Культурно-досуговый центр «Исток» в Твери собрал гостей. Но не так много, как хотелось бы

14.02.2018 в 15:42, просмотров: 332

Не все жители Твери знают о существовании этого учреждения. Расположился он на северо-западной окраине города, поблизости от Горбатого моста, и ведет активную творческую жизнь: работают секции и кружки, проводятся многочисленные культурные акции. Одна из них собрала субботним днем чуть более трех десятков слушателей, преимущественно пенсионного и близкого ему возраста. Да, немного. Скромность аудитории может вызвать рассерженную и даже гневную реакцию. Особенно учитывая тему представленной слушателям на суд музыкально-поэтической композиции: памяти о Великой Отечественной войне.

После того как отзвучали благодарные аплодисменты, зрители, не спеша в гардероб, обступили организаторов и участников акции. Посыпались вопросы. Почему эта волнующая подборка текстов не вписана в многочисленные планы городских культурных мероприятий и программы патриотического воспитания? Почему не кочует по школам города, а скромная заявка на участие в мероприятиях к Дню освобождения Калинина осталась без внимания?

В основу программы легли произведения высоких художественных достоинств. Строки Константина Симонова, Юрия Левитанского, Роберта Рождественского звучали в исполнении членов поэтического объединения, созданного поэтом Евгением Сигаревым, к сожалению, уже ушедшим от нас. А когда стихи читают поэты, или, скажем скромнее, люди, пробующие свои силы в поэтическом труде, возникает особая атмосфера проникновения в самые глубокие пласты смысла.

фото: Ольга Кочнова

Со стихами классиков в программе соседствовали произведения тверских авторов. Стихотворения наших земляков Антонины Чистяковой и Александра Гевелинга, основателя «Звонницы» Евгения Сигарева встали в один ряд с признанными шедеврами – и не стушевались от такого соседства. Напротив, оно помогло почувствовать масштаб наших, местных стихотворцев, их место в поэтическом пантеоне. Цепочку – от классики до сегодняшнего дня – завершало творчество участников программы – Ольги Кочновой, Сергея Полежаева и других. Взволнованность святой для всех нас темой поднимала и укрупняла смысл стихотворений, приближая их к лучшим образцам русского поэтического творчества. Сильное впечатление оставили и мастерски выполненные стихи ржевского поэта Любови Колесник, специально приехавшей в Тверь.

За музыкальную часть программы отвечала Елизавета Рысенкова. Она прочувствованно исполнила песни Юрия Визбора, Вадима Егорова, прекрасную «Иволгу» композитора Кирилла Молчанова на стихи Николая Заболоцкого из фильма «Доживем до понедельника».

Можно посетовать на то, что любовно подобранная и замечательно исполненная поэтами «Рассветной звонницы» композиция оказалась на обочине культурной жизни города. И по традиции осудить чиновников, потому что это – самое легкое и привычное. Но, во-первых, в управленческих структурах работает немало активных и неравнодушных людей. Во-вторых, любое начинание требует продвижения, или по-нынешнему промоушена. В третьих… Вот о «третьих» – несколько слов особо.

Изнутри стремительного процесса изменений нелегко разобраться в том, куда влекут эти изменения. Меняется все – скорости передвижения, возможности передачи информации и ее объемы. У многих возникает непреодолимое стремление затормозить эти процессы. Появляются настойчивые призывы к архаизации методов воспитательной работы с молодежью, требования превратить школьный литературный канон – наряду с курсом православной культуры – в основу патриотического воспитания.

Энтузиасты такого подхода не хотят признать очевидного. Того, что литература потеряла за последние десятилетия свою первую роль в культурной иерархии. Можно сожалеть, печалиться, но эпоха литературы закончилась (при том, что текстов никак не становится меньше, ведь помимо книжных страниц для графоманов открыт бездонный интернет). Мир перешел к главенству визуальных образов. Но это не значит, что литература и поэзия утратили силу своего воздействия.

Сегодня ни у кого нет готовых решений, как добиваться эффективной работы по воспитанию у молодых граждан национальной и государственной идентичности (патриотизма). Их необходимо искать, пробуя и ошибаясь. И сбрасывать со счетов силу звучащего поэтического слова пока еще рано. Нужно не бояться предлагать его молодым. А поэзия всегда сумеет постоять за себя.





Партнеры