МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

На пути к сервису...

«...мы часто и шаблонно поминаем «ненавязчивый советский сервис», не обращая при этом внимания, что сегодня зачастую его нет вообще никакого...» (из блогов)

Начало так называемой «перестройки» запомнилось мне тем, что перестали носить почту. То есть, если при тоталитаризме я получал свои газеты строго ежедневно, то при капитализме, с его якобы феерическим сервисом, сначала перестали носить почту по воскресеньям, а потом и по понедельникам. Дескать, – что, работники сервиса (пусть даже и почтового) не люди? И это было только начало. – А потом я задумался, – для кого же «новый» сервис фееричен, а для кого нет? Или он таков как раз только для работников самого сервиса? С привычной – теперь уже «капиталистической» – позой сервисмена по умолчанию «спиной к клиенту»?

В общем, – что изменилось-то?

***

Тут как-то по весне моя знакомая решила воспользоваться интернет-сервисами, так рьяно рекламируемыми нашей властью, и пошла на сайт налоговой службы, чтобы написать заявление на получение ИНН. Ну – так получилось, молодая ещё, не было у неё этого дьявольского номера. Вот и пошла. Благо дело-то в общем и без интернета вроде бы невеликое: как рассказывали, нужно один раз зайти в отделение ФНС – написать заявление, и второй раз – непосредственно получить свидетельство.

Так вот. Знаете, сколько раз нужно ходить в инспекцию при использовании этой интернет-услуги? – Правильно. Тоже два. За тем же самым. Что давала ей подача заявки через сайт – этого она и сама не поняла. И это ещё – если не упоминать о том, что в процессе регистрации на том самом сайте (напомню – с целью получения ИНН), ей было предложено ввести, среди других данных... Правильно – ИНН. Хорошо, хоть не в качестве обязательной информации.

Ещё пример. А не зайти ли нам на ещё более усиленно рекламируемый сайт госуслуг, в который совсем недавно была вбухана огромная куча деньжищ? Не заказать ли что-нибудь там? Почему бы и нет! Только сначала там тоже надо зарегистрироваться. И получить по обычной (!) почте письмо с логином и паролем для входа. Кому-то, может быть, это и удавалось, но вот двое моих знакомых ждут этого письма уже по году, – чисто ради спортивного интереса. Ибо никакого другого уже не осталось. Особенно – на общем фоне работы «Почты России», что само по себе – тема отдельного рассказа.

Но я – не о ней. Я покамест о сервисах онлайновых, вроде бы обязанных быть хоть сколь-либо продвинутыми и цивилизованными, и уж во всяком случае не копировать стиль и методы работы почтового отделения колхоза «Червоно дышло» тридцатилетней давности. Немногого прошу, правда?

***

А вот возьмём к примеру электронную постановку на очередь. Ну – не на очередь к зубному, это ладно. Тем более, что её и нет, и не предвидится. Возьмём что посерьёзнее, – например, очередь в детский сад. Говорят, что это теперь можно. – И правда, можно! Но не совсем интересно для потребителя, – поскольку встать-то на очередь так он может, но – не может наблюдать всю очередь целиком, и соответственно – в динамике. Он может только тупо, хоть каждый день, узнавать своё место в ней: вот сегодня он сотый, завтра – девяностый, а послезавтра... сто десятый. – А почему? – А потому. И не видно, кто, когда и куда влез впереди. А, не видя, – и не узнать почему. И причина такой конспирации вроде бы формально есть – «неразглашение личных данных». – То есть, это ФИО или личный номер – те данные, которые нельзя разглашать? Ничего не скажешь, удобно. Для составителей очереди. То бишь опять же, по большому счёту, для работников сервиса. Хоть и другого уровня.

(Кстати, по аналогии вспоминается рассказ ещё одной знакомой, – чья дочь недавно поступала в один из тверских вузов. Суммарные ведомости с отметками (между прочим, их, с фамилиями же, никто почему-то не считал «разглашением личных данных») с определённого момента стали исчезать со стендов, и заменяться ведомостями с отметками лишь за последний экзамен. Почему? – Стало ясно тогда, когда сравнили итоговые ведомости с исчезнувшими, которые кто-то додумался до исчезновения сфотографировать. Всё понятно?)

***

Идём дальше. Ох, как рекламировали в своё время интернет-сервисы, прямо предназначенные для размещения жалоб по вопросам ЖКХ! И федеральный ресурс есть для этого (и тоже очень недешёвый!), и наш, тверской. Захотел я, по врождённому любопытству, попробовать лично, испытать на себе. – Почитал, что говорят о федеральном, – раздумал уже на подходе. Завернул на местный. А там хорошая такая система, наглядная: красные флажки на карте – поданные заявки, жёлтые – в работе, зелёные – исполненные. Знаете, я в своём районе только один зелёный флажок нашёл среди красных. И заявка под ним гласила: «Между домами горы льда – не проехать». – Растаяло, видать. «Исполнили».

Заказ билетов, – вот ещё дело мало, что рекламируемое, но и полезное. И даже, скажу вам, работающее! Но только в плане билетов авиационных или железнодорожных. Взять что помельче масштабом – всё. Ни в театр, ни в кино билет не купишь и даже не закажешь. А в нашей Твери – и тем более. Но тут (внимание!) мы получаем хотя бы подобие ответа на уже вертящийся на языке вопрос «почему?». И ответ этот звучит вполне ожидаемо: «у нас некому этим заниматься», «пользователи иногда не выкупают билеты», «этим сервисом мало пользуются»...

Позвольте! Но вот даже в сами кинотеатры сейчас ходит куда меньше народу, что раньше, – но это же не повод, как видим, их закрывать! Если работник чего-то не умеет – его учат этому, а не позволяют это не делать вообще! Ну а некоторый процент недобросовестных покупателей (как и продавцов, впрочем) присутствовал и будет присутствовать всегда, – такова уж натура человеческая!

***

Так – что же у нас с сервисом? Новым, модернизированным, капиталистическим, не «ненавязчивым», а, как нам обещали, совсем даже наоборот? Причём заметьте, – я говорю сейчас вообще только об онлайновых его вариациях. То есть только о тех, что изначально предполагают и большую образованность, и большие умения, и больший, если хотите, интеллект. И я даже не трогаю самые простые их интерпретации, в виде хамящего по «аське» диспетчера такси, и либо устаревших, либо нерабочих «консультационных» Скайп-контактов магазинов. Что же тогда творится у нас в сервисе «обычном»? Или поговорим и об этом? – Так ведь дня не хватит на то, чтобы всё разложить по полочкам и обложить... им, родимым, шестнадцатиэтажным...

Потому об «этом» и не стал. Ограничился только делами интернетными. Как самыми вроде бы продвинутыми, модными, и рекламируемыми. И обнаружил, что разницы – никакой. А то и вообще их нет. Реклама – есть, галка в отчётности тоже наверняка есть, а может даже – и отчёт об освоении средств... А самого сервиса – нет. Такой вот, понимаете ли, облом. Модернизированный.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах