В Твери, на бульваре Радищева 29А, есть новое культурное пространство: пару месяцев назад открылся Музей необычных вещей. Есть в нем интересная экспозиция, посвященная гербам малых территорий Тверской области. Директор нового музея Владимир Ильич Лавренов - известный в нашем регионе и за его пределами специалист по геральдике, а также кандидат исторических наук, доцент, член Государственного геральдического совета при Президенте РФ. Регалии можно перечислять долго, а что особенно для нас важно: Владимир Ильич - блестящий экскурсовод с поистине энциклопедическими знаниями. На волне растущей туристической привлекательности Тверской области, обилия клубов исторической реконструкции, возврата к здоровому местному патриотизму, словом, переосмысления самобытной ценности малых территорий, всё больший интерес проявляется и к геральдике. Сегодня даже небольшой населенный пункт может разработать и утвердить собственный герб. Более того, у каждого муниципалитета имеется таковой. Некоторые уходят корнями в седую древность, а другие созданы совсем недавно. Как появились гербы тверских земель и при каких обстоятельствах столица Верхневолжья первой подняла российский триколор, «МК в Твери» рассказал Владимир Лавренов.
Великое княжество
- Геральдика – это целая система символов, в том числе представляющих власть, территорию и город – центр этой власти. О геральдических знаках можно говорить со времен великого княжества Тверского. Символов было довольно много, потому что тогда шел активный поиск. Но определенно есть несколько знаков, которые выражали в XIV-XV веках идею власти, – изображение Христа на троне, что впоследствии стало основой для герба Тверской губернии. Также это изображение льва, шагающего на печати князя Михаила Александровича Тверского, это изображение двуглавого орла на монетах великого князя Михаила Борисовича, воин на коне, т.е. система знаков, которые были распространены в русской культуре, русском обществе. Но в Твери был еще один знак, который является уникальным, – это первое изображение «логотипа», когда в двух-трех буквах присутствует название города. Потом, когда Тверь была включена в состав Московского государства, речь о гербах шла только в контексте создания некоторого фона единой царской власти. И тогда митрополит Макарий в XVI веке начал разработку символов, в которые включено не столько территориальное значение, сколько некая духовная составляющая. Тогда впервые на печати Ивана Грозного с 1577 года и появилось изображение короны на троне. Когда-то, в конце XIII –начале XIV веков, этим знаком мог пользоваться только византийский император, а в России лишь князь, который имел в своем титуле формулировку «всея Руси». Реплика этого знака впервые появилась на печати Ивана Грозного. Впоследствии печать стала представлять собой довольно большую композицию, она была двухсторонняя, примерно 120 см диаметром. С каждой стороны было по 12 эмблем, обозначающих главные территории.
В 1672 году, когда был составлен «Титулярник», их насчитывалось более тридцати. Это показывало, что Русское государство – земля, состоящая из великих княжеств, которые равны некоторым королевствам на Западе: Московское, Тверское, Рязанское. Это был как бы прообраз империи. У городов не «стольных» собственные гербы стали появляться после того, как в 1722 году Петр Первый учредил Геральдическую контору, которая стала заниматься созданием гербов, в первую очередь для военных полков. Петр разместил полки в городах, которые их содержали, и решено было помещать на знамя символ города. Так как полков было больше, чем знаков из «Титулярника», был приглашен специалист из Франции – граф Санти, который начал сочинять гербы для городов и знамен. Однажды он попал в очень веселую ситуацию, потому что сочинить гербы для городов, не зная русского языка, было довольно проблемно. Но он был человеком талантливым: разослал по городам, для которых нужно было сочинять гербы, анкету, где надо было написать, чем город славен, что было в древности и т.д. Несколько таких анкет попало в Тверь и другие города нашей тверской земли. Так были составлены современные рисунки герба Твери, Старицы, Зубцова, Торжка. Например, герб Зубцова был составлен исходя из звучания: на нем были изображены зубцы крепостной стены. Торопец хоть и не входил тогда в состав тверской земли, но герб его был составлен, потому что в анкете было написано и подчеркнуто красным карандашом, что в древности здесь стояла башня и деревянная стена. На гербе Старицы изображена старая женщина. Первые гербы, которые появились, были связаны с муниципалитетами весьма условно, но, во всяком случае, они стали основой. В конце XVIII века при Екатерине Великой началась реформа, где каждому городу надо было дать не только права самостоятельности в решении экономических вопросов, правовых и т.д., нужен был какой-то символ этой самостоятельности, хотя она и была условна. Тогда Геральдмейстерская контора занялась массовым составлением гербов. Тверские гербы были составлены 10 октября 1780 года. На них также изображалась местная специфика. Например, на гербе Калязина – монастырские ворота, на гербе Кашина – три стопки белил, потому что кашинские белила славились, на гербе Красного Холма – красный холм. Эта схема работала, и были созданы гербы, ставшие гербами уездных городов. Они дожили до 1917 года.
Советские гербы
Советская власть уничтожала все признаки монархии, но по городским гербам не было создано никакого специального акта. В советской культуре того времени городского герба как системы не предполагалось. Хотя был герб Москвы проекта 1925 года. Он сохранился на решетке одного моста в Москве и на здании Верховного суда РСФСР. Изображение довольно странное, с пятиконечной звездой, с наковальней, то есть абсолютно советская культура. Но до 1960-х годов эта тема не поднималась, потому что советской власти городское самоуправление было не нужно. Подвижки начались в хрущевское время, в конце 50-х – начале 60-х годов. Это было связано, во-первых, с некоторой демократизацией жизни после жесткого сталинского прессинга. Во-вторых, стали налаживаться связи городов-побратимов.
На этот счет произошла одна забавная история, когда делегация Ленинграда была в Германии. В составе нашей делегации был один очень интересный человек, почетный судостроитель, настоящий рабочий, депутат Верховного Совета СССР Дмитрий Валявин. На приеме в Ратуше он увидел гербы всех городов-побратимов, с которыми этот город сотрудничал. А один щит был пустой, под ним была надпись «Ленинград». Валявина это очень задело, он написал об этом в газете «Известия». Это была тема дискуссионная, потому что вернуть герб Санкт-Петербурга Ленинграду было невозможно. На нем были скипетр, держава, двуглавые орлы и всякое, с точки зрения советской власти, монархическое безобразие. Но тему он поднял довольно интересную, так как это время совпало с формированием течения в правительстве, которое поощряло интерес к русской истории. Появилось общество охраны памятников культуры, создавались различные кружки, стали интересоваться русскими иконами, стариной. Все эти движения подняли тему геральдического прошлого. Журнал «Наука и жизнь» стал периодически публиковать такие изображения. В 60-е годы появились первые значки с гербами городов. В Москве экспериментальный завод выпустил первый значок «Ласточка» - герб Великих Лук. Первая сотня этих значков до сих пор является большой редкостью и стоит больших денег. Города пожелали вернуть гербы и стали проводить ревизию. Выяснилось, что там много всякой «вредной» эмблематики. Например, на гербе Владимира лев изображен с крестом. Лев – это нормально с точки зрения советской власти, а крест не подходит. Поэтому на кресте одну перекладинку убрали и стали льва изображать с палкой. На гербе Перми – медведь с изображенным на спине Евангелием. Медведя и книгу оставили, а вместо креста изобразили красную звезду. Важно добавить, что к тому времени появилось много молодых советских городов, их жители тоже захотели иметь собственные гербы. Даже возникло движение «Каждому городу - свой герб». Люди стали создавать и предлагать современные гербы, местная власть стала эти гербы утверждать на собраниях депутатов. И тут возникла некая правовая коллизия, которая разрешилась только в 90-е годы. Дело в том, что в Российской империи гербы утверждались только верховной властью, в частности императором или императрицей. А здесь местная власть утверждает гербы, отменяя тот, который был, и создавая новый. Эта правовая коллизия продолжалась довольно долго. Из советских тверских гербов в Бологое был герб с паровозом, был герб в Кимрах с сапогом. Вышний Волочек получил официальный герб, только вместо императорской короны в верхней части поля были три ткацкие шпули. Осташков – тоже переделанный герб, в верхней части поля двуглавого орла заменили на палатку. В Твери власти пошли на такой шаг, как объявление конкурса. Художникам – жителям города предлагалось поучаствовать в этих конкурсах, они могли прислать свои рисунки. Рисунки были очень забавные и веселые. Один из них - шедевр художника Всеволода Солодова. Он был художником театра. На красном щите изображен золотой козел. И над ним надпись «Калинин». Что или кого имел в виду художник, неизвестно. Это 1968 год. То ли советский герб, то ли антисоветский, непонятно. Но ни один из вариантов герба тогда не удовлетворил советскую власть, город продолжал жить без герба более 20 лет.

Первый триколор и современность
В 1988 году мы входили в самодеятельный клуб «Отечество»: изготовили белые майки с гербом Тверской губернии и надели их на первомайскую демонстрацию, а также сделали бело-сине-красные флаги. Это было первое поднятие такого флага. Бело-сине-красный флаг у нас был поднят раньше, чем в Ленинграде и Москве. Когда нас спрашивали, что это за флаги, мы отвечали, что это русские флаги. Есть фотографии, их подлинники лежат в музее необычных коллекций на Радищева. Так что можно сказать, что это год возврата герба столице нашего региона.
Затем советская власть ушла, началась рыночная эпоха, и это также сказалось на геральдике.
В 1990-е годы к гербам был в первую очередь корпоративный интерес. Геральдика - это очень красиво, это символ власти, ресурсов, самостоятельности, к чему и стремились компании, так что были заказы вот такого коммерческого характера. Кто-то хотел отразить специфику производства, кто-то желал абстрактные символы мощи и успеха. Но не только бизнес интересовался гербами. В Тверской области была попытка создания кадетского корпуса, я делал и для него герб тоже. Стали восстанавливаться исторические гербы, появились городские флаги, чего раньше не было, городские награды, гербы тех городов, муниципальных образований, районов, которых не было. Процедура их создания была довольно длительной, проходила с большими трудностями. Зато сейчас у всех муниципальных образований есть собственные гербы и флаги.