Женщины в истории Тверского края

Женщины в истории Тверского края

Не так давно я закончил работать над книгой, где рассказывается о судьбе 100 женщин, которые родились в тверском крае и оставили немалый след и в его истории, и в истории всей нашей страны. Когда она выйдет в свет, сказать сложно, а биографии этих женщин одна другой интересней. Со многими, уверен, вы хорошо знакомы. Партизанка Лиза Чайкина, знаменитые ткачихи Евдокия Сапунова и Валентина Гаганова, министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Однако о некоторых в ходе работы над книгой довелось услышать в первый раз.

Встала горой за Лилю Брик

Быть женой поэта нелегко, быть женой талантливого поэта – вдвойне. Лариса Алексеевна Жадова была женой двух известных поэтов. Родилась в Твери в 1927 году. Здесь в ту пору служил ее отец известный военачальник Алексей Жадов, который окончил в этом городе кавалерийскую школу. Настоящая фамилия ее отца была Жидов. Однако в 1942 году по прямому распоряжению Иосифа Сталина, которое передал ему Константин Рокоссовский, он поменял фамилию, указывающую на еврейское происхождение.

 

Лариса Жадова была замужем за поэтом Семеном Гудзенко, родила дочь. После его смерти вышла замуж за Константина Симонова, у них родилась дочь Александра. Имя Ларисы Жадовой стало широко известно в 1968 году. Именно она выступила против того, чтобы из восьмитомника Владимира Маяковского, который издавался к его 75-летию, были полностью изъяты все посвящения Лиле Брик. Это была инициатива главного советского идеолога Михаила Суслова. По его мнению, Владимир Маяковский любил только одну женщину – Татьяну Яковлеву, а Лиля Брик была «плохо влияющей на поэта еврейкой». Лариса Жадова подключила к этому делу своего мужа Константина Симонова, который отправил письмо Леониду Брежневу. Люди, чьими руками Суслов пытался поправить биографию Маяковского, были наказаны. Лариса Жадова сыграла ключевую роль в возвращении творчества запрещённого в советское время Владимира Татлина. В 1977 году в Центральном Доме литераторов прошла его персональная выставка. Правда, подготовленная Ларисой Жадовой монография «Татлин» не получила разрешения на издание в СССР и вышла уже после ее смерти в 1983 году на венгерском языке в Будапеште.

Родом из Домотканово

Когда в конце 30-х годов прошлого века в Калинине на улице Баррикадной открылся Дворец пионеров, гостей встречало монументальное панно «Дети в лесу». Его автором была Мария Владимировна Фаворская-Дервиз. Она родилась в селе Домотканово Тверской губернии. Ее отец Владимир Дмитриевич Дервиз был художником. Ее мать - Надежду Яковлевну Симонович - мы можем видеть на картинах художника Валентина Серова, который часто бывал в Домотканово. Училась Мария Дервиз в Твери в Мариинской гимназии, затем уехала в Петербург. В 1913 году окончила Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве. Годом ранее она вышла замуж за известного художника Владимира Фаворского.

В советские годы Мария Фаворская-Дервиз иллюстрировала детские книги Толстого, Барто и других авторов. Она участвовала в создании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Ей принадлежит немалая заслуга в сохранении коллекции сокровищ Троице-Сергиевой лавры. В это же время Фаворская-Дервиз создала немало живописных и графических полотен. Один из критиков той поры так оценивал ее творчество: «Работы Марии Владимировны поражают своим предельным проникновением в суть Природы. Все глубоко и правдиво - никакого ложного эффекта». В годы Великой Отечественной войны Фаворская-Дервиз уехала в Самарканд. На фронтах погибли два ее сына. После войны с мужем Владимиром Фаворским она иллюстрировала книгу Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». Вместе они работали над украшением советского посольства в Варшаве. Мария Владимировна оставила воспоминания о своей жизни, о людях, с которыми ей довелось встречаться.

Погибла на улице Независимости

Эта женщина была полячкой. Практически всю жизнь она посвятила этой стране и погибла за ее независимость. Однако родилась Ядвига Фальковская в Твери 13 ноября 1889 года. Честно говоря, так и не удалось узнать, как ее семья оказалась у нас в городе. В Твери Ядвига прожила до 19 лет, а 1908 году уехала учиться во Львов на физический факультет, там же в 1911 года познакомилась с женским скаутским движением. Начала заниматься организацией скаутских групп. В 1912 году стала руководителем дружин девочек, возглавив 3-ю львовскую скаутскую дружину имени Эмилии Плятер. Перед началом Первой мировой войны занималась обучением девочек в Вильно, Познани и Варшаве.

 

С 1915 по 1918 годы она находилась в эвакуации в Москве, где заочно продолжала обучение на физическом факультете и организовывала скаутские дружины. Затем после возвращения в Польшу вошла в состав руководства Союза польских харцеров. С 1928 года была руководителем 2-го Общепольского слёта девушек-харцеров.

В годы Второй мировой войны действовала в подполье, служила в Армии Крайовой. Была заместителем начальника Военной женской службы. 7 августа 1944 года на улице Независимости в Варшаве Ядвига Фальковская погибла, сражаясь против карателей из дивизии СС. Похоронена на Аллее Почётных граждан на Военном кладбище в Варшаве.

Родилась на железнодорожном перегоне

У этой женщины была не самая обычная судьба. Начать с того, что родилась она в поезде, между Спировом и Вышним Волочком. Может быть, именно поэтому Вера Владимировна Городилова мечтала стать машинистом. Детство ее пришлось на Первую мировую войну.

Отец был тяжело контужен на фронте. Некоторое время семья жила в Спирове, затем уехала в село Кресты, неподалеку от Витебска. Когда в 1920 году отец умер, Вера с матерью вернулись в Спирово. Мать стала работать фельдшером-акушером в железнодорожной амбулатории.

Училась Вера в железнодорожной школе, рядом с домом. В 1930 году на станции открылась школа ФЗУ, куда она и поступила. Училась на паровозном отделении, по окончании получила права помощника машиниста. Кто знает, может быть, и предстояло Вере стать не доктором медицинских наук, а машинистом, однако в это время был получен приказ о запрещении работы на паровозе женщинам и несовершеннолетним девушкам. Вера поступила в 1-й Московский мединститут, который окончила с отличием в 1938 году.

Через два месяца была призвана в ряды Краснознаменного балтийского флота. Финскую кампанию Вера Владимировна служила во второй бригаде подводных лодок КБФ, затем в Рижском военном окружном госпитале, она прошла всю Великую Отечественную войну.

После войны приехала в Москву, окончила аспирантуру, защитила докторскую диссертацию, получила звание профессора, затем заслуженного деятеля науки РСФСР.

Работала в Московском научно-исследовательском онкологическом институте имени П. А. Герцена. 25 лет была заместителем директора этого института по научной работе, являлась руководителем лаборатории клинической иммунологии опухолей. Имеет свыше 200 научных работ, подготовила 15 докторов наук и 32 кандидата.

В течение 10 лет была депутатом Моссовета, 20 лет являлась вице-президентом общества дружбы СССР - Швейцарии, Главным ученым секретарем Всесоюзного общества онкологов. Вере Владимировне Городиловой принадлежит авторство скандального открытого письма в Комитет по биоэтике РАН, в котором говорится о том, что детские прививки, особенно в самом раннем возрасте, способствуют возникновению раковых заболеваний. Это утверждение вызвало тогда большую дискуссию в медицинских кругах. Ушла из жизни Вера Владимировна в 1996 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2017

Заголовок в газете: Родом из нашей истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру