МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

От девочки Матроны до Кутузова: история образа Богородицы как символа Дня народного единства

Фото: Максим Школьников

День народного единства, который с 2005 года мы отмечаем 4 ноября, – праздник молодой, поэтому нормально, что он требует постоянной «расшифровки» и пояснений, отмечает издание "ТОП Тверь". Тем более что многие еще напрямую не связывают День народного единства и празднование Казанской иконы Божьей Матери. Но если освобождение Руси от Смуты – это историко-политическая основа даты, то образ Богородицы – это символ, а без символа никакой праздник невозможен в принципе.

Короткий экскурс в историю. Праздник в честь этого образа Пресвятой Богородицы был установлен 22 октября по старому стилю (4 ноября – по-новому) в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Это избавление ознаменовало и окончание такого изнурительного для Руси Смутного времени, когда в 1605 году умер Борис Годунов, и в московском государстве начались годы безвластия, междоусобиц и измен. Именно в этот тёмный период появились самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Отсутствие крепкой власти и постоянные распри привели страну к польской интервенции. Польские войска, а попросту разбойники и мародёры, грабили и жгли города и села. Обманным путем они завладели Москвой. Святейший патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который находился в тот момент в заточении, тайно отправил воззвание, в котором призвал русский народ встать за защиту государства. Надеясь на чудесную силу Богородицы, он обратился к казанскому митрополиту Ефрему с просьбой прислать в ополчение список чудотворной иконы, о силе которой Гермоген уже знал – об этом мы расскажем дальше.

Именно Русская православная церковь стала центром объединения «обезглавленной» России. Вот здесь-то и начинаются интересные факты, во многом объясняющие неразрывную связь Дня народного единства с чудотворной Казанской иконой.

Но сначала немного о самой иконе.

Из пепла

История Казанской иконы Божьей Матери полна загадок и тайн. Было найдено множество списков (копий – ред.) образа Казанской Божьей Матери, но до сих пор никто точно не знает, сохранился ли оригинал святыни, и где он сейчас находится…

Долгое время считалось, что тот самый образ, который был привезён в ополчение Минина и Пожарского, хранится в Казанском соборе на Красной площади в Москве, а оригинал – на своей родине, в Казани.

Поэтому большой трагедией стало похищение иконы в 1904 году казанским крестьянином Варфоломеем Чайкиным. Его привлёк дорогой оклад из драгоценностей на сумму 100 тысяч рублей, которые он продал. Саму икону, как выяснила полиция, Чайкин сжёг в печке.

А впервые, по преданию, этот образ Богородицы появился в России в 1516 году, когда его привезли из Константинополя в Москву для великого князя Василия. Но люди во все времена верят в чудеса, поэтому им больше нравится легенда об удивительном обретении иконы в 1579-м – за 33 года до того, как она спасла Москву и всю Россию. После страшного пожара в Казани (отсюда и название образа) 9-летняя девочка Матрона, дочь стрельца, увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела достать из земли икону и рассказала, где её искать. Сначала девочке никто не поверил, но потом всё-таки начали копать в указанном месте и нашли икону удивительной красоты, абсолютно не тронутую огнём пожара. И сразу начались великие чудеса, связанные с исцелением больных людей, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай (на тот момент уже митрополит Казанский, а впоследствии знаменитый патриарх Гермоген), который сам был свидетелем этого чуда, точно описал в своём сказании обстоятельства обретения иконы и последовавшие за этим исцеления.

День чудесного обретения иконы отмечают 21 июля (по новому стилю), поэтому праздника в России два – Казанская летняя и Казанская осенняя.

Именно такая икона должна была стать и стала символом русской силы, способной творить чудеса, избавлять от напасти, вселять в народ веру и дух, объединять его на великие дела. Первым делом стало избавление России от поляков, в котором образ Пресвятой Богородицы сыграл не просто огромную, а почти мистическую роль.

К слову, жители тверского края тоже участвовали в ополчении. Например, торопчане. В Смутное время их город был взят и разорён поляками. В 1609 году в результате битвы под Торопцем захватчиков изгнали. Осенью 1610-го торопчане вслед за Москвой присягнули польскому королевичу Владиславу, но затем перешли на сторону освободительного движения против польских интервентов.

Козьма Минин по прозвищу Сухорук

Посадский человек из Нижнего Новгорода, торговец мясом и рыбой среднего достатка ничем особенным из своих собратьев не выделялся. Но его очень воодушевило послание патриарха Гермогена, который обратился к народу с призывом подняться на борьбу с оккупантами. Как уже было сказано, именно Гермоген описал все обстоятельства чудесного обретения иконы Божьей Матери в Казани и произошедшие после этого исцеления. Возможно, он уже предвидел великую историческую роль этого образа в изгнании поляков. Обращение патриарха к народу имело силу, способную превратить торговца мясом в национального героя. Козьма Минин начал собирать второе народное ополчение, а затем, как известно, стал одним из освободителей Отечества от польской интервенции. (Первое ополчение потерпело неудачу).

В бой вместе с Богородицей

Второе ополчение возглавил князь Дмитрий Пожарский. Ему была передана икона Казанской Божьей Матери, которую привезли из Казани народные дружины. Перед образом Богородицы ополченцы молились, просили прощения за народные грехи, которые привели государство на край гибели, просили помощи и защиты. Затем войска ополчения вместе с иконой двинулись к Москве. Благодаря образу Пресвятой Богородицы россияне разных вер и национальностей, разного достатка и сословий преодолели разделение и объединились ради общей цели.

Явление преподобного

В ночь на 4 ноября 1612 года находящемуся в осаждённом московском Кремле Арсению Элассонскому, архиепископу Архангельскому, явился Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». На следующий день русские ополченцы торжественно внесли икону с образом Казанской Божьей Матери в Кремль.

Добавим сюда ещё один интересный факт: В 1613 году Арсений Элассонский стал архиепископом Тверским и Кашинским с сохранением титула архиепископа Архангельского. А затем — архиепископом Суздальским.

Казанский собор

В честь победы над поляками на Красной площади в 1625 году воздвигли Казанский собор. В 1936-м, во время сталинской реконструкции района Манежной площади, храм был разрушен, а ныне восстановлен.

В соборе хранится список с иконы Казанской Божьей Матери, но уже написанный в наше время в реставрационной мастерской имени Грабаря.

Этот образ настолько сильно укрепился в народе, как образ спасительницы, что в благодарность ему храмы в честь Казанской иконы Божьей Матери начали ставить по всей России, их было огромное количество. И в каждом доме икона – именно ею благословляли тех, кто венчался, а потом вешали над детской кроваткой.

Молились все

С той поры эта икона стала символом, способным творить чудеса, и одной из главных святынь, указывающих верный путь. К слову, и сам образ Казанской Пресвятой Богородицы по своему типу относится к иконам типа «Одигитрия» – путеводительница.

В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр Великий со всем своим воинством молился перед Казанской иконой о победе.

А в 1812 году у Богородицы просили избавления от французов. Один такой молебен – при отбытии Кутузова в действующую армию – хорошо запомнился свидетелям события духовным подъёмом, который в тот момент испытали все.

Икона и война

Во время Великой Отечественной войны этот образ Богородицы тоже сыграл свою роль. К примеру, в народе ходит легенда о том, что по тайному приказу Сталина икону Казанской Божьей Матери принесли на самолёт «Дуглас», чтобы трижды облететь Москву и защитить её зимой 1941-го. Маршал Жуков провёз икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь Мария в книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души». В Сталинград накануне великой битвы икону тоже привозили, лик Богородицы был обращён к советским войскам на правом берегу Волги, и немцы так и не смогли перейти реку… Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Изучив историю двух больших праздников – Дня народного единства и Дня Казанской иконы Божьей Матери, становится понятно, что их соединение имеет глубокий смысл. Наше прошлое, настоящее и будущее держалось, держится и будет держаться только на духовном, а любая смута – всего лишь страницы истории.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах