И вновь на страницах «МК в Твери» мы разбираем духовно-историческую подоплеку самобытной культуры Верхневолжья. В одном из предыдущих выпусков постоянный колумнист нашего издания и матерый краевед Павел Иванов рассказывал про отсылки к античности в архитектуре послевоенной и нынешней Твери. Оказывается, весь центр города задумывался как единый памятник триумфу над повергнутым фашизмом. Триумфу именно в том смысле, как его понимали в Древнем Риме, то есть величественному победному шествию по главной магистрали города с арками, обелиском и колоннадами.
Небо святых
А теперь к новой теме. Недавно в череде православных событий промелькнула интересная новость о завершившейся работе над созданием копии одной весьма примечательной иконы. Сейчас она хранится во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке, а происходит из Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви в этом городе. Дело даже не в редком сюжете этой иконы (он называется «Новозаветная Троица»), а в ее необычном расположении, на деревянном потолке-своде. Такие иконы называют «небеса».
Копия написана в мастерской известных тверских иконописцев Наталии и Сергея Олейников. Это довольно сложная работа, поскольку оригинальный образ представляет собой произведение 1-й половины XVIII века и создан профессиональным иконописцем того времени. Оригинал находится в процессе сложной реставрации, и его возвращение в деревянный храм сейчас невозможно. Подобных раритетов в Тверской области больше нет.
Пользуясь возможностью, расскажем немного о том, что же это за традиция – создавать иконописные «небеса» и где можно увидеть, если не такие же, то хотя бы напоминающие их.
Московская Русь, возможно, и знала традицию расписывать деревянные храмы, но до нас не дошло ни одного такого памятника. Немногие деревянные храмы, вообще дошедшие от XV-XVI вв., не сохранили на своих внутренних стенах следов живописной окраски. Правда, не сохранились большие деревянные храмы в городах – а именно храмы и могли быть расписаны. Известно другое: в Западной Руси, на территории современной Белоруссии, Полтавщины, Черниговщины, такая традиция в это время была, и росписи украшали известные по описаниям и фотографиям деревянные православные храмы конца XVI-XVII вв. Некоторые более поздние образцы такой росписи (иногда их называют «казацкими») уцелели до наших дней, например, в храме в станице Старо-Черкасской на Дону.
Здесь нужно еще сказать, что в конце XVII столетия в деревянном строительстве Московской Руси произошли немалые перемены. Приезд в Москву плотников и столяров из Речи Посполитой, которые принесли с собой более сложную и тщательную технику обработки дерева, появление стиля барокко привели к строительству высоких деревянных храмов с открытым интерьером. Более ранние храмы (например, наш Ширков погост) как раз такой особенностью не отличаются, там верх «спрятан» за низким потолком.
Великорусские плотники быстро освоили технические новшества, в результате чего деревянные храмы 1-й половины XVIII века стали вершиной русского деревянного зодчества. Ни до, ни после никогда из дерева на Руси не строили такие шедевры. Известны такие храмы больше на Русском Севере. Церкви в Кижах, Неноксе, Кеми, Турчасово, Подпорожье, Кондопоге и другие подобные им стали вершиной национальной архитектуры. Высокие храмы попроще строили везде по всей стране. Очень много их было и в Твери, и в других городах на тверской земле. Сохранились от них только изображения на рисунках.
Подчеркнем, что особенностью деревянной архитектуры именно этого времени является впервые появившаяся техническая возможность и желание заказчиков создать в храмах высокий открытый купол. Либо, если этого купола не было, размер внутреннего помещения все равно позволял устроить внутри большое зальное пространство. Вот эти пространства и стали украшать огромными иконными изображениями, имитирующими росписи в каменных храмах. Если эти изображения помещались прямо над головой, то их стали называть «небеса». Обычно в центре «неба» помещалось изображение Христа или Троицы, а по сторонам – иконы архангелов, апостолов, иногда – праздников или библейские сюжеты. Самые ранние «небеса» сохранились или известны на Русском Севере в Заонежье, в Кижах и их окрестностях. Они датируются началом XVIII вв. Вообще, на Русском Севере сохранилось довольно много «небес», особенно на территории современного Кенозерского национального парка. Но все они – поздние, уже XIX века.
На этом фоне абсолютным уникумом является Вознесенская церковь в Торжке. Ее «небеса» очень ранние (современны Кижам) и сделаны разными мастерами. Лучший мастер написал собственно «Новозаветную Троицу» на потолке. А другой тоже в 1-й половине – середине XVIII века написал изображения святых прямо на деревянных стенах в верхних частях храма. Был еще второй период росписей храма – в конце XVIII века, когда были расписаны и его нижние части. Но от этих последних росписей осталось совсем немного, эти части здания сильно пострадали, и позже стены перебирались. Но даже так - подобным ансамблем не может похвастаться ни одна церковь в России. К сожалению, имен художников мы не знаем.
Утраченное наследие
Могут спросить: неужели никому не захотелось повторить такую красоту и нигде ничего подобного не появилось? Ответить на этот вопрос сложно. Наверняка захотелось. Но от деревянных храмов XVIII-XIX вв. на территории Тверской области уцелело примерно два десятка сооружений… в разной степени руинированности. От десятков храмов, подобных храму в Торжке или даже превосходивших его красотой и размерами, остались только рисунки и фотографии. Волонтеры и реставраторы отчаянными усилиями и почти без финансирования пытаются сейчас спасти последние еще подлежащие сохранению ярусные храмы более простого типа в деревнях Дрюцково, Большие Сетки, Русское Пестово, Скирки, Селище-Хвошня, Змеево и еще нескольких местах. До наших дней сохранился только один не закрывавшийся в советское время такой храм – в селе Стан, но в нем сейчас росписи (судя по всему поздние) под побелкой. Росписи типа новоторжских «небес» не сохранились нигде.
Но была более поздняя традиция обивать стены деревянных храмов холстами (льняное полотно было очень дешево) и расписывать эти холсты. Так было в Дрюцково, Больших Сетках, Скирках, Ранцево. В Русском Пестово, Закрупье, Новом Селе стены были обиты дранкой, оштукатурены и расписаны, отчего казалось, что интерьер совсем такой, как в каменном здании. Несколько очень скромных росписей с орнаментами сохранились в небольших часовнях, которых еще несколько десятков уцелело в нашем регионе. О них можно говорить довольно много, но это намного более поздние памятники.
Поэтому особенно замечательно, что в Торжке сохранилась такая церковь, как Старо-Вознесенский храм. Очень хочется, чтобы он оберегался, как выдающееся национальное достояние. Эта хрупкая деревянная церковь является жемчужиной не только Торжка и Тверской области, но и всей России.