Физрук – фигура видная, школьный фольклор изобилует историями и байками о них. Сегодня мы расскажем историю, герой которой представил своих коллег по спортивной педагогике в самом лучшем свете. Личным примером он доказал: физрук - это звучит гордо. Для этого есть веские основания - педагог средней школы №3 города Кашина Сергей Сивачев пробился в финал всероссийского конкурса «Учитель года». Сергей с честью выдержал все отборочные этапы, стал лучшим в своем муниципалитете, затем на областном конкурсе, и вот теперь он в числе отборной когорты педагогов России.
Финал конкурса проходит в Волгоградской области с 25 января по 2 февраля.
О Сергее Сивачеве может многое рассказать его личный сайт, но мы решили не ограничиваться этим и лично пообщались с Сергеем.
– Сергей Федорович, как выглядит путь от начала до финала конкурса?
– На первой, муниципальной, стадии конкурса члены жюри изучали мой сайт, эссе, документацию. На региональном уровне проходили мастер-класс, урок, методическая мастерская. В формате прямой трансляции участники показывали урок в своей школе, но не со своими учениками. Нам выдали темы, моя называлась «Путешествие по стране физической культуры». Надо было ее связать с тематическим планированием по легкой атлетике. А сайт у меня такой подробный, потому что я по совместительству еще и медиаспециалист: веду личный сайт, сайт школы и ДЮСШ.
– Как думаете, что именно понравилось жюри? Какая у вас сильная сторона?
– Трудно выделить что-то одно. У меня были структурированные методические разработки, которые перекликались с мастер-классами, то есть в работе была видна единая система. На методическом семинаре активно отвечал на вопросы. Мастер-класс, который проходил по зуму, был достаточно сложным, потому что аудитории я не видел. А мой мастер-класс был связан с дыхательной гимнастикой, которую я проводил удаленно с помощью своих коллег.
– Дыхательная гимнастика – это новое слово в физкультуре?
– Я выбрал дыхательные системы Стрельниковой и Бутейко. В отличие от многочисленных методов, рекламы которых сейчас много в Интернете, эти – советские, проверенные, сертифицированные. Когда у ребенка после пробежки появляется дыхательный спазм, гимнастика Стрельниковой довольно просто восстанавливает дыхание и, кроме того, улучшает психологическое состояние, избавляет от ощущения нехватки воздуха, снимает напряжение, стресс. Делается этот так: дыхание короткое, вдох через нос, выдох через рот. Вместо двух-трех глубоких вдохов получается восемь интенсивных коротких через нос.
От чрезмерно глубокого дыхания альвеолы легких чрезмерно расширяются, кислород хуже впитывается в кровь, поэтому грудное и брюшное дыхание по Бутейко помогает раскрыть дыхательные возможности легких на этапе восстановления после соревновательного или интенсивного тренировочного процесса.
– Вы на себе это испытали?
– Да, конечно. Я занимаюсь легкой атлетикой, бегаю, играю в баскетбол. Когда дыхания не хватает, система Стрельниковой действительно помогает. Наши дети владеют этой методикой. Пробежав километр-полтора, бывает плохо, вплоть до рвотных рефлексов. И тогда они начинают так дышать, открывая и закрывая ладошки и считая при этом, что заодно отвлекает от неприятных ощущений.
Умные дети любят спорт
Стоит отметить, что физкультура – достаточно интеллектуальное занятие, сейчас это очевидно, но раньше бытовало мнение, что спорт - это про мускулы, а не про интеллект. Современные спортсмены, тем более педагоги, просто обязаны развиваться в нескольких направлениях и много читать.
– Сергей, на какую тему вы писали эссе для конкурса?
– Я размышлял о том, почему процесс учебы невозможен без учителя. Считаю, что никакой компьютер не может заменить педагога. Во-первых, у машины нет интуиции, она не способна испытывать чувства, не может ребенка пожалеть, похвалить. А во-вторых, в обучении важно передать человеческий опыт. Компьютер же просто передает информацию.
– Как новая информация связана с отработкой физических навыков?
– Любое целенаправленное действие переходит в навык, который невозможен без образования новых нейронных связей. И чем разнообразнее двигательная активность, тем больше нейронных соединений, что побуждает мозг становиться подвижнее. У человека интенсивнее развиваются аналитические и другие мыслительные способности. И второй момент, физиологический. В процессе занятий мы совершаем двигательные действия не только ведущей частью тела (рукой, ногой) но и слабой. То есть броски, прыжки, отталкивания делаются не только, например, с правой руки или ноги у правши, но и с левой. Здесь можно говорить о функционировании мозолистого тела, которое обеспечивает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга, передает сигнал из одного в другое. По этой «дорожке» ведь может проходить сигнал не только о физическом действии, но и любой другой, ум становится более подвижным, информация обрабатывается быстрее. В спортивном зале интеллект развивается не хуже, чем на уроках математики и литературы. Не скажу, что человек становится умнее в плане накопления информации, но он становится мобильнее и подвижнее, в том числе и в мышлении. Мне приходилось читать, что когда серьезная организация ищет специалиста и креативность – один из главных критериев отбора, предъявляют такое требование: занятия командными видами спорта.
– Важно, чтобы человек умел работать в команде?
– Да, и чтобы он был не только социализированным и контактным, но и креативным. Во время игры человек все время совершает выбор. Эта привычка переносится на жизнь, на мыслительную деятельность.
– На примере ваших учеников можно обнаружить такую закономерность? Спортивные ребята лучше учатся?
– Пожалуй, что да. Но если несколько лет назад физкультуру больше любили двоечники, то сейчас, наоборот: мои уроки нравятся отличникам. Умные дети больше тянутся к спорту. Кто хорошо занимается физкультурой и спортом, тот и в институты поступает. А бедные двоечники сидят в телефонах, играют, им ничего не интересно. Раньше они находили выход в физкультуре, а с появлением виртуальной реальности все стало проще, можно не напрягаться. И они ушли туда. Сейчас обозначилась тенденция, которая коснулась и детей, к стремлению к здоровому образу жизни.
– Но ведь дети в основном о своем здоровье не беспокоятся. Об этом начинают задумываться люди, перешагнувшие порог 30-летия. В этом возрасте хотят избавиться от вредных привычек, снизить вес. Не странно ли слышать от ребенка, что он играет в мяч ради здоровья?
– К образованию, в том числе физкультуре, сформировалось несколько потребительное отношение. Оно часто рассматривается как средство. Это связано с желанием подростков поступить в училища минобороны и МВД, на физкультурное отделение университетов. Таких выпускников довольно много, в каждом классе не меньше четверти. Но есть и те, кто просто заботится о своем здоровье.
Как справиться с агрессией
– В каком возрасте лучше начинать заниматься баскетболом?
– С десяти, раньше не рекомендуется. Я веду занятия у детей с 13 до 18 лет. Второй наш учитель физкультуры, Анатолий Михайлович Букин, тоже ведет баскетбол, но у ребят помладше. С ребятами старше 18 лет в нашей школе занимается тренер-общественник.
– Что развивает этот вид спорта кроме силы, скорости и других физических качеств?
– Как любой вид командной игры, учит социализации. Кроме того, как профессиональный психолог, я понимаю, что агрессивность нуждается в нормализации. Специалисты детской комнаты милиции иногда просят обратить внимание на излишне агрессивных ребят. И через два-три года занятий все у них приходит в норму. Есть дети, у которых агрессивность ниже нормы, – они апатичные, не могут постоять за себя. Командные игры помогают поднять эти показатели до нормального уровня.
– Это травмоопасный вид спорта?
– Не больше, чем любой другой. На одном из этапов конкурса я показывал взаимосвязь разных видов спорта. Ребенок, обладающий определенными навыками, например ведения мяча, может потом использовать этот двигательный опыт. Различные стойки в волейболе, баскетболе, гандболе можно брать из гимнастических упражнений.
– Есть в классе такие ребята, которые ни подтянуться на турнике, ни через козла перепрыгнуть не могут и над ними весь класс потешается?
– Раньше, да, бывало, дети смеялись, но сейчас это не принято. Если у ребенка что-то не складывается, я могу назначить его консультантом, чтобы он мог координировать действия своих одноклассников. Он помогает разобрать какие-то их ошибки, это дает ему чувство уверенности. И все ребята видят, что он не хуже других. Психология очень важна. Иногда ребенок во время игры из-за боязни ошибки не может попасть в кольцо, а на тренировке делает это идеально. Тогда я перевожу его из соревновательного состояния в тренировочный и говорю: «Просто покажи то, что ты умеешь!». Так бывало и с командой. Ну не идет дело, тогда говоришь им: «Стоп! Вы же можете просто сыграть красиво!». Не думать о победе и о том, чтобы быть лучше всех, а продемонстрировать свою технику: как умеешь атаковать, работать в команде. Это спортивные школы в большей степени ориентированы на результат, что, на мой взгляд, в детском спорте не очень правильно. Хотя наш клуб, где тренируется единственная в городе баскетбольная команда, в муниципалитете всегда победитель, добивается неплохих результатов и на региональном уровне.
– Были у вас такие истории, когда ребенку удавалось преодолеть сложности, особенности здоровья?
– Конечно, немало. Один мальчик с пятого класса был освобожден от физкультуры. А уже в десятом стал призером на соревнованиях по баскетболу. Сейчас учится в Москве, в Российском университете физической культуры. Еще один ученик, такой болезненный, прозрачный, пришел в баскетбол и тоже ожил. Сейчас учится в Питере на инженера, играет в университетской команде. Надо отдать должное родителям – в отличие от тех, кто просит об освобождении от занятий, они, наоборот, настаивали на них. «Нет ничего невозможного, все зависит от личных приоритетов». Я эту фразу сделал заглавной на своем сайте.