Робототехник из Твери заглянул за кулисы китайского бизнеса

Предприниматели Поднебесной убеждены, что каждый человек должен занимать только одно место в жизни и выполнять только одну задачу

Робототехник из Твери заглянул за кулисы китайского бизнеса
Фото – «Росмолодежь.Бизнес»

На фоне охлаждения и даже радикальной заморозки экономических отношений с Западом российский бизнес исполняет «поворот все вдруг» в сторону партнеров на Востоке. Ведущим из них уже не одно десятилетие является Китай. В частности, большой вклад в укрепление российско-китайских связей вносят Тверская область и ее побратимская провинция Ляонин.

В середине декабря на площадке центра «Мой бизнес» Тверской области состоялась встреча предпринимателей Верхневолжья с главой московского представительства Китайско-Российского индустриального парка Ли Пэном. Стороны обсудили потенциал тверских предприятий и возможности развития сотрудничества на площадке парка. Китайские партнеры отметили высокое качество тверских товаров, среди которых продукция компаний «Славконд», «Ратибор», «Си-продукт», птицефабрика «Верхневолжья». Эти бренды пользуются спросом в КНР.

Но не только вкусным вареньем и куриными окорочками славна тверская земля. Наращивает свой потенциал и технологическое инновационное предпринимательство. Один из успешных представителей этой генерации молодых ученых-бизнесменов, Михаил Бабайцев, недавно побывал в Поднебесной и составил личное впечатление о том, каковы особенности бизнеса в этой стране. Своими путевыми заметками Михаил поделился с «МК в Твери».

Как попасть в бизнес-миссию

Вот и закончился тур в Китай, длившийся неделю. В памяти запечатлелись Циндао, Шанхай, китайцы и китаянки, небоскребы и эстакады, Желтое (на самом деле не желтое) и Восточно-Китайское море, река Янцзы, Шанхайская башня и антикварные аутентичные кони за 1 миллион юаней.

Как я там оказался?

Занятие бизнесом – дело непростое. Особенно если этот бизнес связан с инновациями. Мало того что нужно понять основы классической предпринимательской деятельности, так еще каким-то образом срастить эти знания со знаниями научными, например, с тем, что учим в университете, какую пишем дипломную работу бакалавра или выпускную квалификационную работу в магистратуре. Как правило, в стенах университета рождаются идеи, которые впоследствии становятся основой для извлечения прибыли. Идеи эти и бизнес из них рождаются следующим образом:

а) потому что скучно;

б) узнал что-то принципиально новое и придумал, как коммерциализировать;

в) я у мамы – предприниматель, родился с жилкой коммерческой;

г) был какой-то грант, предложили поучаствовать, ну а дальше – пошло-поехало. Благо институтов по поддержке и развитию предпринимательства в Российской Федерации много, как для всего классического, так и для инновационного. Тут и «Росмолодежь.Бизнес», и центры «Мой бизнес», «Корпорация МСП», и прочая, прочая, прочая. В РФ бизнесу можно научиться, этому способствует среда.

Примерно так получилось и у меня. Будучи студентом-историком, увлекся в свое время робототехникой. Тем более кинематограф подкинул идею: в одном фильме ужасов ученые-египтологи запустили в найденную ими пирамиду небольшого робота-телеинспектора. Его, конечно же, там благополучно скушало какое-то чудище, но суть не в этом. Сам факт использования робототехнической платформы меня так воодушевил, что решил собрать такого же и запустить, например, в старицкие каменоломни. А вдруг библиотеку Ивана Грозного найду?

Так начался тернистый и интересный путь в область сервисной робототехники. На протяжении 8 лет, в основном самостоятельно, вчерашний историк превращался в предпринимателя-робототехника. И вот даже сейчас, покуда пишутся эти строчки, рядом мирно жужжит 3D-принтер – печатает детали очередного робота, и запах канифоли от паяльника перебивает лимонный аромат чая.

Обнаружилось, что делать бизнес на науке в одиночку невозможно. Люди как прикладной и субъективный источник знаний выступают чем-то вроде катализатора процесса. Так, на одном из мероприятий мне рассказали, что существует такое понятие, как бизнес-миссия за рубеж. Подобная групповая командировка сопровождается посещением предприятий, официальными переговорами, обменом визитками и документами-соглашениями, а в каких-то случаях и подписанными контрактами. Но если крупной компании не составляет труда выделить деньги на загранкомандировку, то что делать нам, малым инновационным предприятиям и стартапам?

Оказалось, существует замечательная всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства – «Росмолодежь.Бизнес». Среди многих мероприятий и конкурсов программы в глаза бросился один: «Бизнес-миссии в зарубежные страны». То, что нужно!

Недолго думая, туда и записался. «Росмолодежь» предлагала деловые поездки в Республику Узбекистан, Киргизскую Республику, Республику Беларусь, Республику Таджикистан и Китайскую Народную Республику. Конечно, для меня, юного робототехника, самой оптимальной страной была КНР. Ибо где еще производят столько роботов? Где, как не в Китае, закупается львиная доля всех бытовых, специальных приборов и их компонентов?

Важно было определить для себя, зачем я туда еду. Поэтому поставил перед собой чисто бизнесовые цели: 1) найти поставщиков деталей для наших разработок, отсутствующих на территории РФ; 2) посмотреть, как у китайских коллег устроены производства, организован рабочий процесс, перенять ценные «фишки»; 3) получить опыт деловых переговоров международного уровня.

Участие в бизнес-миссии было на конкурсной основе. За подачей заявки последовало собеседование. Отмечу, что конкурс был очень большой, будто поступал в один из престижнейших вузов страны. Но именно четкое понимание, чего хочу от этой бизнес-миссии, любовь к своему делу и, возможно, специфика моего бизнеса произвели на экспертов впечатление. Так я оказался в двадцатке молодых ребят со всей России, очень разных по сфере деятельности, но объединенных общей идеей покорить сердца китайских коллег.

Однако пройти собеседование – это еще полдела. Нас ожидал месячный интенсив по подготовке к поездке в другую страну, максимально отличающуюся от России культурным колоритом, языком, привычками и традициями, законами и предпочтениями. Наша группа преодолела лекции, мастер-классы, домашние задания и прочее, что должно было помочь быть во всеоружии и не ударить лицом в грязь.

Фото – «Росмолодежь.Бизнес»

У каждого своя задача и свое место

Поездка длилась неделю и состояла из питчингов (короткие публичные выступления) и посещения предприятий потенциальных партнеров. По российскому и европейскому опыту я ожидал, что нас привезут на производства, где можно будет лицезреть станки, сосредоточенных китайцев, светлые просторные помещения, склады готовой продукции и услышать рассказ о том, как это делается. Но китайские коллеги приглашали нас в свои офисы – просторные небоскребы из стекла и бетона. Город, кстати, Шанхай. И целые этажи зданий были отведены под демонстрацию деятельности фирмы. Эти шоурумы были выдержаны в стиле хайтек: интерактивные панели, проекторы, большие экраны, плакаты и фотографии людей. На экранах крутилась статистика (китайские иероглифы вперемешку с арабскими цифрами и числами), на портретах красовались отцы-основатели. Китайцы экскурсовод очень много и долго рассказывали про людей, стоящих у истоков компании, стараясь уделить внимание каждому увековеченному на фото. Затем следовал рассказ о том, как компания развивалась и чего достигла. После такого 20-30-минутного рассказа нас проводили в переговорную, где наша делегация задавала вопросы, а китайские коллеги искали ответы.

Питчинг, или выступление перед приглашенными китайскими коллегами. Заранее, еще до прибытия в Китай, вся наша дружная команда подготовила справку о себе, своем бизнесе и запрос к китайской стороне на английском языке. Эта справка впоследствии была переведена профессиональным переводчиком на китайский язык и разослана вместе с приглашением представителям китайской индустрии. Так что на питчинг наших проектов собрались люди заинтересованные. Подразумевалось, что после того, как мы выступим, у нас будет возможность уже тет-а-тет провести переговоры вне общего зала. Если при выступлении был синхронный перевод, то тут приходилось вертеться: использовать язык жестов (кстати, очень рабочий инструмент, кажется, его поймут все на планете), онлайн-переводчики. В большей степени переговоры сводились к более глубокому знакомству друг с другом, обменом контактами и визитками и договоренностями впоследствии продолжить переговоры онлайн.

Примечателен ритуал с визитками. Китайские коллеги брали визитки двумя руками и внимательно что-то там разглядывали, лишь потом убирали в карман. Ну и я, как попугай, делал то же самое – мне объяснили, что это один из деловых ритуалов. Вспомните, давно ли вы так внимательно при человеке изучали его визитку, держа ее двумя руками?

На самом питчинге один из самых популярных вопросов со стороны китайских бизнесменов был таким: «Что же вы все-таки делаете? Чем по итогу занимаетесь?». Оказалось, что китайские коллеги никак не могли усвоить вроде бы понятные формулировки типа «автоматизирую процессы посредством разработки IT-решений» или «занимаюсь макетами, сервисными роботами и наставничеством». Как я понял, китайцев настолько много, что в этом обществе сложилась четкая структура и иерархия труда, где каждый делает что-то одно, у каждого своя задача и свое место. И понять нас, россиян, которые умудряются делать сразу все и вся, им было сложно. Как в старом анекдоте, когда после увольнения с работы опытного сотрудника работодатель разместил сразу три вакансии.

Поставленная цель – попробовать наладить бизнес-взаимодействие с коллегами из Поднебесной – была достигнута. В целом все очень удачно: китайцы оказались заинтересованы в НИОКР и наших сервисных роботах. И сейчас, после первого раунда переговоров, готовимся ко второму и последующим. Опыт бизнесового общения с китайскими коллегами оказался очень интересным.

Подытожим.

Во-первых, они искренне не понимали, как можно заниматься несколькими делами сразу: и блинчики печь, и на гармони играть. Если ты печешь блины, то про гармонь забудь. Каждый человек должен занимать свое собственное место в жизни и выполнять только одну задачу. Так, мне показалось, они считают.

Во-вторых, трудности перевода. Думаете, выручает онлайн-переводчик? Как бы не так! Китайцы смотрели на неведомые письмена, выданные программой, и не понимали, что там написано. Ведь китайских иероглифов так много, что и сами носители языка не все их знают. В общем, перевод посредством сервисов в Интернете или приложения на смартфоне оказался бесполезным.

В-третьих, в этой стране гипертрофировано (по моему личному мнению) уважение к основателям и руководителям. Коллеги не выкладывали нам сути своих бизнесов до тех пор, пока не успевали рассказать о паре-тройке важных людей из компании. А в одной таких было аж 70 человек! Благо, переводчик подсказал, что время у нас очень ограничено, и китайский сотрудник рассказал только о пяти наиболее заслуженных.

Оглядываясь назад, я вспоминаю, как впечатлил Китай за 7 дней бизнес-миссии в Шанхае. Впечатлил общим уровнем внедрения технологий, особенностями национального бизнеса, желанием сотрудничать с другими странами и выходить на их рынки, определенным дружелюбием, жизнью под камерами, технологическими кластерами из 34 высоток под одной крышей. Университетскими стартапами, что превращаются в полноценный крупный бизнес за малые сроки, обилием электромобилей и их производителей. Количеством людей и пространствами (в Москве ощущается дискомфорт из-за толпы).

Если у вас будет возможность посмотреть КНР сквозь призму бизнеса – рекомендую не упускать этот шанс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру