Туристический бизнес Тверской области созрел для новых идей

Осталось чуть больше месяца до начала туристического сезона. Есть ощущение, что в этом году люди, причастные к этой сфере, ждут его с волнением. За минувшее межсезонье произошло слишком много событий, которые рассматривали как перспективные: это и участие в многочисленных выставках, и новые международные туристические контакты, и победы на профильных конкурсах, и разработка новых брендов. Каков будет результат? Да и недавно созданное министерство туризма должно показать свою работу. К счастью, у минтуризма немало единомышленников, которые идут хоть и параллельным курсом, но в одном направлении. К примеру, это Ассоциация туризма Тверской области, которая насчитывает 70 участников. Общее собрание ассоциации прошло на днях в «Барской усадьбе». Мы говорим о его итогах с президентом ассоциации Ириной Шереметкер. И это тот самый случай, когда итоги неотделимы от планов на будущее.

Ирина Шереметкер

– С инициативой проведения этой встречи вышли сами предприниматели. И это показатель того, что турбизнес занимает все более активную позицию. Наступил этап, когда они достигли своих результатов и хотят идти дальше. Собрались все: и рестораторы, и турагентства, и средства размещения. Турбизнес - это такая сфера, где невозможно двигаться в одиночку. Очень важно личное общение, коммуникации с коллегами, с другими организациями. Уникальный и безопасный турпродукт делать сложно, сложно его «запускать», потому что всегда это подразумевает целую цепочку участников. А благодаря личным договоренностям все немножко «ужимаются» в цене, потому что понимают – это идет на обшее развитие. И тогда все получается. Все желающие проводили свои презентации, чтобы было понятно, кто чем может быть полезен. Вообще сложилось много всяких договоренностей. К примеру, договорились о способах дифференциации турпотоков, чтобы не демпинговать на конкурентном поле.

На собрание ассоциации приехали представители министерства туризма. Их выступление было важно для бизнеса: министра туризма Ивана Егорова завалили вопросами.

– Какие проблемы сейчас самые важные?

– Отраслью долго никто не занимался, поэтому вопросов было множество. Начиная от самых простых – по участию в выставке "Интурмаркет", по субсидиям и льготам, до глобальных – по региональной стратегии развития туризма. Такой документ был написан в 2012 году, и основные направления в нем отражены, но он ничем не подкреплен и не реализован. Сейчас эта стратегия уже не актуальна, появились новые игроки на рынке, новые бизнес-проекты на разных территориях. А для бизнеса «стратегия» не пустое слово. Надо понимать, в каком направлении двигаться, чтобы не выпасть из обоймы. Вот, к примеру, развиваем религиозный туризм, и все выстраивается вокруг этой темы: открываются тематические кафе, гостиницы поближе к объектам показа, паломническим местам. Вот почему успешно развивается территория Завидово, Конаковский район? Все понимают, это заведомо туристическая зона, и начинают искать там свои интересы. Вот сейчас джип-клуб "Лебедушка" предложил ПДК «Завидово» совместный проект.

– Слышала, что Конаковский район ищет новые бренды…

– И находит. Сейчас начинают активно развивать сырную тему. Поспособствовали краеведческие исследования. Мало кому известно, что именно Конаковскому уезду мы обязаны появлением распространенных сейчас сортов сыра — «Костромской», «Пошехонский», а также и уникальных дорогих. Купец Николай Васильевич Верещагин прославился тем, что стал первым российским сыроваром, а первая сыроварня была основана им в Тверской губернии, в небольшой деревне Едимоново, неподалеку от Юрьева-Девичьего. Вообще, Верещагин был уникальным человеком, о котором есть что сказать. Многие уже знают, что в Конакове появляются сыроварни, где изготовляют элитный сыр. А сейчас конаковцы готовятся к фестивалю сыра. Рассказали об этом на встрече в «Барской усадьбе». И каждый член ассоциации думает, что может предложить под этот проект: кто-то привезет туристов, кто-то сувениры, а вот «Барская усадьба» открыла свою сыроварню.

– Кроме конаковской какую территорию Вы можете назвать сейчас перспективной?

– Тесно начали работать с Лихославлем: выезжали, встречались, обсуждали планы. Там благопрятные условия во всех отношениях. Администрация и бизнес – единомышленники. Глава администрации Наталья Виноградова - коммуникабельный человек и видит туризм фактором развития территории. Благодаря этому весь район поддерживает карельскую тему. Все объекты питания внесли в свое меню карельскую кухню, всех это устраивает, и туристов в первую очередь. Во время нашей рабочей поездки в Лихославль встречались с директором «Светотехники». На первый взгляд промышленность далека от туризма. Хотя на самом деле пытались его убедить, что возможно изготавливать сувенирную продукцию, продвигая бренды своего района. Ну посмотрим, убедили или нет. Практику выездов в районы продолжим, в планах Пеновский, Осташковский, Торжокский, Конаковский районы.

– А вообще, какое направление туризма в этом году является приоритетным? Есть ощущение, что на первый план выходит паломнический.

– Я бы назвала гастрономический и детский. Детский – наиболее массовый, и у него есть хорошая основа. Существуют разработанные маршруты, в частности и образовательные, они развиваются, обрастают новыми концепциями, идеологией, новыми объектами. С паломническим несколько сложнее, в чистом виде он редко встречается. Как правило, идет в связке с культурно-познавательным. этим занимается специальный отдел в епархии, а мы занимаемся религиозным туризмом (это разные вещи). Кстати, хотим продвигать его через тему монастырской кухни.

– За последние 2 года много говорилось о проекте «Вкус Верхневолжья». Какова его судьба?

– Все идет своим чередом. Наконец разработали систему монетизации проекта. Мнение членов ассоциации такое: проект настолько прост, что каждый себя в нем увидел, каждый понял, чем может быть там полезен и что полезно для него. Единственное изменение: мы уходим от территориальной концепции и переходим к брендовой. Со временем увидим результат. На днях в ассоциацию вступает «Мармеладная сказка», тоже хочет участвовать в проекте «Вкус Верхневолжья».

Сейчас в рамках этого проекта будем готовить «Гастрономическое путешествие Афанасия Никитина». Уже из названия понятно, что здесь подразумеваются кухни народов мира – все, какие встретились Афанасию на пути в Индию. В этой программе смогут принять участие многие автономии и национальные общины, существующие в Тверской области. Не могу назвать территорию, на которой это все будет организовано, пока вопрос решается. Но понятно, что это будет масштабный проект – гастроэтномир в Тверской области.

А к 1 мая готовим в Твери гастрономический фестиваль. Опыт уже есть, проблемы понятны: сложно хорошо обслужить, к примеру, 1 тысячу человек за день. Нужно иметь достаточное количество точек питания, продукта.

Фото: Барская усадьба

– А кроме этого в областной столице намечаются какие-то туристические события? Город Тверь в этом не очень активен.

– Вот как раз в эти дни проходит аккредитация экскурсоводов. Я была на первой, для себя почерпнула много нового. Профессионалы в этой сфере нам нужны. А то сейчас каждый, кто раскопал в интернете краеведческую правду-неправду, готов называть себя экскурсоводом.

Одним из важных событий станет открытие центра прикладного творчества, народных промыслов и промышленности. А в остальном посмотрим. Туристический сезон принесет много нового.

Хочу сказать, что Ассоциация туризма открыта для всех. Приглашаем желающих стать участником проекта «Вкус Верхневолжья» со своими уникальными гастрономическими специалитетами.

Мнение

Мы сделали небольшой опрос участников встречи с просьбой поделиться впечатлениями и рассказать о том, что они вынесли полезного для своей работы.

Елена Грачевникова – руководитель агентства детского туризма «Радуга»:

– Лично мне было полезно послушать сотрудников регионального министерства туризма. Понравились их идеи с продвижением территории, принципы работы в соцсетях.

На совещании было немало полезных встреч, которые тут же навеяли новые проекты. К примеру, это встреча с заместителем главы администрации Конаковского района Дмитрием Ореховым, с главой Лихославльского района Натальей Виноградовой. Приятно видеть, что представители власти искренне заинтересованы во взаимодействии с турбизнесом и понимают, насколько туризм важен для развития экономики района. Я познакомилась с руководством «Мармеладной сказки». Мы договорились о новом турмаршруте «Мармеладная фея». Он будет даже не детским, а семейным туром выходного дня. Задействуем и другие объекты Лихославльского района.

О новых программах договорились и с центром собаководства «Чукавино», с руководителем лагеря «Компьютерия» Олегом Кошелевым. Здесь предполагается двухдневная игра «Дизайнер впечатлений» с профилирующим уклоном. Причем все эти программы составлены специально для «Радуги». Почему я акцентирую внимание на этом моменте? Нам сложно конкурировать с московскими туроператорами, которые привозят в наш регион большие группы туристов. И уникальность программы, в которую можно попасть только через тверское турагентство, - это наш плюс. Вот, собственно, в этом и польза от таких собраний: взаимная договоренность и поддержка, для развития на общее благо.

Дмитрий Орехов, заместитель главы администрации Конаковского района:

– Я очень рад, что Ирина Викторовна пригласила меня на эту встречу. В нашем районе я курирую сферу туризма и здесь услышал много для себя полезного. В частности, об эффективных методах рекламы и продвижения турпродукта в интернете. К сожалению, на встрече почти не было представителей администраций муниципалитетов. А зря. Власти очень полезно послушать турбизнес. Наш Конаковский район всегда готов вести переговоры.

Елена Михасик, руководитель калязинского турагентства «Пилигрим»:

– Ассоциация туризма собирается один раз в год, поэтому новостей я услышала много и была рада увидеть коллег. Понравилась сама «Барская усадьба», в которой проходил наш семинар. Я была там впервые и поняла, почему сюда едут туристы, даже несмотря на не очень удобное месторасположение. Организаторы придумывают какие-то фишечки для гостей, проводят мастер-классы. Нам, к примеру, предложили поучиться делать сыр.

На семинаре мне показалось особенно интересным выступление сотрудников минтуризма. Иван Егоров подробно рассказал, чем занимается министерство, на какие субсидии могут рассчитывать организации нашей отрасли. Для себя я отметила субсидии на открытие частных музеев. В Калязине в ближайшее время открываются 2 новых объекта: улиточная ферма в яхт-клубе и музей «Волгари» на пристани, куда причаливают круизные теплоходы. Я задумала его как музей об истории затопления, историях людей, которые живут на Волге.

А вообще я хочу отметить активную работу министерства туризма. Его сотрудники готовы проводить обучающие семинары по разным темам: по продвижению турпродукта, по организации праздников и другим. Ближайший будет в марте. Чувствуется искреннее желание делать совместное дело.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Одного поля ягоды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру