Сегодня туризм – максимально импортозамещающая отрасль экономики России, и Тверская область, край с необыкновенно богатой историей и природными красотами, старается не упускать шанс принять как можно больше гостей – и по суше, и по воде. Хоть Черное море и отравлено мазутом, однако отдых на воде в 2025 году не отменяется.
Эта территория зовется акватория
В Тверской области находится 5 портов, из них один порт на озере Селигер в Осташкове и четыре речных (Тверь, Калязин, Кимры, Весьегонск) в акватории Волги. Тверь является также и портом пяти морей, связанным через Единую глубоководную систему европейской части России с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
В качестве регулярного речного порта Тверь ведет свою историю с 1852 года, когда контр-адмирал Русского императорского флота Владимир фон Глазенап обратился к главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий за разрешением организовать пароходное сообщение между Тверью, Рыбинском и Ярославлем. Так возникло общество «Самолет», которое вначале владело всего тремя пароходами, заказанными в Бельгии.
В арендованном затоне была устроена искусственная гавань, возведены доки, мастерские для сборки судов. В апреле 1854 года пароходы были готовы к первому рейсу. Общая площадь гавани в те годы позволяла вмещать 22 судна. А «Самолет» скоро стал одним из крупнейших перевозчиков на Волге. По свидетельствам очевидцев, капитан парохода в те годы считался настолько привилегированной фигурой, что некоторые из этой касты позволяли себе в ходе рейса по собственной прихоти причалить к какой-нибудь прибрежной деревушке, дабы заглянуть к знакомой кумушке «на рюмку чая». А десятки пассажиров вынуждены были часами безропотно ждать, пока капитан вдоволь наотдыхается. И правда, кому пожалуешься на задержку?
В наши дни пассажирские перевозки, а особенно туристские, превратились в клиентоориентированный бизнес – недаром каждый третий покупатель речных круизов приходит снова, подсчитали в крупной компании-судовладельце. И именно Тверь, как самый верхний по течению пассажирский порт на Волге, является отправной точкой для многих увлекательных путешествий по «главной улице России».
А ровно 10 лет назад областной центр превратился, можно сказать, в составную часть туристско-рекреационного кластера «Волжское море». В 2015 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года №372 в целях развития туризма, спорта, физкультурно-оздоровительной и санаторно-курортной сферы на территории Тверской области в Конаковском районе была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Завидово". Это единственная ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Центральном федеральном округе.
Создаваемый на территории ОЭЗ всесезонный курорт мирового уровня будет специализироваться на семейном, въездном и деловом туризме, а также на дальнейшем развитии туристической отрасли Верхневолжья. Территория в 380 гектаров расположена в 50 километрах от Твери, в 100 от Москвы, на берегу Иваньковского водохранилища в непосредственной близости от национального парка «Завидово». Согласно проведенному анализу, главный туристический поток курорта формируется столичным регионом – в часе езды по скоростной трассе М-11 проживает более 20 миллионов человек, находится крупнейший железнодорожный и авиаузел страны. Также в Завидово останавливаются скоростные электропоезда «Ласточка», время в пути с Ленинградского вокзала города Москвы составляет 1 час 15 минут.
Помимо того, здесь строится транспортно-пересадочный узел, который соединит воедино возможности водного, железнодорожного и автомобильного транспорта и станет отправной точкой для путешествий по Волге и акватории Московского моря. В достаточно сжатые сроки в устье реки Шоши были построены причальные стенки, позволяющие принимать в порту туристические лайнеры любой осадки, углублена акватория порта и укреплен берег, проложены инженерные сети и построена подъездная автодорога с парковкой. Дополнит картину железнодорожная ветка от главного пути Октябрьской железной дороги до порта. По ней будет ходить прямой электропоезд с Ленинградского вокзала.
Перспективная зона
Сегодня в особой экономической зоне "Завидово" введены в эксплуатацию и принимают гостей пятизвездочный отель «Radisson Завидово», гольф-поле международного уровня, туристический комплекс «Ямская слобода», гостиницы, кемпинг «Завидово», центр водных видов спорта и другое. В комплексе отдыха «Завидово» можно расположиться в комфортабельных коттеджах или в номерах гостиницы, отвечающих самым взыскательным вкусам. Летом можно поиграть в теннис, баскетбол, волейбол, бадминтон и другое. Много водных развлечений – катера, лодки, гидроциклы, водные лыжи и водные велосипеды. Зимой в Завидово есть все виды зимних развлечений. Сейчас продолжается строительство центра семейного отдыха с аквапарком. После выхода всех туристических объектов на проектную мощность здесь появится 8800 перспективных рабочих мест.
Этот наиболее масштабный инвестпроект в регионе уже был представлен и получил одобрение Владимира Путина. Как подчеркнул губернатор Игорь Руденя, реализация всего намеченного позволит вывести туристическую отрасль региона на качественно новый уровень, создать новые рабочие места для жителей, а также увеличить поток туристов в Верхневолжье.
Характерно, что во время президентского осмотра на заднем плане маневрировал пассажирский теплоход, швартовавшийся у нового причала. В порту Завидово предусмотрено 5 причальных фронтов, благодаря чему там одновременно могут находиться до семи круизных лайнеров. Сам порт стал первым сооружением такого рода, построенным в России за последние десятилетия.
Проект «Волжское море» охватит не только Завидово, но и города Калязин, Кимры, Конаково, Тверь, Весьегонск. Калязин позиционируется как территория семейного и детского отдыха. В Кимрах туристы смогут ознакомиться с бытом провинциального русского города XIX века, Тверь станет историко-культурной территорией, а Весьегонск – местом гастрономического туризма. Конаково же станет культурным центром курортной зоны.
Сегодня завершается возведение речного вокзала Завидово. Симметричное здание в стиле «лужковского ампира» обладает обязательной для таких сооружений башенкой с традиционным шпилем, а также колоннадой с прицелом на дорический ордер. Вместе со шпилем высота трехэтажного строения достигает 44 метров, а общая площадь превышает 2,3 тыс. кв.м. Рядом с вокзалом есть обустроенная стоянка. Предполагается, что в среднем за сутки через порт и речной вокзал будут проходить свыше тысячи пассажиров.
Характерно, что успешный формат особой экономической зоны апробирован не только в Завидово. За период до 2036 года реализация подтвержденных инвестиционных проектов в ОЭЗ "Завидово" и ОЭЗ "Эммаусс" в Тверской области принесет в региональную экономику порядка 60 миллиардов рублей частных инвестиций. Будет создано свыше 10300 новых рабочих мест, 22 миллиарда рублей налоговых отчислений поступят в бюджеты всех уровней.
Интересно, что одним из крупных инвестпроектов на площадке ОЭЗ промышленно-производственного типа "Эммаусс" в Калининском и Конаковском округах станет завод канатных дорог. На нем будут выпускать канатно-транспортные системы различного типа, которые найдут применение на спортивных и туристических объектах. Предполагается производить 20 подвесных канатных дорог в год, что позволит создать в регионе порядка 400 рабочих мест.
По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, механизм ОЭЗ позволяет привлечь в экономику регионов новые инвестиции и обеспечить жителей современными рабочими местами. В свою очередь губернатор Игорь Руденя рассказал о множестве поступающих заявок на создание в Завидово новых 4-5-звездочных отелей. Для таких инвесторов регион обеспечивает поддержку в обустройстве коммуникаций, а реализуемые проекты соответствуют самым высоким стандартам качества. По информации главы Верхневолжья, уже в 2025 году комплекс отдыха в Завидово может принять до 1 миллиона человек.
А волны бегут от винта за кормой…
Уже через месяц стартует навигация-2025, и круизные лайнеры отправятся в свои первые рейсы этого сезона. Чем Тверь порадует пассажиров, сошедших размять ноги на причал Речного вокзала? Лотошниками с сувенирными магнитиками и прочей хохломой? Книжками Андрея Дементьева? Компакт-дисками Михаила Круга? А может быть, на этот раз в киосках в близлежащем сквере туристов будет ждать настоящий квас от «Афанасия», пожарские котлеты и журнал «Тверьлайф»? Надеемся, малый бизнес свою нишу найдет, сделав и гостям приятно, и себе выгодно.
А что увидят приезжие вокруг себя? Через реку, общим планом, старинную фасаду набережной. Чугунные пролеты моста. А под ногами, в сквере? Хорошо, если в городе уже пройдут субботники и погода будет сухая – ни окурков под ногами, ни грязи на ботинках. Ведь по одежке встречают не только людей, но и города. А одежка города – это его опрятность. В общем, будем надеяться, что городские власти успеют навести порядок до первых туристов и даже починят скамейки на набережных, поломавшиеся за зиму.
Тем временем, проведем краткий обзор речных туров. Ведь многие привыкли, что отпуск – это обязательно Черное море. Но в нынешнем году там небезопасно, причем у любых берегов – мазут с разбитых танкеров проник уже всюду. Значит, надо выбирать другой водоем. Так почему бы этим водоемом не стать нашей матушке-Волге? К слову, туроператоры отмечают рост интереса к речным поездкам на 17% в год.
Начинается земля, как известно, от Кремля. Так и речные круизы, покуда не открыт речной порт Завидово, стартуют в основном от речных вокзалов столицы. В прошлом году самым популярным маршрутом был недельный круиз Москва – Петербург примерно за 50 тыс. рублей, иногда – и в обратную сторону.
Неделя вообще выглядит оптимальным сроком плавания: за это время можно увидеть Кострому, Ярославль, Углич, Плёс. Однако есть и блиц-поездки выходного дня с отплытием вечером в пятницу и возвращением в воскресенье, при этом туристы посещают Тверь и Углич. А для петербуржцев поездка выходного дня означает прежде всего тур на Валаам. Причем такие короткие круизы популярны у молодежи и семей с детьми.
Востребованы у жителей Центральной России водные маршруты на Соловецкие острова, в Нижний Новгород, Казань (11 дней туда и обратно, но можно выбрать лишь часть маршрута).
Как самостоятельно прикинуть цену такой поездки? В стоимость обычно входят трехразовое питание, развлекательные программы, экскурсии в портах. При этом цены зависят от сезона, длительности, класса теплохода и категории номера. Максимальный спрос приходится на майские праздники, вторую половину июля и август. В стандартном варианте сутки плавания обойдутся в 7-8 тысяч рублей. Премиум и люкс – подороже.