Есть в мужском коллективе криминалистов тверского СК хрупкая девушка. Около ее рабочего кабинета установлен аквариум с разноцветными рыбками, а в самом кабинете – десятки мягких игрушек. На первый взгляд покажется, что перед нами такая вот мягкая "девочка-девочка", но характер у нее стальной. Еще бы: основная задача психолога Анастасии Прусаковой – работа с потерпевшими, в том числе по преступлениям против половой неприкосновенности. Так что все игрушки, рыбки и другое наполнение кабинета предназначены для деток: кто-то рыбок считает (а это помогает успокоиться), кто-то перед диалогом садится и обнимает плюшевого Спанч Боба или кота, и уже в такой компании начинает общение с психологом.
Также в этой комнате есть и "зеркало", за которым скрыта еще одна небольшая комната. В ней во время общения детей с Анастасией могут находиться следователи, родители, которые будут незаметны для ребенка. К 71-летию со дня образования криминалистической службы Анастасия Прусакова рассказала журналисту "МК в Твери" о "темных пятнах" в детской памяти, а также о том, как вести себя с подростком, совершившим преступление.
Страдают даже самые маленькие девочки
- В основном, я работаю с потерпевшими по преступлениям против половой неприкосновенности, против личности. Самой маленькой потерпевшей в моей практике было три года, самой старшей (из несовершеннолетних) – 17 лет, но иногда приходят уже и взрослые, с кем тоже приходится работать.
- Почему девушки сообщают о таком преступлении спустя долгие годы?
- По разным причинам, но в основном - в силу семейных обстоятельств. В некоторых семьях мужчина, совершавший преступления, перестал жить в семье, и поэтому они решили рассказать. Такие отцы нередко угрожают детям, всячески манипулируют. Как только этого человека больше нет в семье, пострадавшие начинают рассказывать. Другая девушка вспомнила о преступлении в отношении себя только на сеансе у психолога.
- Трехлетний возраст ставит в тупик, как может ребенок что-то рассказать?
- Нам, можно сказать, тогда повезло – она говорила и была контактная, все рассказывала, но даже не понимала, что произошло.
- Не совсем понятны мужчины, которые получают сексуальное удовлетворение от домогательств до столь маленьких детей. Это что, звери, потакающие своим звериным инстинктам?
- Есть такой диагноз – педофилия, это психическое расстройство. Как и шизофрения, как и биполярное расстройство. То, что происходит в голове у такого мужчины, вопросы психиатрии, не психологии.
Во время беседы любой психолог всегда сохраняет нейтралитет, не принимает ничью сторону, никого не обвиняет и не осуждает. Главная задача – узнать то, что происходило на самом деле, установить контакт с ребенком: кто-то приходит открытый и готовый к общению, а кто-то закрывается. Одна из потерпевших не разговаривала ни со следователем, ни с психологом несколько дней – только на третий день удалось установить контакт.

- Как работать с такими детьми?
- Задача психолога в СК – не реабилитация, а защита интересов ребенка при проведении следственных действий. Когда ребенку страшно или он плачет, то, конечно, я буду с ним работать и снимать эти негативные реакции, чтобы ему было комфортно. Если ребенок плачет или переживает, то даю стаканчик воды. Если ребенок любит внимание, то тогда удаляю лишних людей, если же это действительно глубокое переживание – то разговариваю, слезы останавливать у ребенка нельзя. Для установления контакта с детьми я предлагаю детям начать рисовать, кстати, такие рисунки можно использовать впоследствии и для диагностики. Также по маленьким детям всегда можно понять, чем они увлекаются – та же атрибутика на одежде или вещах. Благодаря общению с детьми я знаю современные мультики и тренды. Важно и расположение общающихся в кабинете – если у ребенка спокойная и открытая поза, то и мне нужно ее принять, если же это "поза отличника" – то аналогичную (главное, не закрываться от ребенка сумками или монитором). Нельзя садиться и напротив ребенка, потому что это подсознательная позиция конфронтации. Ребенку должно быть комфортно. У подростков нет таких "феечек" на одежде или вещах, с ними другой подход – я им предлагаю пройти личностный тест, и это их заинтересовывает. Информация о семье заранее узнается у родителей, чтобы исключить травмирующие вопросы.
- Насколько вероятно, что "темное пятно" у ребенка вскроется потом?
- Воспоминания могут вскрыться, могут нет – все зависит от работы защитных механизмов психики. Наш мозг имеет возможность просто заблокировать неприятное воспоминание, но посттравматика имеет свойство проявляться через годы. Мы начинаем что-то вспоминать, начинаются нарушения со сном, другие физиологические и психологические проявления. У пострадавшей от половых преступлений могут быть сложности выстраивания отношений с людьми, противоположным полом, даже с деторождением.
По данным специалистов, посттравматическое расстройство – реакция на травмирующее событие. Это проявляется и в поведенческом и эмоциональном состоянии, болезнях (в том числе ЖКТ), состоянии "все вокруг не так", навязчивых воспоминаниях, избегании подобных ситуаций, повышенной возбудимости, проблемах со сном, концентрацией и запоминанием информации, гневом, даже повышенной бдительности – угроза кажется всегда рядом. То, своего рода, усиленный рефлекс испуга. Иногда это и депрессия, чувство вины – все это большой комплекс, и проявляться может что-то одно или комплексно. В таких случаях человек обращается к врачу, с теми же проблемами ЖКТ, но врачи разводят руками – с вами все в порядке… Отсюда и пошел термин психосоматика – когда нет видимых болезней, а все равно что-то болит.

- Но как понять, если у тебя не подтверждаются диагнозы, что нужна помощь психолога?
- Как правило, если врачи не могут подтвердить диагноз, то они советуют обратиться к психологу. Этого не стоит бояться, потому что причина может быть далеко не в болезни реальной. Психолог оценит то, что с человеком происходит, и при необходимости направит к другим специалистам.
Прусакова отмечает, что в последнее время родители стали более ответственно относиться к тому, что пострадавшему ребенку нужна помощь психолога.
- Но, к сожалению, есть и те родители, которые считают, что все пройдет само. Прыгает ребенок, бегает, играет – якобы, у него все хорошо. Но внешние признаки обманчивы, а последствия могут вскрыться через годы. Некоторые мамы воспринимают агрессивность и вспыльчивость детей как возрастные изменения, говорят, что это пройдет после переходного возраста.
Дети-преступники
- Если же говорить о том, какие преступления совершают подростки – в моей практике, это чаще грабежи, кражи, хулиганство.
- Как заметить "первые звоночки" странного поведения подростков?
- Надо наблюдать за их поведением: как правило, оно меняется на противоположное. Это и закрытость, замкнутость, вспышки агрессии – все то, что указывает на возможное совершение преступления. Даже хлопанье дверьми или недовольство элементарными вещами. Следом падает успеваемость, присутствует нежелание обучаться, и в такое время родители могут заметить новых друзей у ребенка. Ребенок, у которого что-то не так, все равно это покажет, родителям, педагогам, друзьям…
Некоторые дети банально не знают об ответственности, находят на улицах банковские карты и расплачиваются ими в ресторанах быстрого питания. Эти случаи происходят довольно часто – маленькие дети просто не осознают, что нельзя брать чужое, пусть и найденное на улице. Подростки из неблагополучных семей совершают преступления, до конца не осознавая ответственность – хотели быть в компании, чтобы старшие товарищи их уважали. В таких компаниях есть и ведомые дети, и те, кто сам проявляет агрессию, а в самих семьях речь идет о гипоопеке – то есть, об отсутствии внимания со стороны родителей.

- Насколько вероятно, что ведомый в таких ситуациях сможет исправиться?
- Такая вероятность есть, если подросток понес наказание, ему не удалось уйти от ответственности, а также все зависит от того, в какую компанию попадет ведомый. Но те, кто чувствует себя безнаказанным – те самые агрессоры – вполне вероятно, смогут это повторить.
- Что в отношении детей, которые совершают серьезные преступления и не несут ответственности в связи с недостижением возраста для привлечения к ответственности?
- Работа с психологом может помочь. Да, не поможет потерпевшим и их родственникам, но шанс исправиться самому подростку действительно есть. Нужно понимать, что в этом ребенке заложено и как он сможет развиваться, и необходима работа со специалистом.
Если твой ребенок попал в беду
- Почему дети идут на улицу и "косячат"?
- Многие дети сейчас не заняты другим досугом, кроме как учебой. Бывают разные примеры – даже хорошисты после учебы решили покататься на чужой машине. Им было просто скучно.
- Где в таких случаях родители?
- Тут вопросы и к непониманию ответственности, и к границам дозволенного. Как правило, дети, совершившие преступления, чаще всего предоставлены сами себе: это либо неблагополучные семьи, или же когда ребенка воспитывает один родитель. Своего рода, нехватка времени на объяснение моральных основ. Бывают и такие семьи, где совершать преступления является нормальным – так, мальчик совершил кражу, но в его семье это оказался далеко не первое знакомство с законом.
- То есть, плохой пример "помогает" ребенку его повторить?
- Иногда бывают и другие случаи – все зависит и от личностных качеств самого ребенка (даже сила воли, самосознание, целеустремленность и желание вырваться, отличаться от того, что не нравится). Желание быть не таким, противодействовать тому, что он видит.

- Тогда почему некоторые дети в хороших семьях совершают преступления?
- Тут можно рассмотреть два варианта воспитания: гиперопека и гипоопека. В первом случае родители контролируют каждый шаг своих детей (куда будет ходить, какие кружки посещать, его телефонные звонки и тд), решают за них проблемы – и в итоге получают детей, которые сами не в состоянии принять за себя решение и нести ответственность. Но дети, как правило, протестуют против такого гнета. Гипоопека – при ней ребенок предоставлен сам себе, это и недостаточный контроль, и нехватка внимания. Должна быть золотая середина – контролируем ребенка, но учим самостоятельности и ответственности за собственные решения.
- Стоит ли потакать ребенку в желаниях, с которым не согласен ты сам?
- Надо разговаривать с ребенком, чтобы он не делал это где-то на стороне, объяснять свое видение, потом прийти к компромиссу. Должны быть созданы доверительные отношения родителей с детьми. Например, девочка хотела покрасить волосы в яркий цвет, мама с ней договорилась сделать это на каникулах – она покрасится в тонику, которую легко смыть. Если же ребенок захочет это оставить, то с решением ребенка стоит согласиться – был компромисс, были договоренности.
- Но почему дети обманывают родителей?
- Все индивидуально, но где-то родители пошли на какой-то компромисс, а потом передумали, либо ничего не разрешают, либо наоборот – им абсолютно все равно, чем занимается их ребенок. Причина может быть и в зависимостях (мир компьютерных игр, например), также важно отслеживать, когда ребенок резко потерял интерес ко всему вокруг. Причины отсутствия интереса к образованию и общению могут быть разные, например – те же самые конфликты. Была девочка, у которой совсем не было друзей, и она общалась с ИИ.
- Некоторые подростки довольно агрессивны – сколько случаев избиения сверстников на камеру в последнее время…
- Надо понимать, по какой причине они это делают. Если это все из-за лайков и видео, контента - это один момент, если же они такие сами по себе – конфликтные, агрессивные, то и тут нужна помощь специалистов.
- Интернет и занятость родителей влияет на детей?
- Безусловно, влияет. Был такой случай: мама пришла с четырехлетней девочкой, которая не хотела говорить со следователем. Мама ей тогда сказала: "Ты все расскажи, а я дам тебе телефон". Девочка все быстренько рассказала и трясущимися руками взяла мобильное устройство. Эти случаи чреваты: ребенок поймет, что манипуляция работает, и будет продолжать это делать с родителями, а впоследствии – со сверстниками и в своей личной жизни.
Этот порочный круг можно разорвать, сказав один раз "нет", но отказ нужно объяснить. Например, ребенок хочет айфон, но мы понимаем, что ему устройство необходимо для связи. Вряд ли для этой цели нужен айфон, и тогда нужно объяснить ребенку, что сейчас (если это так и есть) нет финансовой возможности купить такой дорогой аксессуар.

- С детства нужно приучать ребенка к финансовой грамотности, отвечать за свои расходы и желания. Если ребенку нужен телефон, чтобы звонить и писать, то даем телефон, если же для игр – то опять же, договариваться: например, час в день. При этом, время желательно обозначить самому родителю с учетом мнения ребенка, и далее следовать достигнутым договоренностям.
- Как себя в дальнейшем вести с ребенком, который что-то совершил?
- Могу назвать две ошибки родителей. Первая – родители сидят и говорят: он не виноват, он был "за компанию". Есть такая вероятность, что ребенок может совершить это вновь. Вторая ошибка – пугать ребенка другой крайностью: "Вот, тебя сейчас посадят, ты будешь сурово наказан". Должна быть золотая середина (если речь не идет о тяжких преступлениях), с ребенком можно и нужно поговорить, можно и задать вопросы о причинах случившегося, спокойно поговорить о правонарушении. Напоминать постоянно нужно далеко не всегда – только если ребенок нуждается в гиперконтроле. Если же ребенок несет ответственность за свои действия, то и не надо напоминать постоянно, надо сделать выводы и избежать повторения таких ситуаций в дальнейшем.
