Почему «зарубили» новую программу "Тверь Водоканала"

Почему «зарубили» новую программу "Тверь Водоканала"

На прошлой неделе на страницах нашей газеты вышла статья, в которой мы проанализировали инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал», работавшую с 2008 по 2015 годы. Нам не понадобилось ни специальных формул, ни сложных расследований, чтобы выяснить и наглядно показать следующее: по факту в систему тверского водоснабжения со времен передачи сетей в аренду частному «инвестору» вкладывались горожане, бюджет и юридические лица, платящие за подключения. Никаких собственных средств (как следует из программы) ООО «Тверь Водоканал» в содержание и ремонты не вкладывало и вкладывать не собиралось.

Мы остановились неделю назад на том, что инвестиционная программа истекла, и компания предъявила на суд муниципалитета следующую. Но тут разразился скандал и грянул гром: программу «завернули» - и в этом, стоит заметить, нет ничего удивительного.

Денег больше, воды – меньше

Как мы уже писали неделю назад, аппетиты Тверь Водоканала год от года росли: и инвестиционная программа компании, начинавшаяся с относительно скромного объема финансирования в 2 миллиарда 886 миллионов рублей, по факту раздулась почти до 7 миллиардов рублей. В два с половиной раза! При этом основная нагрузка легла на горожан, которые должны годами платить так называемую инвестиционную надбавку к тарифу.

Казалось бы: ну сколько можно, именуя себя инвестором, а свою программу – инвестиционной, содержать городской водопровод за счет граждан, бюджета и юридических лиц? Не пора ли умерить аппетиты, а заодно начать вкладывать в модернизацию сетей собственные деньги?

Но не тут-то было! В программе, предложенной ООО «Тверь Водоканал» на 2017 – 2027 годы, объем финансирования подскочил аж до 9, 7 миллиарда рублей. Предполагалось, что основные средства будут вложены не ранее 2020 года: говоря проще, эту огромную сумму ООО «Тверь Водоканал» планировало освоить за семь лет.

Вы спросите, на чьи кошельки компания рассчитывала, прописывая такие цифры? Отвечаем: все на те же! Главным инвестором, по мысли авторов инвестиционной программы, должен был стать областной бюджет – 6 миллиардов 300 миллионов Тверь Водоканал хотел получить из него. За счет инвестнадбавки, заложенной в тариф для потребителей, на счета компании должно было «упасть» 2 миллиарда 217 миллионов рублей. Ну а остаток, 1 миллиард 84 миллиона, в Водоканал, судя по предложенной программе, должны были перечислить юридические лица – как плату за подключения.

И вновь возникает все тот же вопрос: а в чем же в таком случае должна была заключаться роль самой компании, так называемого «инвестора», который обслуживает систему городского водоснабжения, не вкладывая в нее ни одного собственного рубля?

И ладно бы, если от такого «управления» был толк – росло качество воды, снижались потери, шла модернизация. Но статистика говорит, увы, об обратном: износ сетей составляет 92 %, износ очистных сооружений – 81, 5 %. Потери выросли больше, чем в два раза! И все эти «достижения» зафиксированы на фоне многолетнего роста тарифов, повышение которых обосновывалось необходимостью реализации инвестиционной программы.

Ну а теперь – вишенка на торте: для разработки инвестпрограммы надо было провести техническое обследование имеющихся активов. "Тверь Водоканал" выполнил эту работу частично. в отчете компании нет данных о состоянии водопроводной и канализационной сети.

Стоит ли удивляться, что документ, предложенный компанией на утверждение, не был согласован, а тверские социальные сети гудят, требуя разобраться в деятельности Тверь Водоканала с момента его прихода в областной центр.

Силовики идут по следу

Обратите внимание: до этого момента в наших публикациях о ситуации с водоснабжением ни разу не звучало слово «коррупция».

Но из песни слов не выкинешь: еще перед Новым годом прокуратура Московского района возбудила уголовное дело по факту неправомерного использования средств в особо крупных размерах. Поводом стали результаты проверки в компании «Тверь Водоканал»: в ходе нее выяснилось, что менеджмент компании вывел в оффшоры, на Виргинские острова, более 400 миллионов рублей. А поскольку, как уже говорилось, никаких собственных средств компании в реализации инвестпрограммы не присутствовало, вывод напрашивается сам собой: в оффшоры отправилось то, что собиралось с жителей Твери.

Заодно возник еще один вопрос: как известно, 25% компании принадлежит городу. Доля маленькая, всерьез влиять на решения собрания директоров по большинству вопросов она не позволяет. Но в то же время городской бюджет имеет полное право на 25% прибыли ООО «Тверь Водоканала» по итогам финансового года. А теперь факты: с 2011-го по 2014 год общая прибыль компании составила 435 миллионов рублей, но на собраниях участников общества каждый раз принималось решение направить эти деньги на развитие коммунальной инфраструктуры. Приводился и другой аргумент: у Тверь Водоканала - кредитные обязательства перед Европейским банком развития регионов, поэтому со своими долями прибыли город должен потерпеть.

Звучало это, на первый взгляд, логично: но только на первый – потому что в коллективном договоре всех региональных Водоканалов с Европейским банком развития регионов на долю ООО «Тверь Водоканал» приходилось лишь 3 % от общей суммы кредита. Впрочем, как мы знаем теперь, никаких привлечений сторонних инвестиций для развития тверского водоснабжения не случилось: в наш водопровод не вкладывали – на нем зарабатывали, а часть заработанного, по мнению представителей правоохранительных органов, и вовсе уходило в оффшоры.

Итак, итоги работы компании в областном центре такие: тарифы выросли, качество воды снизилось, трубы как были ветхими, так и остались, отчислений в бюджет Тверь не увидела, а внутренняя финансовая жизнь Тверь Водоканала заинтересовала силовиков.

Что дальше? Уголовное дело есть – в воздухе ощутимо пахнет громкими разбирательствами. А о судьбе Тверского Водоканала уже вовсю высказываются представители городской общественности: памятуя о том, что когда-то он был муниципальным, разрубить гордиев узел предлагается очень простым способом – вернуть имущество тем, кому оно принадлежало: Твери и тверитянам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: "Инвестора" притормозили

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру