12 марта на очередном заседании регионального правительства рассматривалась стратегия развития спорта, и итоги этого заседания вызвали немалый общественный интерес.
Столь пристальное внимание к спорту и со стороны власти, и со стороны широкой общественности вполне понятно: в последние годы в России в тренде физкультура, спорт, фитнес – в общем, все то, что коротко принято называть аббревиатурой ЗОЖ. Примечательно, кстати, что расшифровывать ее уже, заметьте, не нужно: все выучили, что она означает «здоровый образ жизни».
Страна считает калории, совершает утренние пробежки, заводит абонементы в спортзалы, записывается в секции – еще недавно это было трудно себе представить. Давайте вспомним, что творилось еще десять-пятнадцать лет назад на улицах той же областной столицы, особенно в местах, которые предназначены для отдыха горожан. В парках и скверах заседали любители злоупотребить тяжелыми напитками, а все вокруг было усеяно пустыми бутылками и банками. Пили не только по ночам, но и средь бела дня – в том числе в горсаду, у фонтана в центре и на «тверском Арбате», улице Трехсвятской. А уж от табачного дыма спрятаться было практически невозможно!
Держа в голове все эти картины из прошлого, легко увидеть разительные перемены в отношении россиян к собственному здоровью. Разумеется, не обошлось без запретительных мер – сперва власти начали наводить порядок в общественных местах, строжайше запретив там употребление алкоголя. И если раньше во время вечерней прогулки можно было со стопроцентной вероятностью наткнуться на шумную компанию, то теперь вам с такой же частотой будут попадаться бегуны. Чуть позже был введен запрет на продажу алкоголя в вечернее время. А потом вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах, и тем самым был сделан еще один шаг в сторону оздоровления страны, пусть поначалу и болезненный.
Более того, сегодня на федеральном уровне всерьез рассматривается вопрос налоговых вычетов за оплату спортзалов. Отдельные работодатели, кстати, уже давно проявили инициативу и поощряют своих сотрудников, уделяющих внимание своему здоровью, – где-то возмещают стоимость того же спортзала, где-то премируют за отказ от курения. Мы уже не говорим о том, что даже корпоративы модно проводить, катаясь на лыжах или коньках, а не сидя в барах.
От спирта к спорту
Здоровый образ жизни сегодня в моде, и в обществе предсказуемо сформировался запрос на доступность спорта. Об этом говорил президент, много говорилось на эту тему и на заседании Правительства Тверской области.
Озвученные суммы, которые планируется направить на реализацию спортивных проектов, впечатлили многих: 9,2 миллиарда рублей, из которых более 8,3 миллиарда – это средства областного бюджета. Если же Тверская область получит дополнительное финансирование из федеральной казны, общая сумма региональных вливаний в спорт может увеличиться до 18,7 миллиарда рублей.
Так на что же пойдут все эти средства, выражаемые цифрами со множеством нулей? В первую очередь, на строительство новых спортивных комплексов, причем не только в Твери, но и в крупных районных центрах, и даже в небольших городских поселениях.
Чтобы оценить запрос на ЗОЖ, можно привести цифры статистики: сегодня доля жителей региона, занимающихся физкультурой и спортом на постоянной основе, оценочно составляет 35,4% от всего населения. Для сравнения: еще в 2015 году показатель был меньше на 13%. А к 2024 году показатель по прогнозам подрастет до 55%. То есть более половины жителей Тверской области, если тенденция по каким-то причинам не «сломается», будут вовлечены в занятия спортом, и малыши трех лет, и те, кому за шестьдесят.
Но не будем пересказывать всю областную спортивную стратегию. Кому интересно, без труда найдет новости и отчеты на эту тему. Нас заинтересовали не столько цифры, сколько важная деталь: все силы в стратегии брошены на массовый спорт.
Столь явный акцент не остался незамеченным, и отдельные интернет-комментаторы, специализирующиеся на троллинге власти, громко обиделись за профессиональный спорт. Народ смотрит по телевизору футбол и хоккей. Почему же ни слова не было сказано о профессиональных клубах и их поддержке из областной казны? Мы тоже это заметили и хотим поговорить об этом более подробно. Сразу предупредим: на этот счет у нас имеется свое, особое мнение.
Стадионный шоу-бизнес
Для начала вспомним, чем профессиональный спорт отличается от любительского. Все просто: любители делают что-то из любви, а любая профессиональная деятельность – это работа за деньги. То есть выполнение определенных действий за материальное вознаграждение. Мы не просто так сейчас это подчеркиваем.
Когда речь идет о профессиональном спорте, в первую очередь, имеют в виду футбол и хоккей – два столпа зрелищности. Да, футбол и хоккей популярны: но какой процент населения, скажите, у нас посещает футбольные и хоккейные секции? То есть гоняют шайбу не в ледяных коробках, а мяч – не во дворе и не на школьном стадионе, а в ледовых дворцах и на «клубных» стадионах с крутыми тренерами? Сколько людей занимается этими двумя видами спорта в рамках профессиональных хоккейных и футбольных клубов? Подчеркиваем: занимается, а не смотрит игры профессионалов с пивом в руке по телевизору.
Мы неслучайно об этом говорим: футбол и хоккей настолько популярны, что профессиональная сфера здесь давно превратилась в некий аналог шоу-бизнеса. Профи играют за большие деньги, мы смотрим. И пора уже признать, что давно канули в Лету те времена, когда главным в российских профессиональных клубах была любовь к спорту. Сегодня профессиональный российский футбол и профессиональный российский хоккей – это огромная бизнес-сфера, работающая по классическим законам менеджмента, маркетинга, пиара.
Ведь что такое современный российский футбольный клуб? Это не только команда, получающая немалые зарплаты. Это и стадион как место тренировок и проведения игр, а также место, которое можно сдавать в аренду. Это целый штат обслуживающего персонала, это юристы, бренд-менеджеры и маркетологи. Это продажа символики и пиар главных игроков. Вокруг профессионального спорта крутятся букмекерские конторы, принимающие ставки от населения. А еще, будем откровенны, целые фанатские тусовки, которые в отдельных случаях тоже ведут коммерческую деятельность, выполняя функции ЧОПов. При этом качество самого «продукта» (мы имеем в виду, конечно, футбол, а не хоккей) вызывает кучу вопросов. Коммерческое сопровождение у наших футбольных профессиональных клубов, как у «Барселоны», а играют наши профи на троечку. Это счастье, что в наших лигах нет игроков уровня Месси, потому что вся эта система может годами жить и накачиваться деньгами только в отсутствие серьезной конкуренции.
Апогеем коммерциализации профессионального спорта стало резонансное заявление футболиста Андрея Аршавина после матча со сборной Греции на чемпионате мира-2012: «То, что мы не оправдали ваши ожидания, – ваши проблемы». По сути, этой фразой было выражено все отношение «спортивного шоу-бизнеса» к своим поклонникам. Отмыться от такого невероятного позора российскому футболу, пожалуй, удалось лишь в прошлом году, когда отечественная сборная вышла в полуфинал очередного чемпионата.
Так что нужно наконец осознать: когда мы говорим о бюджетных деньгах для профессионального футбола и хоккея, мы говорим о вложении государственных денег в крупные коммерческие структуры, которые «продают» людям зрелище, но не здоровый образ жизни.
Завод, производящий некую продукцию, заинтересован в ее качестве, чтобы не потерять клиентуру. Ресторану необходимо поддерживать высокий уровень приготовления блюд, чтобы не скатиться до второсортной придорожной забегаловки. Все работают на получение прибыли, так почему коммерческой музыкальной группе никому не придет в голову выдавать бюджетные деньги, а коммерческий спортивный клуб должен финансировать государство? Но лично мы не слышали о том, чтобы российские исполнители требовали поддержки из казны: а вот в случае с профессиональным футболом и хоккеем власть постоянно пытаются взять за горло.
Здесь важно понимать и четко разграничивать зоны ответственности: бизнес работает с тем, что приносит прибыль, а задача власти – поддерживать население. Бюджетные средства должны тратиться на социальную сферу: на медицину и образование, на культуру и массовый спорт. Иными словами, на то, что приносит несколько иные дивиденды – здоровый генофонд и решение демографической ситуации. А потому, как говорится, не следует путать божий дар с яичницей. Массовый спорт не может развиваться в ущерб профессиональному – это совершенно разные сферы, и спекулировать на эту тему как минимум некорректно.
А вводные неутешительны – сфера профессионального спорта давно превратилась в удел избранных. Забудьте о советских временах. Талантливый мальчик из бедной семьи не сможет пробиться ни в какой «ТХК» и ЦСКА: потянуть такое хобби для ребенка могут только очень обеспеченные родители. Да и то: деньги нужны лишь на первом этапе, потом понадобятся связи. Почитайте внимательно воспоминания и интервью Ильи Ковальчука: великому хоккеисту, которого любят предъявлять в качестве аргумента люди, требующие финансировать профессиональные клубы, в детстве и юности было совсем несладко. Человек добился всего не благодаря, а вопреки сложившимся в системе подготовки профи коммерческим схемам.
Тренировки стоят денег, форму нужно приобретать за свой счет, поездки на соревнования тоже бьют по карману. Чтобы попасть к крутому тренеру, надо договариваться и доплачивать. И так на каждом шагу. Не постесняйтесь как-нибудь спросить у своих знакомых, чьи дети участвуют в спортивных состязаниях, в какую копеечку им влетает транспорт и размещение в гостинице. Ничего массового и тем более доступного во всем этом нет. А государство поддерживает спорт с четкой целью: чтобы граждане меньше болели и дольше жили.
Поэтому бюджетные деньги вкладываются в сельские ФОКи, в комплексные спортивные центры, в школьные стадионы и ледовые «коробки» во дворах, в ту спортивную инфраструктуру, которая обеспечит массовое приобщение к спорту и ЗОЖ. Все очень понятно.
Физкультуру – в массы
Давайте говорить откровенно: быть профессиональным спортсменом дано не каждому, да и не всем это нужно. Спорт высоких достижений, международные соревнования, пьедесталы почета – это действительно особый образ жизни, это род занятий, которому посвящают все силы и время. Кто-то выбирает для себя спортивную карьеру, а кто-то ограничивается здоровым и активным образом жизни. Но массовая любовь к спорту, как показывает практика, по-настоящему прививается не в элитных секциях и кружках, а в многочисленных полузаброшенных спортшколах тренерами-энтузиастами, которые работают за три копейки. И если задача бизнеса, повторимся, извлечение прибыли, то задача власти – поддержать как раз таких людей и такие учреждения, что делают спорт по-настоящему массовым.
Так, может, поэтому-то как раз стратегию развития физкультуры и спорта в Тверской области и решили нацелить на доступные площадки, на проведение областных соревнований среди команд всех муниципалитетов, на ремонт школьных спортзалов и реализацию программ вроде «Дворового тренера» и «Земского тренера»? Здоровье нации – не в дорогих футбольных и хоккейных клубах, а в нормах ГТО, в группах для пожилых людей, детских секциях и правильном образе жизни.
Так что мы прекрасно понимаем, почему на региональном уровне с такой симпатией относятся к лыжнице Наталье Непряевой, которая прославляет Тверскую область и при этом умудряется быть не медийной звездой, а постоянно пашущим спортсменом, нацеленным на победу. Мы понимаем, почему на том же заседании правительства области говорилось о реконструкции и строительстве гребных баз, и процесс запускается. Концепция развития спорта не должна упираться в зрелищность и красивую картинку с многотысячной толпой на стадионах. Здесь, в первую очередь, должна быть нацеленность на результат. И если уж мы все-таки заговорили о победах в большом спорте, не будем забывать – они начинаются не в элитных клубах для избранных, а на дворовой площадке или в школьном спортзале.