Тверская область привлекает туристов из самых отдаленных регионов нашей большой страны, и понятно, почему: в ней могут соседствовать самые, казалось бы, самые несопоставимые вещи. Тут есть и храмы, и великолепные усадьбы, здесь выращивают даже улиток – кто пробовал, утверждают, что лучше бургундских. Один из лучших звонарей России является крутым гитаристом - в общем, региону точно есть чем удивить даже самого искушенного гостя.
Но есть у нас в регионе и особые места, где заботятся о диких животных в естественной для них среде обитания. Речь идет об оленьей ферме "Судимиръ".
Там, среди 140 оленей пяти видов живут слишком экзотические гости, которые в свое время играли важнейшую роль в скотоводстве у инков – речь идет об альпака и ламе. Пусть и с простым именем Валера, но лама гордо несет память о своих предках, как и его друг - альпака Афоня. Но их появление на ферме под Тверью началось с совсем другой истории.
Андрей, ой, простите – Андриана
История "Судимиръ" началась почти 12 лет назад, и за это время семейный проект стал важным туристическим объектом региона. На 350 гектарах в естественной среде обитания живут больше 140 оленей различных видов, в том числе и маралы, и северные.
Есть и козлики, лани, индюшки с гусями, "ручной" барашек Андрюша. Но встречают нас совсем не они – на стол, где мы только успели расположиться, запрыгивает очаровательный кот.
- Это – Мачу-Пикчу, он вас не видит, так как слепой. Но кот – туристоориентированный и очень любит людей, - рассказывают хозяева фермы Анна Овчаренко и Алексей Афанасьев.
И правда, кот очень хорошо ориентируется и в звуках, и людях: Мачу-Пикчу подошел к каждому гостю, а остановился там, где из обертки доставали пряник. В целом, на ферме уже вовсю готовятся встречать Новый год – в этот раз он пройдет в ямальском стиле. Помимо круглосуточной работы с животными, хозяевам приходится решать и организационные задачи.
- Здесь есть, чем удивить гостей – столько видов оленей вы вряд ли найдете в ближайших регионах. Но наша главная цель – сделать все так, чтобы животные развивались в естественной среде, и важно прививать людям правильную культуру общения в подобных местах, - рассказывает Алексей, пока мы с Мачу-Пикчу спешно доедаем пряник в ожидании сафари-экскурсии. – Сейчас важно сохранять заботу именно о животных, а не делать все ради высоких рейтингов, лайков, репостов. Иногда конкурентная борьба доводит до вредительства, но не будем об этом.
Доев пряники и выпив чая, отправляемся в долгожданное сафари. Отметим, что у многих слово "сафари" ассоциируется с африканской охотой. Тут, конечно, ни за кем не охотятся, разве что за впечатлениями, шутит Алексей.
Чтобы добраться до ламы Валеры и альпака Афони, которых мы и хотели показать нашим читателям, приходится ехать по дороге, которую то куропатки пересекают, создавая небольшие пробки, то – олени.
Приходится несколько раз останавливаться, чтобы пропустить вперед интересующихся туристами животными.
- Мы их приучили к гудку автомобиля. Как только олени его слышат, сразу выходят на звук. Вот, смотрите, Виктор Сергеевич бежит, президент оленьего царства, - показывает нам Анна. – А это - это его самая любимая жена Люся. Мы-то знаем им по именам, уже все как родные. Появляются и новые – как правило, называем мы их именами тех, кто выхаживает. Если же олени рождаются, можно сказать, в неволе – значит мы все делаем здесь правильно.
Однажды несколько лет назад зимой на ферме родился олененок (обычно олени рождаются в более теплый период, с июля по сентябрь, поэтому внимание к детенышу было особенным), который потом "привел" в тверское оленье царство гостя из Южной Америки.
- Сотрудник поехал кормить животных и заметил на дороге слабого пятнистого олененка. Тот не шевелился, и мы забрали его в козлятник выхаживать. Обычно таким детенышам повязывается красная ленточка – как оберег, чтобы малыш выжил. И он выжил. Так как его заметил сотрудник Андрей, то и назвали олененка также – есть у нас своя традиция.
Шло время, Андрей рос, и когда к нему на плановый осмотр приехал ветеринар, то выяснилось, что это…не Андрей.
- Ветеринар проверил и понял, что это девочка. Так Андрей стал Андрианой. Спустя полгода к нам приехали коллеги из Ленинградской области и буквально влюбились в ласковую Андриану. Предложили обмен, и мы согласились.
Так вскоре на ферме появился новый гость – лама Валера.
Друзья по стрижке
В вольер, где уже жил альпака Афоня, вскоре прибыл новый гость - Валера, а Андриана отправилась в Ленинградскую область. Валеру быстро полюбили – "обычная перуанская овца" с большими ресничками быстро стал любимцем как сотрудников, так и посетителей.
Здесь он нашел и своего друга – альпака Афоню с очень непростым характером – к нему в вольер иногда боятся заходить даже сотрудники.
- Жил он с козочками, но не могу сказать, что Афоня мог от них что-то перенять. Он щипается, плюется – как и типичные представители верблюжьих, - рассказывает Анна.
К счастью, нам удалось без плевков понаблюдать за тем, как лама носится и прыгает за альпака. К слову, в сильные морозы их забирают в помещения, но в целом "экзоты" уже привыкли к тверской погоде. В еде их тоже особо не балуют – думаете, они кушают манго, или им привозят травы Южной Америки? Как бы не так – и Афоня, и Валера едят обычное тверское сено, чему, судя по мордам, весьма рады.
Несмотря на свой характер, Афоня оказался очень даже верным другом. Так, Анна рассказывает историю их совместной стрижки:
- Однажды их стригли – это надо делать каждый год. Когда стригли Афоню, Валера просто "плакал" рядом, а вот когда приступили к Валере…у альпака случился коллапс. Он стал прыгать на ветеринара и защищать своего товарища. Кто-то из присутствующих даже закричал ветврачу: "Деда, садись на него верхом". Альпака, конечно, оплевал всех, но все же позволил постричь ламу.
Вот так и сдружились в Твери Валера и Афоня, и теперь радостно поплевывают (семейство верблюжьих же!) на подходящих к ним гостей. По-доброму, выражая так свое внимание. Ну а мы взяли на память фигурки оленей – жаль, с Валерой и Афоней таких сувениров еще нет. Отогревшись горячим чаем, уезжаем уже затемно, и усадьба загорается в цветах северного сияния, которое, кстати, зачастило в Тверской области.