Деньги в трубу. За чей счёт живёт тверской водоканал

Деньги в трубу.  За чей счёт живёт тверской водоканал

Вот уже две недели в тверских социальных сетях идет интересная дискуссия: после пожара в детской областной клинической больнице, когда экстренные службы брали воду из Волги, многие задались резонным вопросом: кто все-таки должен контролировать такой стратегически важный объект, как водоканал – крупный бизнес или государство? Вопрос возник неслучайно: ЧП наглядно показало – если государство «оттирают» от жизненно важных артерий, от коммунальных сетей, если оно теряет рычаги влияния на происходящее в жилищно-коммунальной сфере, это может когда-то закончиться трагично.

Конечно, у крупного бизнеса, «рулящего» сетями, нашлись защитники. И на первый взгляд, их аргументы выглядят здраво. Да, действительно, в жизни страны в целом (и Тверской области в частности) был такой «лихой» период, когда государство не вкладывало ни в теплосети, ни в водоканалы ни рубля – денег в пустых бюджетах не хватало даже на самое насущное. Да, к нулевым сети в Твери износились настолько, что требовали многомиллиардных вложений, а таких денег в городском бюджете не было. Да, единственное слово, приходящее в такой ситуации на ум – это инвестиции: под лозунгом будущих инвестиций в нулевые в Твери и прошла передача всех городских сетей в частные руки! Но давайте разберемся на примере тверского водоканала: а дождались ли мы этих инвестиций? Кто выступил в роли инвестора? Справился ли крупный бизнес, взяв в аренду тверские сети, с той социальной нагрузкой, которую на него пыталось возложить государство в лице бывших региональных руководителей и муниципалитета?

Подарок от депутатов

Как известно, лучше всего запоминается первое и последнее. А вышло так, что начало работы в Твери коммерческой структуры «Тверь Водоканал» было ознаменовано громким скандалом. Кто в Твери не помнит знаменитое уголовное коррупционное дело депутатов Тверской городской Думы, когда половина народных избранников были пойманы на взятках и отправились за решетку?

Одним из эпизодов дела стала передача муниципального имущества – системы городского водоснабжения и канализации – в долгосрочную аренду «Росводоканалу». В ходе следствия всплыли пикантные подробности случившегося: например, выяснилось, что МУП «Водоканал», который до этого обслуживал городские сети, вовсе не был разваленным и убыточным. Наоборот: он стабильно работал в прибыль, а значит, никаких серьезных оснований для передачи муниципального имущества в частные руки не было! Во-вторых, стало ясно, почему передача, прошедшая без конкурса, была одобрена Тверской городской Думой: в депутатский корпус была «занесена» взятка в сумме 22 тысячи долларов. Сущие копейки! Но за эти копейки народные избранники, не моргнув глазом, вручили коммерческой структуре городской водоканал и канализацию: муниципальное имущество, реальная стоимость которого – миллионы долларов!

Уже после этого все разумные люди задались вопросом: если на самых первых этапах случился какой-то «занос» денег, стоит ли в будущем ждать каких-то вложений и инвестиций? Ведь такое бывает только в сказках, а в жизни обычно все намного проще: если что-то начинается с коррупции, значит, кто-то хочет на чем-то заработать!

30 октября 2007 года Тверская городская Дума приняла решение об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения города Твери на 2008-2015 годы». Казалось бы, инвестиции – это вложения: коммерческая структура пользуется государственным имуществом, но вкладывает свои собственные средства в приведение его в порядок, так? Но никаких вложений собственных средств «Водоканала» одобренная депутатами инвестиционная программа не предусматривала. В паспорте программы были прописаны следующие цифры: общий объем финансирования - 2 миллиарда 886 миллионов 250 тысяч рублей. 591 миллион планировалось получить за счет инвестиционной надбавки к тарифу – говоря проще, эти деньги должны были заплатить сами горожане.

1 миллиард 970 миллионов рублей прошли по строке «бюджетное финансирование» - то есть за счет государства.

323 миллиона 571 тысячу коммерческая структура должна была получить в виде платы за подключения: то есть от юридических лиц.

Речь, еще раз повторяем, про цифры в паспорте: в тексте программы они оказались чуть выше.

Внимание, вопрос: в чем же тогда должна заключалась роль самого «инвестора» - ООО «Тверь Водоканал»? Ведь с таким же успехом содержать сети за счет граждан, потребителей и госкошелька могло и муниципальное предприятие, находящееся под полным контролем города!

Годы идут – аппетиты растут?

Но на этом странности с инвестиционной программой не закончились: в 2011 году уже новый состав Тверской городской Думы (тот самый, который позже был бесславно распущен) одобрил внесение изменений в этот любопытный документ.

Формальный повод для внесения изменений был такой: число потребителей растет, город строится, развивается – в программе нужно отразить возросшее число подключений.

Но, вчитавшись в новый паспорт программы и ее текст, общественники забили набат: внесенные изменения оказались вовсе не формальными - они меняли саму суть отношений города с коммерческой структурой!

Теперь, например, в программе фигурировали новые технические показатели, которые должен был достичь в результате «инвестиционных усилий» «Водоканал»: объем реализации воды почему-то должен был не вырасти, а снизиться, а вот потери воды – наоборот, не снизиться, а увеличиться. Хотя все по логике вещей должно быть как раз наоборот: иначе в чем тогда вообще смысл инвестиций? Ради чего тверичам годами платить по повышенному тарифу с надбавкой – ради ухудшения показателей системы водоснабжения?

А теперь про главное – про «платить»: после внесения изменений в инвестиционную программу «Водоканала» поменялись объем и структура ее финансирования. В паспорте программы объем финансирования вырос до 5 миллиардов 220 миллионов рублей: 2 миллиарда 166 миллионов рублей из этих денег должны были выделить бюджеты, а на второе место в списке источников финансирования вышли… жители города Твери! За счет надбавки к тарифу для потребителей программа должна была «подрасти» уже не на 591 миллион, как в ранней редакции, а на 1 миллиард 343 миллиона. Финансовая нагрузка на горожан таким образом увеличивалась больше, чем в два раза!

Но это еще не все: в итоговом тексте программы цифры оказались на порядок выше, чем в паспорте – объем финансирования увеличивался почти до 7 миллиардов рублей, нагрузка на потребителей, платящих тарифную надбавку – до 2 миллиардов 620 миллионов. Более того: финансирование программы за счет надбавки к тарифу по факту продлевалось аж до… 2025 года.

Странные вещи произошли и с запланированным бюджетным финансированием: если в ранней редакции программы основные надежды возлагались на федеральный бюджет, то после внесения изменений вектор кардинально менялся – почти полтора миллиарда из запланированных двух миллиардов «Водоканал» должен был получить из городского бюджета.

Уважаемые читатели, вопрос на засыпку: если бы вы были депутатами Тверской городской Думы, вы бы проголосовали за такие изменения в инвестиционную программу? Думаете, народные избранники что-то недопоняли, плохо вчитались в текст и не сообразили, что арендовать водоканал будет частник, а содержать его – горожане? Поверьте: были общественники, которые пытались достучаться до депутатов. Но за внесение изменений проголосовало большинство народных избранников, включая фракцию КПРФ, которая - что интересно - в это же самое время бурно дебатировала в Думе по другим, куда менее важным, вопросам.

Что дальше?

А теперь вернемся к дискуссии в социальных сетях, с которой мы начали статью, и к вопросу, который бурно обсуждается на тверском интернет-пространстве: кто должен контролировать тверской водоканал – крупный бизнес или государство в лице муниципалитета?

Однозначного ответа на этот вопрос быть не может: ведь история с передачей любых сетей в долгосрочную аренду всегда упирается в один ключевой момент – в степень социальной ответственности, в степень прозрачности и в аппетиты конкретной коммерческой структуры.

Тверской опыт передачи сетей в аренду, увы, печален: чего стоит один сюжет с теплосетями, который закончился не инвестициями, а изношенными трубами. Явно не вышло «инвестиционной сказки» и в истории с передачей в долгосрочную аренду системы городского водоснабжения: главными инвесторами по факту оказались вовсе не коммерсанты, а жители Твери. И все тот же бюджет, ссылаясь на прорехи в котором много лет назад сети отдали в частные руки. Так есть ли смысл в такого рода «инвестировании», если, отдав коммерсантам в пользование водоканал, город не приобрел ничего, но при этом утратил контроль над стратегическим объектом? А, может, это как раз тот случай, когда было бы правильнее и разумнее вернуть этот объект на муниципальный баланс, в собственность города, в собственность всех горожан? Много вопросов в связи с новейшей историей тверского «Водоканала» возникает и к депутатам Тверской городской Думы сразу нескольких созывов: почему народные избранники так легко сначала отдали муниципальную собственность в аренду, а потом поддержали странные изменения, вносившиеся в инвестиционную программу?

Пока что мы привели лишь отдельные цифры для размышления из инвестиционной программы, которая действовала в Твери с 2007 по 2015 год: а в ближайшие дни мы разберем документ, который ООО «Тверь Водоканал» предложил на утверждение позже… Поверьте: эта бумага достойна отдельного рассказа!

(Продолжение следует)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру