался в полицию. В этом случае шанс вернуть средства равен нулю.
Кроме того, потерпевший, набравший кредиты под диктовку злоумышленников, будет ответственен за них перед банком. Юридически граждане самовольно подписывают кредитный договор, а после получают деньги. То, как они ими распорядились, как бы это ни печально звучало, остается на их совести. При этом, если договор займа был подписан мошенниками (без участия потерпевшего), то ситуацию можно оспорить в суде. Как правило, взломав Госуслуги, злоумышленники могут взять небольшие суммы в микрофинансовых организациях. В этом случае потерпевшей стороной становится организация, а гражданин не будет нести ответственность за выплату микрозаймов.
В одном из наших материалов мы в деталях рассказывали историю молодой тверитянки, которая после общения с «майором полиции» осталась «с кучей кредитов и морем проблем».
Одним из действенных способов борьбы с подобного рода преступлениями остается активная информационно-профилактическая работа с населением.
– Надо доносить до граждан, что есть дистанционные мошенники, что не надо им верить. И если хотя бы 5 процентов из 100 это услышит и поймет, я считаю, что это уже результат.
* принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной организацией