Тверские вузы станут площадкой для выполнения стратегической задачи по воспитанию нового поколения инженеров, способных работать в высокотехнологичных отраслях экономики.
Вертикаль образования
В соответствии с вызовами времени на территории Тверской области, как региона с глубокими образовательными традициями и развитой научной школой, сегодня претворяется в жизнь очень интересный проект - создание региональной системы кружков и лабораторий авиационного инжиниринга и беспилотных авиационных систем. Проект нацелен на развитие инженерного образования, популяризацию технических и естественно-научных дисциплин, а также формирование кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей экономики.
И здесь можно отметить, что в этой связи весь регион превращается, можно сказать, в единый кластер авиационной инженерии, скомпонованный на основе образовательной вертикали «школа – инженерный кружок – вуз». Особенно важно здесь вовлекать молодежь еще со школьной скамьи в исследования и проектирование авиатехнологий и беспилотных систем. При реализации замысла особый акцент делается на практико-ориентированное обучение, позволяющее учащимся осваивать полный цикл инженерной работы – от теоретической подготовки и цифрового проектирования до сборки и испытаний летающих аппаратов.
А стартовал образовательный проект еще в апреле 2025 года. Его организаторами выступили министерство образования Тверской области и Институт аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института. И практически сразу тверские конструкторские команды подали заявки на участие во всероссийском конкурсе авиационного творчества СКАТ, где продемонстрировали высокие амбиции в авиации и беспилотных технологиях.
Частью этого образовательного проекта стало обучение педагогов школ, детских технопарков и центров дополнительного образования. На первом этапе были охвачены образовательные организации Твери, Калининского района, Ржева и Западной Двины. Учителя сами превратились в учеников и прослушали курс теоретической подготовки по аэродинамике, динамике полета и 3D-моделированию.
Интересным и захватывающим стал второй этап, включавший практическую подготовку педагогов на базе одного из аэродромов на территории региона. Занятия были посвящены освоению управления беспилотными летательными аппаратами, проведению летных испытаний и выполнению учебных полетных программ. Прошедшие тренировку педагоги получили полный набор компетенций для дальнейшей работы с беспилотными авиационными системами, а также для запуска инженерных кружков и профильных классов в школах региона.
Важно, что осуществление образовательного проекта стало возможным при широкой кооперации усилий федеральных и региональных партнеров. В эту когорту вошли региональные министерства образования, промышленности и торговли, Тверской государственный технический университет, отраслевые и индустриальные партнеры. Значимую роль сыграло и вовлечение в проект такого флагманского партнера, как Московский физико-технический институт. Это стало возможным благодаря усилиям сенатора РФ, зампреда комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, руководителя рабочей группы СФ по государственной политике в сфере авиастроения Андрея Епишина. Член верхней палаты российского парламента, представляющий Тверскую область, сам оканчивал в этом престижнейшем вузе факультет аэромеханики и летательной техники.
- Теперь нам необходимо двигаться дальше: расширять свою сеть, решать вопросы материально-технического оснащения кружков и лабораторий, инфраструктурной и методологической поддержки. Более того, считаю, что именно на уровне Министерства просвещения Российской Федерации следует разработать единый стандарт программ обучения школьников авиационному инжинирингу и беспилотным авиасистемам, – заявил Андрей Епишин в ходе недавней встречи с вовлеченными в проект коллегами и партнерами на площадке ТвГТУ.
Сенатор выразил уверенность, что при росте количества и качества инженерных классов в школах Верхневолжья увлеченные авиационной темой школьники и студенты объединятся в молодежное конструкторское бюро, будут с удовольствием участвовать в ежегодном региональном конкурсе авиационного творчества. Не следует забывать и о своих корнях: уроженцем тверской земли является знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов, на которых установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. К числу его учеников относится главный конструктор советского космоса Сергей Павлович Королев. Сенатор Андрей Епишин высказался в пользу проведения в регионе ежегодных «Туполевских чтений».
Перспективы от неба до земли
Исполняющий обязанности ректора Тверского государственного технического университета Алексей Артемьев рассказал о том вкладе, который в реализацию авиационного образовательного проекта способен внести этот старейший вуз Тверской области. На сегодняшний день ТвГТУ обучает по 128 направлениям, 80% из которых технические. Диплом политеха получают три четверти всех инженерных кадров, которые выпускаются в регионе, при этом университет не почивает на лаврах, а постоянно развивается, создает новые образовательные центры.
Одним из таких стал военно-учебный центр. Он действует 4 года и стал своего рода «реинкарнацией» военной кафедры, действовавшей в стенах вуза почти полвека – с 1966 по 2008 год. Как заверил ректор, центр оснащен всем необходимым учебным оборудованием, и студенты с удовольствием идут туда, чтобы научиться обращаться с беспилотной авиацией – новым видом Вооруженных сил РФ. Растет и популярность, и конкурс по этой специализации. В стенах военно-учебного центра обучение длится полтора и два года в зависимости от программ подготовки. Пока что здесь готовят сержантов и рядовых, но со следующего года запланирована офицерская подготовка, что, по словам Алексея Артемьева, поднимет статус и политеха, и всего тверского региона.
- Хотелось бы отметить, что парни, которые проходят через наш военно-учебный центр, совершенно меняются за два года учебы. Они выходят от нас патриотически настроенными, технически подкованными, стараются лучше учиться и приобретают дополнительные качества специалистов в тех областях, по которым учатся в нашем вузе, – высказался руководитель ТвГТУ.
По словам ректора, буквально днюет и ночует в военно-учебном центре радеющий за его уровень начальник ВУЦ полковник Николай Баранчиков. «МК в Твери» поинтересовался мнением профессионала о широких перспективах развития беспилотной авиации.
- Однозначно, тематика беспилотных авиационных систем будет актуальна на протяжении еще долгих лет, потому что идет развитие не только летательных аппаратов, а и робототехнических комплексов, беспилотных экипажных катеров. То есть эта тема, я думаю, займет определенные ниши во всех отраслях, сферах нашего государства. И все это будет делаться на долгую перспективу, на десятилетия, – считает офицер.
Характерно, что начальник военно-учебного центра сделал акцент не только на специалистах, которых готовят для Вооруженных сил. Он выразил уверенность, что беспилотное направление будет активно развиваться в гражданской сфере, и опять-таки на долгие годы вперед.
Кроме того, была высказана мысль о целесообразности вовлечения в авиамоделирование с ранних лет. Это позволит сформировать достаточно хорошую базу знаний, чтобы молодые люди в последующем, уже поступив в вуз как студенты, могли наращивать этот свой авиационный потенциал. Так, по предложению Фонда развития промышленности Тверской области студенты политеха принимают участие в проекте беспилотной авиационной системы в растениеводстве. Те, кто получил уже базовые знания как операторы, совершенствуют свои навыки и в последующем смогут стать достаточно конкурентоспособными работниками на рынке беспилотных авиационных систем в гражданской сфере.
Еще один пример использования неба в мирных целях не заставил себя долго ждать. В Тверской области зарегистрирована авиакомпания «Конверс-авиа», которая входит в пятерку ведущих российских вертолетных компаний. Сорок ее вертолетов работают в основном на Севере, в интересах нефтегазодобывающих предприятий, а также по всей территории России и за рубежом, выполняя контракты для ООН. И сегодня авиакомпания с тридцатилетним опытом работы проявляет интерес к тематике беспилотных авиационных систем. Получены соответствующие разрешения по линии Росавиации, в штате есть операторы беспилотников. Как рассказал заместитель гендиректора по развитию беспилотных авиасистем Вячеслав Карцев, следующим шагом становится создание дронопортов. Говоря простым языком, это аэропорты для дронов, в которых беспилотные аппараты обслуживаются и хранятся в теплом ангаре. Сами же дроны рассматриваются как перевозчики коммерческих грузов массой в десятки килограммов на дальность до 400 км. Еще одна сфера мирного применения БПЛА – сельское хозяйство. Летающие помощники смогут бороться с борщевиком, вносить пестициды. В этом же ряду стоят и функции мониторинга в сфере строительства, инфраструктуры, охраны природы и других отраслей народного хозяйства. Для нужд нефтегазовой компании беспилотные аппараты «Конверс-авиа» выполнили 91 автономный контрольный вылет, доказав преимущество постоянной готовности воздушной техники перед наземными бригадами нефтяников.
Во встрече принял участие проректор по стратегии и новым проектам МФТИ Григорий Андрущак. Он рассказал, как несколько лет назад МФТИ решил делать ставку на молодые команды, молодых ребят, которым интересно заниматься авиационным творчеством. А дальше обнаружился большой интерес к нему и со стороны старших школьников, что породило новый проект для работы с учащимися и их педагогами.
- Мы такую экосистему сформировали, и для нас важно, что именно в регионах есть коллеги, с которыми мы можем дальше кооперироваться и переходить от небольших учебных проектов к более серьезным вопросам. Я уверен, что политех может стать и должен стать серьезной опорой для того, чтобы развивать в регионе тематику инженерного и авиационного творчества и чтобы появлялись новые ребята, которые не только умеют управлять и обслуживать разные беспилотные машины и самолеты, но и могут их конструировать. Это наша большая задача, и я уверен, что мы будем продолжать наше сотрудничество по авиационной тематике, – выразил мнение проректор физтеха.