О том, что пресловутая «легонькая» промышленность, как назвал ее один персонаж известного советского фильма, означает для региона нечто большее, чем просто графа в экономической сводке, свидетельствует хотя бы тот факт, что именно у нас возник один из старейших в России Верхневолжский кожевенный завод. Сегодня ему 289 лет, но предприятие получило инъекцию из современных технологий и успешно развивается, отправляя 95% своей продукции на экспорт.
Дело было на заводе, у прядильного станка
«Станочек мой, станочек, о чем поешь?» - эта старую фабричную песню вполне могли заводить и ткачихи Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината, и прядильщицы Морозовской мануфактуры: обе фабрики родом из XIX века. А всего в легкой промышленности Тверской области сегодня действуют свыше 300 предприятий, два десятка из которых относятся к категории крупных и средних. В отрасли, которую губернатор назвал брендом Верхневолжья, трудятся более 9500 человек. В структуре регионального промышленного производства на долю легкой промышленности приходится 4,6% (в лучшие времена было в разы больше).
Регион не бросает свою живую историю. В качестве мер поддержки предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным на модернизацию и техническое перевооружение, а также льготные займы областного фонда развития промышленности (1-5% годовых). Как результат, в 1 квартале 2019 года производство одежды в Тверской области выросло на 7,2%, изделий из кожи – на 3,9%.
План для Торжка
5 июня руководители ведущих предприятий отрасли встречались с губернатором и сполна воспользовались возможностью рассказать об успехах и проблемах. Игорь Руденя приветствовал «легких» промышленников фразой о том, что сегодня успех бизнеса предопределяют не только технологии, но и кадры. И попал в точку.
Директор Торжокской обувной фабрики Алексей Голованов рассказал, что за последние два года предприятие прошло техническое перевооружение стоимостью 500 млн. рублей и будто помолодела на 10 лет. Там работают 500 человек, однако встал серьезный вопрос с обучением среднего звена. Прежний партнер, техникум в Кимрах, больше не готовит нужных специалистов. Губернатор порекомендовал организовать встречу руководства фабрики и техникума и скорректировать учебный план.
Костюмы для мегаполисов
Руководитель Вышневолоцкого ХБК Сергей Зендриков также провел переоснащение предприятия. Постоянно идет работа над снижением себестоимости, на региональном уровне препятствий для нормальной работы предприятия нет. И на комбинате даже успели разработать сувенир к 75-летию Победы.
Есть в Вышнем Волочке и еще одно предприятие с богатой историей. Это трикотажный комбинат «Парижская коммуна», которому 160 лет. По словам гендиректора Ольги Семеновой, он первый в России стал выпускать полотно с лавсановой нитью. Из такого материала шьются самые прочные борцовки, которые не рвутся на теле спортсмена во время схватки. То есть своя рыночная ниша у комбината есть, но есть и проблемы с лицензированием. Этот и подобные вопросы Игорь Руденя предложил подготовить отдельно, чтобы разобраться по существу.
А глава компании «Интерстиль» Ирина Корниенко посетовала на нехватку хороших отечественных тканей для мужских костюмов, так что приходится шить из турецкой или китайской материи. Губернатор парировал: сегодня не те времена, чтобы ставить нерыночные барьеры на пути импортных товаров, и предложил решать возникающие проблемы при помощи профильного областного министерства.
- Секрет маркетинга в том, чтобы искать не там, где светло, а там, где потерял, - выдал сентенцию глава региона и пригласил швейников разместить производство в одном из будущих технопарков. Кроме того, губернатор дал чисто деловой совет – поискать удачи в городах-миллионниках, потому что в Тверской области ограничен спрос, не так много людей постоянно ходит в костюмах.
Как поднять престиж?
На примере Верхневолжского кожевенного завода всплыла проблема аж общероссийского уровня: оказывается, в стране нет вузов, готовящих химиков-технологов по обработке кож.
- Человек 15 в год нам бы хватило, - посетовал председатель совета директоров Александр Куликов. – А пока уже 5 лет работает специалист из Испании. Язык выучил, ему у нас нравится.
В ответ Игорь Руденя высказался за создание базовой кафедры по нужной специальности в стенах технического университета.
Та же кадровая недостача беспокоит и Евгения Сидорова, руководителя малого швейного предприятия «Аэлита», специализирующегося на сорочках для больших и маленьких:
- Раньше в Вышнем Волочке было три ПТУ, готовящих швей. Но сейчас престиж профессии упал…
При взгляде на сосредоточенно записывающую министра образования Юлию Коваленко стало понятно, что швей в регионе теперь будут готовить с удвоенной энергией. А малое предприятие получит доступ к госзаказу.
Нужны свои герои
К компаниям новой формации, появившимся уже в новой России, относится и «Мустанг-2», возникшее в 1998 году. Все эти два десятка лет фирма не сворачивала с избранного пути, а совершенствовала свое искусство пошива одежды для спорта и активного отдыха. Как высший знак признания можно отметить тот факт, что эту одежду носили российские олимпийцы.
- Когда практиканты видят наше оборудование, понятие «швейная мастерская» переворачивается у них в голове, - не без гордости признался директор компании Роман Старостин.
- Молодежь живет антигероями, а нам нужны свои герои – люди труда. Мы не можем равняться на список журнала «Форбс», - подвел черту Игорь Руденя.
Губернатор поставил задачу разработать систему обеспечения отрасли необходимыми кадрами. Город Вышний Волочек, с учетом концентрации сходных предприятий, может стать кластером легкой промышленности. В числе прочих предложений Игорь Руденя рекомендовал актуализировать состав общественного совета при областном минпроме.