"МК в Твери" рассказал историю Бологое-Полоцкой железной дороги

"МК в Твери" рассказал историю Бологое-Полоцкой железной дороги
фото: Марина Гавришенко

В Бологовском и Фировском районах сохранились железнодорожные пути, которым уже более 100 лет.

Как на машине времени, попадаешь в далекое прошлое, едва перейдя через железнодорожные пути. Милые, аккуратные, вовсе не монументальные, как сейчас, здания вокзалов. Малюсенькие по нынешним меркам. Сколько же людей когда-то они вмещали. Или отъезжающие и провожающие предпочитали, как это показывают в фильмах, прогуливаться по перрону? Хотя, если копнуть историю, узнаешь, что построены они были вовсе не для пассажирских перевозок. На случай войны.

Две станции на пути «Бологое - Полоцк» (одна в Бологовском, другая в Фировском районе Тверской области) – это два чудом сохранившихся памятника, можно сказать, готовый музей под открытым небом.

Этот участок был построен в первом десятилетии XX века в стратегических целях: на горизонте маячили военные конфликты, страны Европы объединялись в коалиции, такие, как наводивший ужас Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). В связи с этим на нашей территории совместно с французами и была построена железная дорога от Бологое до Полоцка. Ее стратегическое предназначение - переброска армейских частей к западным границам России.

Впервые о Бологое-Полоцкой железной дороге заговорили в феврале 1901 года на совещании российского и французского генеральных штабов. Французы недвусмысленно заявили о готовности оказать финансовую помощь России в строительстве стратегических железных дорог Центр - Запад. К этому их подталкивал ряд обстоятельств. Во-первых, согласно военной конвенции 1892 года, именно Россия в случае войны должна была удерживать многочисленные германские войска в Восточной Пруссии. Во-вторых, могла возникнуть необходимость переброски войск с восточных границ России к западным. Без интенсивного развития железнодорожной сети выполнить эти задачи было невозможно. Помощь была оказана, и Бологое-Полоцкую железную дорогу построили. Она обошлась в фантастическую по тем временам, неподъемную для русской казны сумму - около 53 миллионов рублей, или 118 391 рубль на версту". (Алексей Вульфов)

От станции Бологое до Полоцка на 450 верст растянулся целый город: 116 жилых домов и 290 сторожевых путевых зданий, в просторечии сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Весь жилой фонд был капитальным, исправно служит он во многих местах и сегодня... На станциях III класса построили больницы: в Бологом - на 65 коек, в Полоцке - на 20, в Торопце - на 13.

Особо, конечно, впечатляет станция в Баталино (Фировский район), хотя с Бологовской они одного возраста - с 1902 года, но сохранилась, как законсервированная, в абсолютно аутентичном виде.

Интересно, что архитектор Баталин тяжело заболел, за границей ему сделали сложнейшую операцию. Но он скончался и был похоронен рядом, в соседнем селе.

Сегодня оба вокзальных здания - это интереснейшие памятники железнодорожного транспорта прошлого века. Вокзалы, привокзальные сооружения (водонапорные башни, сараи, путевые будки и даже туалеты) в некоторых местах и по сей день в почти первозданном виде.

– Железная дорога Бологое – Полоцк, та ее часть, которая проходит по Тверской области, – готовый туробъект, – считает санкт-­петербургский журналист, кандидат исторических наук Сергей Кормилицин. – Объект яркий, впечатляющий не только невероятным для России (особенно начала XX века) комплексным подходом к планированию, проектированию и созданию инженерных сооружений, но и сохранностью их до сегодняшнего дня. Я даже представить себе не мог, что в такой близости от Москвы, от линии фронта в Великую Отечественную войну могло сохраниться такое наследие совершенно иной, довоенной, дореволюционной эпохи. Реанимируем буфеты на паре станций 4-го класса. Устраиваем костюмированную массовку на станциях 3-го класса. Все! Туристический продукт, который будет приносить прибыль области, готов. Русские купцы, военные, барышни в светлых платьях и с зонтиками в руках, какая­-нибудь экзотика типа городового… Чай в стаканах с подстаканниками, водка с маслятами, самовары в буфете, осетрина… Да туристы об этом будут рассказывать как о главном приключении своей жизни.

Как знать, может, вслед за паровозом вернут жизнь и этим двум вокзалам. Вот тогда, без сомнения, это, действительно станет тверской диковинкой, посмотреть на которую будут съезжаться со всего мира.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 3 октября 2018

Заголовок в газете: Вагончик тронулся, перрон остался на века

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру