Чуковский против гаджетов: Как в Твери привить школьнику любовь к литературе

Чуковский против гаджетов: Как в Твери привить школьнику любовь к литературе
Не воспитывайте детей, они всё равно будут повторять за вами. Воспитывайте себя. Фото: dvp32.ru

Как приучить ребёнка к чтению? Правда ли, что Чуковский использовал хитрые психотехники в своих произведениях? Как отражается "клиповое" мышление на школьных сочинениях?

Очередной выпуск нашей постоянной рубрики "Человек труда" посвящён педагогическим премудростям. О великом и могучем Русском языке и литературе мы поговорили с преподавателем Академической гимназии Тверского государственного университета Екатериной Абрамовой. Екатерина Игоревна в педагогике уже 15 лет. Невысокая шатенка в безупречно отглаженном костюме,она, очевидно, безумно влюблена в литературу и свою профессию. С таким чувством о своей работе мало кто может говорить. А ведь по-началу она не предполагала, как повернётся судьба.

- Если бы в детстве мне кто-то сказал, что я буду учителем, я бы очень удивилась, - поделилась воспоминаниями с "МК в Твери" Екатерина. - На филфакт Тверского госуниверситета я поступила исключительно из любви к книгам и чтению. Когда поступала, даже не задумывалась, кем буду работать после выпуска. А на четвёртом курсе у нас была педагогическая практика. И так вышло, что учитель в моём классе заболел, и несколько дней я одна вела уроки в средней школе. Наверно, это был первый шаг. Затем был опыт вожатой в летних лагерях, а на пятом курсе — снова практика в школе, но уже в старших классах. Потом аспирантура, преподавательская работа в университете.. Можно сказать, я доверилась жизни, и сейчас понимаю, что не ошиблась.

Многолетний опыт работы показал, что над привлечением детей к литературе трудятся не только учителя. Конечно, главный вклад делают родители. Но и великие писатели потрудились, чтобы школяры легче шли по этому пути. Половина дела, считай, сделана.

- Есть несколько ступенек по которым мы поднимаемся к любви к литературе, - считает Екатерина. - Это не моё личное мнение, об этом уже давно сказал Корней Иванович Чуковский. Мы должны подготавливать ребёнка с самого детства, чтобы он учился воспринимать литературное произведение. Все произведения Чуковоского как раз и способствуют этому. У него была определённая теория, он создавал эти тексты не просто так. Если мы почитаем его сказки, мы услышим разные ритмы. Есть фрагменты, которые отсылают к ритмическому рисунку стихотворений Некрасова, к поэме Лермонтова "Мцыри". Детское ухо это улавливает, это откладывается в подсознании. И когда человек начинает читать классическую литературу, он происходит узнавание, того, с чем он был знаком в детстве. Но в детстве ребёнку тоже кто-то должен читать, когда сам он ещё не умеет. Это может быть сказка на ночь, просто совместное чтение. Если взрослые сами не читают, заставить ребёнка будет трудно, и почти невозможно сделать так, чтобы он действительно полюбил литературу.

Екатерина Абрамова уже 15 лет в педагогике Фото: Анастасия чистякова

Екатерина Игоревна признаётся, что сейчас завидует своей дочери. Перед ней ещё только начал раскрываться великолепный мир литературы — прекрасный и захватывающий. Взрослому уже не пережить тех чувств заново. Да, когда перечитываешь книги, находишь в них новые смыслы, смотришь на содержание под новым углом. Но ощутить то, что было, когда читал впервые, почти невозможно.

- Возвращаясь к школьной программе, могу сказать, что большое влияние оказывают подбор текста для чтения, подбор учебника, даже то, как сформулировано задание. Сейчас в магазинах продаются достаточно интересные читательские дневники. Они предполагают не просто записывание основных составляющих - сюжет, герои, а именно анализ. Есть творческие задания: «как ты представляешь главного героя, нарисуй его». Такого рода задания конечно способствуют развитию интереса. Чтобы заинтересовать ребёнка, родители могут дома обсуждать книги, иногда уместно цитировать, украшать свою речь фразами любимых героев. Всё, что говорят и делают взрослые, ребёнку интересно. И если даже он сразу не бросается читать, то, что ему задали по программе, он всё равно рано или поздно вспомнит и возьмёт в руки книгу.

Как видим, опытный педагог рекомендует совсем несложные приёмы. Однако в последние годы учителям приходится преодолевать не только культурную инерцию не читающих семей, но и новый информационный феномен. Речь идёт о так называемом клиповом мышлении. Если совсем упрощать, то это неспособность детей и подростков подолгу сосредотачиваться на одной теме. Современные дети больше читают, по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот что они читают. Как правило это небольшие отрывочные тексты в соцсетях, комментарии к фотографиям, текстовые сообщения, в лучшем случае, популярные статьи.

- Когда мы были школьниками, сочинение объёмом 600 слов никого не пугало, - вспоминает Екатерина Абрамова. - Современные дети видят в этом большую трудность. Итоговое сочинение с рекомендованным объёмом в 350 слов многие считают просто громадным. Нельзя сказать, что положение дел очень плохое, ведь есть много способных ребят, которые отлично умею формулировать мысли, рассуждать, отстаивать свою точку зрения в сочинении. Но в среднем, кажется, мышление становится более обрывочным, предложения короче и проще. У ребят есть своё мнение на многие вопросы, но как это мнение сложилось, почему именно так, а не иначе, часто объяснить не могут. А, может быть, просто не хотят. Сейчас формируется новый тип мышления, не лучше и не хуже, просто другой, нам ещё только предстоит узнать, как это скажется в будущем.

Что говорят об этом специалисты.

В наше время принято говорить о так называемом «клиповом сознании», или «клиповом мышлении». Что же это такое с точки зрения науки? Как к этому относиться? Благо ли это или все же проблема современного общества? И как быть учителям с родителями, которые сталкиваются с "клиповым мышлением" у детей?

Светлана Дутта, психолог, руководитель Первого тверского общества психоанализа:

- Термин «клиповое мышление» был предложен для обозначения восприятия человеком ярких образов за короткий промежуток времени. При "клиповом мышлении" человек сталкивается с разрозненной обрывистой информацией, что делает восприятие поверхностным.

Так, жизнь начинает напоминать видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Чем же опасен калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации? Самое главное для здоровой работы психики – способность связывать. Связывать то, что было, с тем, что происходит сейчас, и анализировать, как события сегодняшнего дня стратегически могут повлиять на будущее. Например, что будет, если пойти на красный светофор и чем это будет отличаться, если все же дождаться зеленого? Только тогда наш собственный опыт интегрируется, то есть становится нашим внутренним знанием о самом себе и об окружающей нас действительности. Однажды обжегшись на молоке, ребенок уже предполагает в следующий раз, что любой напиток может быть горячим. При определенных нарушениях психики это сделать невозможно. И тогда человек видит мир разрозненным, рассыпанным, у него сложности с восприятием собственного тела и собственной жизни, отсутствует возможность построения причинно-следственных связей. Правда, такое состояние является естественным в раннем младенчестве, но, когда мы вырастаем, наши возможности должны расширяться. Только новорожденный ребенок не управляет ни своими ручками, ни ножками, а маму видит как «мамины руки», «мамины глаза», «мамину улыбку». У него еще нет привязанностей, он не понимает, что у другого человека есть чувства, да и в своих переживаниях он еще не очень-то ориентируется. То же самое происходит с клиповым устройством психики. А если брать "клиповое мышление" как социальный феномен, то общество при этом регрессирует, рассыпается, мышление становится более поверхностным, и это явно не приводит к оздоровлению каждой отдельной личности. Такой подход не лучшим образом влияет на отношения, на способность к глубоким, проникновенным чувствам, да и на прочие сферы нашей жизни. Ибо здоровье психики предполагает пролонгированность во времени и возможность объединять опыт.

Что же делать, если у ребенка под влиянием СМИ и соцсетей уже сформировано такое мышление? Необходимо развивать его чувственную сферу. Не интеллектуальную, а именно душевную. В детстве это делается через игры и прогулки на природе. Например: «Смотри, какой одуванчик: у него есть цвет, запах, его лепесточки очень мягкие…» В более старшем возрасте – через разговоры о чувствах. Что ты почувствовал, каково тебе было? В этом случае бывает обидно, а в этом – радостно. По сути, это то, что делает психолог, если в привычном окружении такая возможность была упущена.

Читайте также в серии "Человек труда":

Тверские учёные придумали, что делать с "бесполезными" частями льна.

Форма из Твери: кто шьёт костюмы для сборной России.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру