"МК в Твери" побывал на выставке моды и революции

"МК в Твери" побывал на выставке моды и революции

В Музее Москвы к его 120-летию и 100-летию Октябрьской революции проходит выставка «Москва. Мода и Революция»

А там, где мода, конечно же, не обойтись без ее историка – соавтора выставки, популярного телеведущего Александра Васильева. В масштабную экспозицию из 200 коллекционных предметов включены: два раритетных автомобиля, мебель, фотографии, хроники, рекламы, плакаты, книги, документы и другие артефакты - из фондов Музея Москвы. А маэстро выставил более 100 платьев и аксессуаров из своей личной коллекции.

«МК в Твери» удалось побывать на открытии выставки. Как напомнил корреспонденту Александр Васильев, в Твери он бывал неоднократно. 5 лет назад он приезжал на “Бал меха”, где читал свои лекции. А еще ранее, до начала масштабной реконструкции Путевого дворца Екатерины II, маэстро провел небольшую выставку платьев из своей коллекции в нашей картинной галерее. Историк моды признался, что с удовольствием приедет к нам в гости на открытие дворца, которое очень символично произойдет в год 100-летия Октябрьской революции. И, конечно, с удовольствием проинспектирует наши новые антикварные магазины, адреса которых я ему по секрету предоставил.

С Александром Васильевым мы подружились около 10 лет назад вначале на «Одноклассниках», потом в «Фэйсбуке», тогда это еще было возможно. Сейчас уже нет, лимит подписчиков страницы превышен. За эти годы мы сделали несколько интервью в духе времени – интерактивно, я из Москвы и Твери, а он из Парижа и Марокко. И вот наконец-то увиделись лично.

На таких торжественных презентациях он всегда утопает в цветах. И, когда его сравнивают с цветочной клумбой, даже не обижается. Но в основном историку моды дарят предметы гардероба и милые безделушки. Я пришел тоже не с пустыми руками – теперь в его коллекцию войдет часть архива моей бабушки, ветерана труда, которая большую часть своей жизни проработала в ведущем ателье Мурманска и была «Лучшей закройщицей» несколько лет подряд в этом портовом городе. Я передал ее наградные листы и дипломы, ее раритетную трудовую книжку. Кстати, всем посетителям выставки предложено стать ее соавторами – принять участие в конкурсе на экспонирование вещей своей семьи в отдельной витрине. Есть только временные рамки – документированные истории интересны за 10 лет до революции 1917 года и только 10 лет после нее.

Одним из партнеров выставки был винодельческий завод – угощали только шампанским без закусок и прочих напитков, пузырьки сделали свое дело, и к середине мероприятия многие гости готовы были уже окунуться в атмосферу НЭПа и пуститься в зажигательный фокстрот. Тем более, организаторы сразу сказали, что, несмотря на 100-летний юбилей революции, да и само место проведения – провиантские подвальные склады императора, где в 1917 году до последнего сражались юнкера, серьезной политики решили избежать и обойтись без исторических оценок.

Директор музея Алина Сапрыкина сказала на открытии, что для них главное не платья, а люди, как с 1907 -1927 годы менялась жизнь разных слоев населения России, прежде всего москвичей.

Александр Васильев напомнил, что потребителями модной индустрии до революции были аристократия, буржуазия и частично мещанство. Мода «эмигрировала» из России во время Первой мировой войны. Качество одежды после революции резко упало: во-первых, недостаток тканей, во-вторых, недостаток швейного оборудования, в-третьих, самых портных, которые предпочли шить в Париже, нежели в Москве для пролетариев. Но вот пришел НЭП, и возродилось частное производство. Большинство модных лавок в Москве находились в Столешниковом переулке – это было в 20-годы самое культовое место для создания моды. Там были модистки, шляпники и меховщики. В годы безвременья многие мужчины были физически истреблены, место на фабриках, в транспорте, в торговле, в школах заняли женщины. Самым редким экспонатом выставки Васильев считает наряд девушки с рабфака - их не найти уже нигде ни в домашних сундуках, ни в музеях.

Тогда нужна была более удобная, практичная одежда. Платья простые, дешевые, их можно стирать, они легки в носке. В это время значительная часть эмигрантов первой волны за рубежом стала заниматься модой, они не страдали отсутствием материала и финансов. Поэтому русским Домам моды, организованным в Харбине, Константинополе, Париже и Берлине, удавалось сделать замечательные вещи, красиво, дорого отделанные, с богатой вышивкой.

Васильев напомнил, что выставка продлится до конца мая: «Чем больше вы сделаете сэлфи со мной, выложите в Инстаграм, тем лучше будет нам всем. Привлеките внимание, ведь нам нужны посетители. Содержать такую огромную коллекцию как музею, так и мне очень нелегко. В фонде 65 тысяч единиц хранения. Он дорог всем тем, кто любит историю моды…» Маэстро призвал посмотреть все внимательно, почитать этикетки: «Ваше сердце растает от увиденного!»

____

Главный архитектор Музея Москвы Константин Ларин использовал в выставочном пространстве два цвета – белый и красный. Видеоряд на революционную тему, историческая кинохроника, документальные источники, музыкальное сопровождение служат важной образовательной составляющей экспозиции и воссоздают атмосферу начала XX века.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Александр Васильев: ваше сердце растает!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру