4 февраля в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Тверской области Игорем Руденей.
Глава тверского региона поздравил владыку с годовщиной интронизации и поблагодарил за освящение Спасо-Преображенского собора в городе Твери, которое было совершено в 2024 году.
Патриарх подчеркнул: общая работа – светских властей, работников культуры, науки, образования и представителей церкви – должна быть направлена на то, чтобы совместными усилиями укреплять духовную, интеллектуальную составляющую народа.
О духовной составляющей сегодня и пойдет речь. В 2025 году православные христиане отмечают два юбилея – 160 лет со дня рождения и 100 лет со дня преставления Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В честь этого в течение года служители Русской православной церкви будут проводить мероприятия, в том числе федерального масштаба, в честь святителя.
Будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (в миру Василий Беллавин) родился в 1865 году в 40 километрах от Торопца, на погосте Клин.
Интересно, что Тихон стал первым главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества.
Как это было, рассказывает постоянный колумнист «МК в Твери» краевед Павел Иванов.
Избрание патриарха
Первый после длившегося 217 лет перерыва русский патриарх, которым, как известно, стал уроженец торопецкой земли Тихон (Беллавин) был избран в самые трудные для нашего Отечества времена. Разгоралось пламя русской революции, великой смуты, которая превзошла размахом все древние смуты, бывшие в истории Русского государства. Смута сопровождалась брожением умов, колебаниями и шатаниями в обществе. Авторитет церкви был в значительной степени потерян в предшествующие десятилетия, когда ширилась скрытая атеистическая пропаганда, разрушались государственные устои, недостаточно внимания уделялось православному просвещению народа. Лучшие представители церкви хорошо понимали это и задолго до революции били тревогу. Но их голос не был услышан.
Задолго до революции остро назрела необходимость созыва общецерковного Поместного собора. С 1906 года при Синоде с Высочайшего разрешения работало Предсоборное присутствие. Им была выработана рекомендация будущему Поместному собору – восстановить упраздненное императором Петром I патриаршество. Подготовительные к созыву собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства.
Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного собора. И лишь 29 апреля 1917 года, уже в новой фактически России, Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Поместного собора.
Благочиннические собрания по всей Русской церкви должны были собираться 30 июля. Каждому из них на свой местный епархиальный избирательный съезд надлежало избрать двух клириков (один из которых должен был иметь сан священника) и трех мирян. Затем от съезда на Поместный собор от епархии надлежало выдвинуть пятерых: двух клириков (один из которых обязательно в сане священника, а другой – в любом, хоть в сане епископа, хоть псаломщика) и трех мирян. В Твери от епархии путем тайного голосования были избраны от клира протоиерей Иоанн Васильевич Знаменский и ректор семинарии архимандрит Вениамин (Федченков), от мирян Д.И. Волков (служащий консистории), В.Г. Дьяченко (преподаватель Тверской духовной семинарии) и крестьянин В.Е. Рубцов. Фактически в работе собора участие принял только архимандрит Вениамин, участие остальных тверских депутатов было эпизодическим.
Открытие собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа. На почетных местах среди молящихся присутствовали члены Временного правительства: премьер-министр Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев и министр исповеданий Антон Карташев.
18 августа председателем собора был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин) – как архипастырь того города, в котором собор собрался. Нужно отметить, что в условиях крайней демократизации тогдашней церковной жизни даже посты епархиальных преосвященных были выборными, во всяком случае, все назначенные до революции архиереи должны были подтвердить свой авторитет на епархиальных съездах. Известность владыки Тихона в церковном народе была такова, что его кандидатура была выдвинута снизу на московскую кафедру, хотя в тот момент он был епископом Виленским. Сопредседателями митрополита Тихона из архиереев были избраны архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), из священников – протопресвитеры Николай Любимов и Георгий Шавельский, из мирян – князь Евгений Трубецкой и Михаил Родзянко. Состав собора был «звездный» - в нем был весь цвет Русской церкви, очень многие из них увенчали свою жизнь в скором времени мученичеством, другие оказались за границей, где фактически возглавили устроение Русской православной церкви за рубежом.
Вплоть до октября 1917 года решение о восстановлении патриаршества было на соборе далеко не так очевидно. Было, конечно, много сторонников. Один из ревностных «патриархистов» епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) 11 октября взывал к соборянам: «Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской церкви – представитель подвига и дерзновения, и как стоятель за Русскую церковь. Дайте нам отца, дайте молитвенника и подвижника!»
Раскаты революции
Но и возражения оппонентов были аргументированные. У Русской церкви, веками противостоявшей католицизму, была стойкая аллергия на «цезарепапизм» (единовластие Римского папы во всех вопросах церковной жизни). Сама возможность «русского папы» была многим глубоко отвратительна. 21 октября протоиерей Николай Добронравов (с 1921 года – епископ) оппонировал: «Говорят, что Патриарха требуют каноны. Но на это мы скажем, что в первые три века Патриархов не было. Нам отвечают, что тогда патриаршество было в идее, было, так сказать, в зачаточном состоянии. Но не о мире идей толкуем мы здесь, а о мире фактическом, реальном. Не эмбриологией патриаршества мы занимаемся. Мы желаем знать: было ли действительно патриаршество в первые три века? Его не было. Следовательно, Церковь могла существовать и без Патриарха».
Тон дискуссии резко изменился после известий из Петрограда: в ночь с 25 на 26 октября Временное правительство было свергнуто и 26-го же числа было сформировано новое – Совет народных комиссаров. К власти пришли большевики. На улицах Москвы 28 октября начались бои, верные присяге юнкера попытались сопротивляться захвату власти большевиками в Москве. В тот же день, 28-го числа, по поступившему от более чем 60 соборян предложению дискуссии о восстановлении патриаршества было решено прекратить (хотя оставалось еще 90 записанных ораторов). Общим голосованием были приняты «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Они утвердили восстановление патриаршества.
На следующем заседании, 31 октября, процедура выборов претендентов на патриаршество была продолжена. После четырех туров голосования собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Антоний (Храповицкий) - 101 голос. За ним следовал архиепископ Арсений (Стадницкий) - 27, и, наконец, митрополит Тихон (Беллавин) - всего лишь 23 голоса. 4(17) ноября было назначено избрание патриарха на следующий день. Местом был определен храм Христа Спасителя. Успенский собор в то время был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими восстание юнкеров. Израненными, в пробоинах от тяжелых снарядов, стояли кремлевские соборы и башни, вызывая у русских православных людей чувство ужаса от оскверненной святыни.
5 (18) ноября в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия, которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон. Невероятная служба собрала огромное количество зрителей, гигантский храм был переполнен.
Во время этой службы все три кандидата на патриаршество отсутствовали, ожидая извещений об избрании одного из них. Ради этого исключительного случая удалось получить разрешение на перенос в храм Христа Спасителя одной из главных святынь Русской церкви - Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Святыня была помещена рядом с ковчежцем. По окончании литургии был совершен особый молебен. После этого состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схииеромонаха Алексия (Соловьева) вынуть один из жребиев.
Как вспоминал позднее митрополит Евлогий (Георгиевский): «Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. Храм, вмещавший до 12 000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовет… По окончании молебна митрополит Киевский Владимир подошел к аналою, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец иеросхимонах Алексий – затворник Зосимовой пустыни, ради церковного послушания участвовавший в соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский».
Словно электрическая искра пробежала по молящимся… Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос! Аксиос!» духовенства и народа. Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ».
Великий подвижник
Святитель Тихон не искал власти. «Возлюбленные о Христе отцы и братие! – обратился он к народу после избрания. - Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского собора за высокую честь избрания в число кандидатов на Патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголати вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль… Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно - в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни...»
В Твери о патриархе Тихоне знали тогда еще мало – он никогда не служил на Тверской кафедре (Торопец входил тогда в Псковскую епархию). Но весть об избрании его быстро достигла и нашей губернии. В епархиальном журнале мы видим статью Владимира Можжухина под названием «Духовная радость». Некоторые места из нее кажутся прямо пророческими:
«…Да как же не радоваться, получивши общего великого отца духовного! …Да будет же Великий Господин наш Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России, нашим благодатным вождем и молитвенником духовным! Да поможет ему Господь Бог Своей всесильной благодатию «право правити слово истины»! Да укрепит силы его в предстоящих великих подвигах славного патриаршего служения! Да подаст ему мудрость Соломонову, кротость Давидову, ревность Илиину, правоверие апостольское! Да благословит труды его и да явит его достойным преемником и подражателем великих святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена во благо Святой Своей Церкви и для спасения нашего погибающего Отечества! В настоящее время великих и тяжких волнений и страданий нашей России, когда поднялся над нею страшный ураган грозной анархии и нависла ужасная туча беспримерных бедствий, молитвы и мудрое водительство Богоизбранного Первосвятителя Русской земли Святейшего Тихона да объединят в горячей вере и подвиге самоотвержения и любви в родине весь православный русский народ и да послужат спасению нашего отечества и водворению в нем мира и спокойствия!»