Первые правила для русских дорог написал уроженец Твери

"МК в Твери" продолжает проект "Первые"

"МК в Твери" продолжает проект "Первые"
фото: ymorno.ru

История на полной скорости

И какой же тверской не любит быстрой езды!

Мало кто знает, что первые правила для русских дорог написал уроженец Твери, первую автошколу в России создал тверитянин и даже проведение первых российских автогонок не обошлось без участия тверитянина. Это уже не говоря о том, что именно через Тверскую губернию проложили маршруты первых автопробегов!

Автомобилист Его Императорского Величества

Известно, что император Николай II страстно увлекался автомобилями, «машинной ездой», как тогда говорили. И совершенно неожиданно обрел единомышленника в лице своего… личного флигель-адъютанта. Этот молодой офицер каждое утро входил в приемную императора с докладом. Звали его Владимир Свечин, он родился и вырос в Твери, принадлежал к одному из древнейших дворянских родов Тверской губернии и сделал стремительную карьеру – сперва его зачислили в лейб-гвардии Преображенский полк, как лучшего выпускника Константиновского училища, а после повысили до статуса адъютанта самого царя!

Владимир Свечин / фото: dir.md

Владимир Свечин оказался увлеченным автомобилистом-любителем, и уже несколько лет учился водить «самобеглые коляски». Он же предложил императору пригласить в Москву международную автомобильную выставку из Парижа, и Николай дал высочайшее согласие. На следующий год (1908) Свечин возглавил русскую делегацию на международной конференции в Париже, где со всех уголков света съехались автомобилисты с целью выработать единые правила поведения на дороге. Именно Владимир Свечин привез в Россию первый, написанный им собственноручно, вариант правил дорожного движения!

После конференции Свечин отправился в летнюю царскую резиденцию, в крымскую Ливадию, где рассказал Николаю II свои идеи по устройству в России автомобильных клубов. Доклад царю настолько понравился, что он пожаловал Российскому автомобильному обществу право именоваться «Императорским» - первый подобный случай в европейской истории. Подобный статус давал российским автомобилистам практически неограниченные возможности. И, конечно же, Владимир Свечин использовал их на все сто.

Он стал инициатором проведения в России дальних автопробегов. Первый прошел в 1909 году в Риге, второй – год спустя в Киеве, в том же 1910 году участникам автопробега рукоплескал Севастополь. В 1912 году состоялся самый массовый (43 автомобиля) пробег в дореволюционной истории – впервые он был назван Императорским, и победителю вручали новенький автомобиль «Бранзе» с кузовом «ландоле». Владимир Свечин решил, что автопробег пройдет по маршруту Москва - Варшава, и первая остановка пробега была в его родной Твери. Известны имена тверских гонщиков, которые участвовали в пробеге, – это военные автомобилисты Добрынин и Болотов. «Участники пробега отобедали в драгунских казармах и отправились дальше», - сообщали местные газеты.

Когда началась Первая мировая война, Владимир Свечин уговорил царя отправить его на фронт, где он возглавил специальную автомобильно-техническую роту. Офицеры лично проверяли всю автомототехнику, которая поставлялась в Россию союзниками. Впоследствии Свечин стал организатором первой военно-учебной автороты, где готовили будущих водителей для воюющей армии. Иными словами, выходец из Твери не только написал первые правила дорожного движения, но и создал первую автошколу!

А в феврале 1917 года император Николай II отрекся от престола, и спустя несколько дней подал в отставку со всех постов и его лейб-гвардии автомобилист Владимир Свечин. Спустя еще несколько месяцев свершилась Октябрьская революция, после которой все автомотоклубы Императорского Российского автомобильного союза были закрыты. Свечин находился под угрозой ареста. Ему удалось бежать в Крым, а оттуда, подобно тысячам русских, он покинул Россию. Сначала Константинополь, потом Париж. Один из лучших знатоков автомобильного дела, Владимир Свечин в конце жизни занимал скромную должность в конторе французского автоконцерна «Рено». Умер он в 1944 году и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В России его совершенно забыли…

Дерзкая фамилия Дервиз

В 1863 году российское правительство решило поручить строительство железной дороги из Москвы в Рязань частнику. И для этого проекта выбрали перспективного инженера немецкого происхождения Карла фон Мекка. А Мекк привлек к строительству дороги еще одного чиновника немецкого происхождения Павла фон Дервиза, который в ту пору служил на скромной должности в Сенате. Дервиз поехал в Берлин и получил гигантский кредит в 4 миллиона рублей на прокладку дороги. Мекк придумал систему, позволяющую строить вдвое быстрее, чем это было раньше. В итоге дорога действительно появилась в кратчайшие сроки, а фон Дервиз и фон Мекк стали миллионерами.

Владимир Дмитриевич Дервиз / фото: museum-sp.ru

Они создали совместную компанию по перевозке грузов и всю жизнь были очень дружны, а своим детям завещали сохранять теплые отношения друг с другом. Сын Карла фон Мекка Николай Карлович фон Мекк в начале ХХ века стал самым знаменитым в России автомобилистом. Прежде всего благодаря тому, что Мекк оказался единственным в России состоятельным человеком, который приобрел целый автопарк – четыре автомобиля разных марок. К тому же фон Мекк обладал редкостной физической силой, а водить автомобиль в то время должен был настоящий атлет: например, чтобы поменять колесо, шоферу приходилось держать «подрессоренные массы» на весу, упираясь в них плечом… Когда в России появилось достаточно автомобилей и для них стали выписывать специальные номера, Николаю Карловичу фон Мекку торжественно вручили табличку с цифрой «1»! Всего же в Первопрестольной тогда числилось ровно 100 машин.

В самой России самодвижущийся экипаж в ту пору все еще был в диковинку, и реагировали на него по-разному: "Крестьянские лошади, завидев наш автомобиль, шарахались в сторону через канаву, опрокидывали телегу, сидящих в ней людей и их вещи. Нам приходилось останавливаться, вытаскивать телегу на дорогу и подбирать разбросанные вещи. К счастью, почти всегда люди оставались невредимыми, - писала в мемуарах Галина фон Мекк, жена «автомобилиста номер один». - Не все воспринимали наш автомобиль хорошо. Однажды, проезжая через лес, мы вынуждены были спасаться на большой скорости и проскочить через костер, разложенный на дороге работавшими в лесу угольщиками".

Как и завещал отец, фон Мекк поддерживал добрые отношения с семьей фон Дервизов, особенно с братьями Владимиром и Павлом. Владимир Дмитриевич (племянник Павла Дервиза, делового партнера Карла фон Мекка) служил председателем губернской земской управы в Твери.

У «первого автомобилиста России» Николая фон Мекка были и другие проблемы. Например, он не смог заинтересовать московскую управу предложением провести в Москве первые автомобильные гонки. «Слишком небезопасно», ответили ему. После чего фон Мекк обратился к своему другу детства Владимиру фон Дервизу. И когда в 1905 году Николай фон Мекк предложил ему подыскать местечко для автомобильных гонок, первых в истории России, фон Дервиз немедленно откликнулся! Местом проведения первых гонок выбрали пустошь неподалеку от села Эммаус. На участие в гонках заявились четыре экипажа. Планировалось, что победители определятся в двух категориях: «гонка на версту» (русская версия одномильных заездов), а также в формате «подъем на холм». В финале предполагалось провести автопробег по Твери. К сожалению, кроме упоминаний о том, что первые автомобильные гонки планировалось провести в Тверской губернии, никаких сведений не сохранилось. Официальные автогонки прошли в Москве уже при советской власти, соответственно результаты всех автомобильных гонок «царского времени» были признаны недействительными.

Зато мы знаем, что через Тверь прошел маршрут одного из автопробегов, устроителем которого стал неутомимый Николай фон Мекк! А помогал ему в этом все тот же председатель земской управы Тверской губернии Владимир фон Дервиз, поскольку маршрут автопробега должен был пройти через Тверь. В качестве участников Мекк пригласил «компетентных лиц в автомобильном деле» - экипажного фабриканта Петра Фрезе. Всего колонна из пяти автомобилей за пять дней проехала 550 верст от Москвы до Санкт-Петербурга - для того времени это настоящий подвиг.

Судьба Дервиза

О Владимире Дервизе можно говорить не только в связи с «автомобильной» историей Твери. Когда-то молодой правовед решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Художником он не стал, но подружился с живописцем Валентином Серовым. Серов ездил на этюды в Тверскую губернию, где его мама Валентина Семеновна снимала флигель в деревне Едимоново. Там она жила вместе с племянницами Машей, Надей и Лялей, дочерьми ее старшей сестры Аделаиды Семеновны Симонович.

В 1884 году Валентина Серова и его друга Владимира фон Дервиза отчислили из Академии художеств за пропуски занятий без уважительной причины. И тогда Серов предложил своему приятелю провести лето в Едимонове, на даче у матери. С собой они взяли еще одного художника, Михаила Врубеля. Были они все молодые, талантливые и романтичные. Разумеется, как только друзья приехали в Едимоново, они немедленно влюбились: Владимир Дервиз — в Надю, а Врубель — в Машу Симонович. Это было настоящее «лето любви»: романтические прогулки под луной, купания, поездки в Тверь, чаепития на освещенной солнцем веранде… Через несколько недель Владимир Дервиз просил руки Наденьки у Аделаиды Семеновны, получил согласие и попросил Валентина Серова стать шафером (свидетелем на его свадьбе). Венчаться молодые решили здесь же, в Едимонове.

Недалеко от Едимонова, в шести верстах от железнодорожной станции, Дервизы решили приобрести имение. Изучая окрестности, они наткнулись на поместье Домотканово, хозяин которого, стареющий холостяк, сам искал покупателей. Большой двухэтажный дом с окружающими его лужайками и рощами, как и расположенные рядом пруды, – все здесь настолько понравилось Серову, что он с жаром сказал приятелю, что имение надо покупать немедленно. Так Дервизы стали владельцами Домотканова, а Валентин Серов (друзья и домашние звали его «Валентоша» или даже проще - «Антошей») - их постоянным гостем. Вскоре в Домотканово должна была приехать его кузина Маша. Влюбленный и счастливый (Серов был влюблен в приемную дочь своей тетки Лелю Трубникову, на которой он потом женился спустя два года), Серов предложил Маше позировать ему для портрета. “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное”, - написал он одному из друзей. Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость. Вот он и попросил Машу позировать ему для портрета. Девушка согласилась!

Вряд ли она знала, что ее ждет. Серов был очень старательным художником. Портрет, который другие художники могли написать за день, он писал почти три месяца! Потому что по его замыслу портрет Маши должен был стать своеобразным гимном солнцу, лету, женской красоте, любви... В ясные дни он усаживал Машу в ее белой блузке, стараясь уловить игру солнечного света, когда он скользит по лицу девушки сквозь листву старой липы. В иные дни требовалось два, а то и три сеанса. Серов был неутомим — для того чтобы добиться нужного колорита, он провел с Машей около ста сеансов! Родные удивлялись терпению девушки, а Маша только гордилась — ведь она позирует хоть и молодому, но уже знаменитому художнику!

«Девушка, освещенная солнцем» — это именно то, что называют шедевром. Современники будут говорить, что в этом портрете «правда выше живописи». Знаменитый коллекционер Третьяков купит портрет еще до начала выставки. Прошло более ста лет, но впечатление, которое оставляет этот портрет, не поблекло. Еще многие поколения людей будут смотреть на картину «Девушка, освещенная солнцем», переживая светлые моменты радости жизни, любви, восторга и счастья... Зато мы знаем, что невольным «соавтором» этой работы стал Владимир фон Дервиз, купивший по совету друга-живописца имение в Домотканово.

Владимир Дервиз после революции из имения Домотканово переехал в Сергиев Посад, где его младшая дочь вышла замуж (и тоже за известного художника, Владимира Фаворского, он также связан с тверским краем – по разнарядке Академии художеств приезжал в Кузнецово, которое после стало называться Конаково, расписывал фаянсовую посуду). Бывший губернский глава земства и наследник огромных капиталов, Владимир Дервиз жил более чем скромно, работал заведующим музеем Троице-Сергиевой лавры. В 1927 году начались нападки в печати на сотрудников учреждения. Музейный отдел Главнауки пытался какое-то время отстоять Дервиза. В мае 1928 года в Сергиеве были проведены массовые аресты, в том числе монахов, работавших в музее. Само учреждение на несколько месяцев было закрыто. Дервиз был уволен, но не арестован. Он переехал в Москву, преподавал в школе. Умер в апреле 1937 года, похоронен на Введенском кладбище.

Читайте по теме:

Два Крылова: тверской след в русском пейзаже и литературе.

Как зарождался кулинарный бренд, прославивший Тверскую губернию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру