Тверитянам рассказали, что делать, если обсчитали в магазине

КАССАционная жалоба

КАССАционная жалоба
Фото: Юлия Дудченко

Многим нашим читателям, вероятно, знакомо то неприятное чувство беспомощного унижения, которое испытывают люди, ставшие жертвой обмана, воровства, мошенничества. И оно вполне объяснимо: в своей микро-вселенной добропорядочный человек царь, бог и уважаемый специалист, а тут вдруг его вытащили из зоны комфорта и развели, словно мост над Невой.

Щедрые "чаевые"

Надо сказать, в последнее время чувство унижения у добропорядочных граждан дрейфует в сторону раздражения. И это хорошо, потому что за раздражением следует неприятие и сопротивление злу. Причина этих эмоций - обсчет покупателей, периодически случающийся в розничных продовольственных сетях.

В один прекрасный день наш коллега пошел купить чаю. В ближайшем сетевом универсаме его внимание привлекла пачка за 99 рублей, которую по акции стоил 59, о чем свидетельствовал особый для таких случаев ценник.

Коллега отнес чай на кассу, где товар и был успешно пробит… за 99 рублей. Поскольку покупка была единственной и чек коротким, обсчет был замечен и вызвал, мягко говоря, недоумение. Тогда кассир без лишних пререканий вызвала специалиста, который несколькими нажатиями клавиш отменил операцию. Все было сделано так буднично и оперативно, словно работники торговли повторяли это десятки раз за день. Как нарочно, в ту же минуту отменять покупку пришлось на соседней кассе: там подняла крик бабушка, которую аналогичный ценовой камуфлет подстерегал с шоколадкой.

Таким образом, если бы наш коллега и вышеуказанная бабушка были менее внимательны, за считанные минуты, даже секунды, труженики прилавка могли неправедным путем обогатиться примерно на 100 рублей. Мелочь? А сколько такой мелочи капает на кассу за день от более рассеянных покупателей! Причем эта наличка неучтенная (товар-то по документам со скидкой), и куда она расходится дальше, пускай читатели в меру своей фантазии додумывают сами.

Гуманные санкции

Тем временем пожилая любительница сладкой жизни добилась своей правды, наш бдительный коллега тоже заплатил за покупку по льготному ценнику. Однако он, как выразился бы Зощенко, затаил в душе некоторую грубость и обратился в «Роспотребнадзор». Чтобы авторитетная организация, надзирающая за благополучием человека, ответила, доколе у нас заурядный поход в магазин будет оставаться экзаменом на внимание. А если конкретнее, то какие правовые нормы нарушила продуктовая сеть руками своего кассира, как квалифицируются подобные действия и что может предпринять для защиты своих прав покупатель, если заметил обсчет.

Из ответа ведомства следует, что стоимость товара, указанная на ценнике, в качестве предложения, содержащего существенные условия договора купли-продажи, является публичной офертой (предложением для широкого круга лиц). Так что продавец обязан продать товар именно за эту сумму. В скобках отметим, что торговцы это прекрасно понимают и больше не пытаются рассказывать сказку о забитой в кассовый компьютер завышенной старой цене.

Далее, если покупателю не предоставлена информация о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также возмещения других убытков. И даже если он уже выбросил кассовый чек, ему оставлено право сослаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Кодекс об административных правонарушениях предусмотрел наказание для нерадивых продавцов. За нарушение права покупателя на необходимую и достоверную информацию о товаре должностное лицо может получить предупреждение либо подвергнуться административному штрафу в размере от 500 до 1000 рублей. Юридическому лицу подобная промашка обойдется уже в 5000-10000 рублей. Заметим, может быть, это не совсем дробина для слона, но все же кара для крупного магазина далеко не фатальная.

Впрочем, к разочарованию многих потребителей, тот же КоАП не предусматривает ответственности продавца за отказ или уклонение от заявленных имущественных требований покупателя. Так что «Роспотребнадзор» не вправе в административном порядке заставлять торговые точки выплачивать потребителям разного рода компенсации. Таким правом обладает только суд.

Будьте бдительными!

Вот и получается, что в реальности свои 40-60 рублей переплаты внимательный и въедливый покупатель «отобьет», даже не отходя от кассы. Однако если в процессе разборок с работниками торговли его тонкая душевная организация пострадает, судебные перспективы взыскания компенсации за причиненный моральный вред выглядят достаточно сомнительными.

Подобная система выкачивания денег у честных граждан рассчитана как раз на рассеянных, задумчивых и невнимательных. Каждый ли будет тратить время, чтобы сверить с чеком полную тележку продуктов?

- Обычно я не слежу за этим, - призналась «МК в Твери» риэлтор Юлия Гусева. – Но если замечаю такое, прошу пересчитать или перевесить. У явно сомнительных продавцов не отовариваюсь.

А вот биоэнергетик Алексей Титяпкин установил собственный лимит для торговых обсчетов:

- Если переплата небольшая, до 5 рублей, да еще когда спешу, часто прощаю молча. Если сумма больше, обращаю на это внимание продавца, вежливо и без ругани требую вернуть разницу, - сообщил тверской участник «Битвы экстрасенсов».

Не проведешь на мякине директора института экономики и управления ТвГУ, кандидата экономических наук Давида Мамагулашвили:

- Если я заметил, что меня обманули, обвесили, то обязательно отреагирую. Прежде всего потребую исправления обмана и объяснения. Поступлю так же, если увидел, что подобным образом отнеслись к человеку рядом со мной, вне зависимости, знакомый он мне или нет.

Вот и защитник прав предпринимателей Тверской области Антон Стамплевский на работе сражается за интересы бизнеса, а после превращается в строгого и внимательного покупателя:

- Если в магазине меня обсчитали, возвращаюсь и прошу пояснений. При подтверждении требую возврат денег. Недавно так и поступил.

И только Герман Кичатов, глава Тверской ассоциации выпускников президентской программы и член областной Общественной палаты, по его собственному признанию, не смог припомнить таких случаев, когда бы его обвесили-обсчитали. Наверное, он ходит только в правильные магазины. Очень хочется верить, что такие в Твери есть.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру