Ирина Шереметкер: «Нас слишком долго держали за железным занавесом…»

С президентом Ассоциации туризма Тверской области рассуждаем о проблемах и перспективах гостеприимного Верхневолжья

 Природа, история, культура, люди – это всё есть на тверской земле, но россияне предпочитают другие места для отдыха, и необязательно за границей. Почему так произошло, каков выход из ситуации и на что сегодня, во время кризиса, может рассчитывать некогда весьма успешный туристический регион? На эти и другие темы «МК в Твери» беседует с президентом Ассоциации туризма Тверской области Ириной Шереметкер.

С президентом Ассоциации туризма Тверской области рассуждаем о проблемах и перспективах гостеприимного Верхневолжья
С личной страницы Ирины Шереметкер "ВКонтакте"

– Ирина Викторовна, в начале этого года в связи с кризисом звучало много различных мнений по поводу того, как падение рубля скажется на туристической отрасли. Одни говорили, что закроется до половины турфирм, другие – что кризис пройдет и всё успокоится. Каково положение дел сегодня на старте летнего сезона?

– Обстановка остается достаточно сложной, и не только в туристической отрасли. Многим приходится перестраивать свой бизнес. Всем хочется найти такую нишу, которая была бы свободна и без конкуренции (улыбается)… Сейчас наметился переходный период. С одной стороны, видна тенденция к обеспечению безопасности наших граждан, отдыхающих за рубежом, с другой – взят курс на развитие внутренних направлений туризма. Перелом в том, что у нас на уровне государства задумались, что же для страны означает внутренний туризм, чем мы можем встретить людей, чем гордимся в своей стране. И эта федеральная повестка транслируется в регионы.

– То есть нынешний кризис – это шанс для реализации туристического потенциала Верхней Волги?

– Да, сложилась вроде как благоприятная ситуация – вопрос рассматривается в качестве ответа на западные санкции, но мы сталкиваемся вот с какой неприятной штукой. Летом так или иначе в тверском регионе есть загрузка – это период отпусков, люди путешествуют, едут и к нам. Посмотрим на итоги этого сезона: вполне вероятно, спрос будет превышать предложение, что, кстати, по законам рынка может повлечь за собой и рост цен на туристические услуги… Но самая главная задача в Тверской области остается прежней – снизить катастрофическую сезонность, которая ведет к сильному ценовому перекосу. Фактически за три месяца работы местный турбизнес, средства размещения должны «отбить» все годовые затраты. Если объект работает только летом и закрывается в межсезонье, он сталкивается на следующий год с тем, что персонал не найти – хорошие специалисты трудоустраиваются на постоянную работу. А это влечет за собой очень низкий уровень обслуживания. Вот в таком замкнутом круге мы находимся, и выйти из него достаточно сложно.

– Вы согласны с теми ожиданиями, что Путевой дворец и проект «Завидово» сами по себе приведут к резкому увеличению туристического потока в Верхневолжье?

– Хороший вопрос. Не все понимают, как завершение реконструкции Императорского дворца может повлиять на нашу экономику. В целом дворец – весомый туробъект, с учетом близости к Москве отклик от туристов появится очень быстро. Сегодня у нас в городе никто не видит туристов, потому что в городе практически никто не останавливается – едут транзитом. Туристы прямо с теплоходов садятся в автобусы и едут в Торжок, потому что в Твери смотреть нечего – почти все объекты закрыты на реставрацию… Но когда откроется Путевой, вопрос будет стоять иначе: как мы примем туристов? Обычно турагентства формируют маршрут по городу Твери, поэтому все зависит от того, что сможет предложить бизнес. К тому же нам желательно, чтобы турист приезжал как минимум с одной ночевкой. А для этого уже нужен интересный досуг, отличный от Москвы, с местным колоритом. В этой сфере нам пока похвастаться особо нечем. Бизнес должен четко понимать, что он сможет предложить туристам.

– Уже сейчас об этом задумываются?

– Я бы сказала, что турфирмы бьют тревогу. Есть, например, транспортная проблема. Вроде как город нас слышит, но конкретных мер пока не видно. Хотя, уверена, они последуют. Сейчас в Твери уже выделены территории, наиболее актуальные для туристических прогулок, и их в первую очередь будут приводить в порядок. Это только то, что касается текущего сезона, а уже на следующий нужно будет готовить нечто другое – одно и то же смотреть люди не поедут.

Путевой дворец

– Вернемся к Завидово…

– Это другая история. Есть распространенное мнение, что основной поток туристов остановится в Завидово и дальше не пойдет. Но ведь турист не будет там находиться постоянно и не стараться ознакомиться с окрестностями… Завидово – особая экономическая зона туристического типа, поэтому ранее руководством было проведено исследование, и сейчас определены четыре приоритетных туристских направления: Тверь, Торжок, Осташков, Вышний Волочек. Нужно хорошо понимать, что если туристы уровня Завидово, а это преимущественно премиум-сегмент, захотят посмотреть Тверскую область, маршруты и объекты показа должны быть в удовлетворительном состоянии. Это весомый стимул, чтобы власти – как региональные, так и муниципальные – по этим маршрутам обеспечили достойную инфраструктуру… Работа уже идет, но это серьезный процесс, и мгновенно результата получить невозможно.

– Какую «фишку» Верхневолжье может предложить туристам? Природа, культурно-историческое наследие?

– У нас территория в целом обладает огромным потенциалом. Вообще я считаю, что Тверская и Новгородская области – это сердце Руси, где люди при достаточной близости к столицам сохранили свою самобытность, несмотря на всё влияние мегаполисов. У нас есть, например, Торжок, сохранивший свою особенную архитектуру. Всемирный банк готовит там к реализации проект грандиозной реконструкции. Думаю, что в ближайшей перспективе город станет одним из серьезных центров туристического притяжения, создаст конкуренцию Суздали. Торжок, опять же, обладает конкурентным преимуществом – месторасположением меж двух столиц и практически посредине Тверской области. Так получилось, что там сосредоточились серьезные бренды: Пушкин с пожарскими котлетами, торжокские золотошвеи, архитектура Львова… Я бы сказала, что в туристическом Торжке сегодня – затишье перед бурей, в хорошем смысле, разумеется (смеется). Например, сейчас древний город готовится к встрече участников и гостей V Русских Ганзейских дней, которые пройдут в начале июля. Уже давно на это время забронированы все места в гостиницах, ужины в ресторанах, выпускается сувенирная продукция, творческие коллективы готовятся к выступлениям… Город живет ожиданием туристов.

– Какие еще территории тверского края вы бы выделили как наиболее перспективные для развития туристов?

– Интересный проект разрабатывается в Калязинском районе – туристско-рекреационный парк «Междуречье», связанный, в том числе, с развитием спортивно-оздоровительного направления, молодежного досуга. Он прекрасно подойдет для привлечения молодых людей, предпочитающих экстремальный отдых.

Есть у нас и Селигер… Территория сложная, но очень привлекательная. Там требуется грамотная стратегия развития с учетом экологических особенностей. Территория запущенная, с явным преобладанием диких туристов, от которых, увы, много вреда. Требуется придать дикому туризму организованный вид. Туриста-дикаря не переубедить, но можно создать такие условия, что он сам начнет отдавать предпочтение организованным видам отдыха.

На Селигере, без сомнения, есть куда развиваться. Возьмем хотя бы Великий водораздел: у нас находятся истоки Волги и Даугавы (Западная Двина), а в Смоленской области – исток Днепра. Три великие реки текут в разных направлениях и впадают в разные моря. Думаю, здесь есть некий энергетический момент, метафизическое ядро. Существуют интересные предложения для инвесторов, они есть и на самой территории, но, как это ни печально, никто не хочет вкладываться.

– Ирина Викторовна, для вас в чем все-таки заключается на сегодня главная проблема Верхневолжья в туристической отрасли?

– Конечно, это координация действий властей всех уровней и бизнеса, инфраструктура и кадры. Как и везде. Люди поедут отдыхать только туда, где есть транспортная доступность и грамотная принимающая сторона. К тому же в туризме очень важна активность местного населения, наличие инициатив. Но проблема в том, что социально активные группы общества не умеют подавать инвесторам свои проекты. Всё сводится к тому, что дайте нам денег, мы сделаем вам хорошо (смеется). Так не бывает! Для инвестора это не аргумент.

 

– И все же наступит ли время, как вы думаете, когда тенденция переломится, и наши люди перестанут ездить в Египет и Турцию?

– Нас слишком долго держали за железным занавесом, и заграница была настолько заманчивой, что в девяностые все ринулись туда, забыв, что вообще в плане туризма есть внутри страны. В результате мы развили туристическую отрасль стран вокруг нас, а свою пустили под откос. Получается, наши граждане вывозят деньги, инвестируя их в экономику чужих стран, дополнительно повышая тем самым их конкурентоспособность.

Турист – не гость, который пользуется всем на халяву (смеется). И когда ему всё у нас нравится, когда он видит уникальность людей, знакомится с историей места пребывания, он платит за это удовольствие. А нам уже можно задуматься, стоит ли вкладывать инвестиции в промышленность, если можно просто показывать людям то, чем мы гордимся, то, чего нет в других странах...

Вот буквально вчера знакомые по туристическому бизнесу прилетели из рекламного тура по Кубе. Там туризм – вторая статья доходов бюджета. Между тем со времен советского влияния на Острове свободы ничего не изменилось. Тем не менее кубинцы просто показывают, как и чем они живут… И чувствуют себя счастливыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру