Правила и психология: Как велосипедисту остаться целым на дорогах Твери

20.06.2019 в 17:22, просмотров: 850
Правила и психология: Как велосипедисту остаться целым на дорогах Твери
Открытие велосезона-2019 в Твери.

Число велосипедистов в Твери достигло исторического максимума. Специальных исследований, конечно, не проводилось, но судить можно и по косвенным факторам - пусть немногочисленным, но вполне очевидным велодорожкам, а также обилию велогрупп в соцсетях. Да и средний ценник на велосипед не растет уже несколько лет, значит, рынок насытился, и все, кто захотел и смог, уже пересели на этот экологичный транспорт. 

Но и число ДТП с велосипедистами вызывает опасения. Как сообщили "МК в Твери" в региональном управлении ГИБДД, с начала года произошло 29 аварий с участием велосипедистов. Погибло два человека, 27 получили травмы. Среди пострадавших - 10 детей.  

Так, 19 июня в Кувшинове водитель автомобиля «Фольксваген» сбил 11-летнего ребенка на велосипеде. Мальчик выезжал с второстепенной дороги. Водитель скрылся с места ДТП.  

Чтобы не попасть в аварию и уберечь детей, полезно знать некоторые психологические особенности езды на велосипеде и, конечно, правила движения.

Психология движения

1. Опасная привычка: начинать движение на велосипеде, не осмотревшись по сторонам и не оглянувшись назад. Поворот влево не глядя - причина многих аварий с участием велосипедистов. В отличие от автотранспорта, велосипед не оборудован поворотниками. Поэтому велосипедист помимо того, что должен посмотреть, свободна ли дорога для маневра, также обязан показать вытянутой рукой сторону, куда он собирается поворачивать.  

2. Обманка "пустая улица". Временное отсутствие машин вводит в заблуждение. В городе авто может выскочить из любого переулка. Поэтому даже на тихой улице нельзя ехать посреди дороги и сильно разгоняться. Двигаться надо так, чтобы тормозной путь был не более метра.  

3. Нерегулируемый перекресток. Здесь надо быть особенно осторожным. Если вы собираетесь пересекать перекресток по "зебре", то надо обязательно спешиться. Таким образом велосипедист мгновенно превращается в пешехода со всеми вытекающими правами и обязанностями.  

Если вы едете по дороге, то вы по правилам - транспортное средство.  На равнозначных дорогах между велосипедистом и автомобилистом действуют стандартные требования ПДД, то есть надо пропускать помеху справа. 

Справа велосипедист - автомобиль обязан его пропустить.

Справа автомобиль - велосипедист обязан его пропустить.

Но всегда надо быть предельно внимательным. 

Дело в том, что водитель автомобиля психологически больше готов к отслеживанию пешеходов и других автомобилей. Велосипедист выпадает из этого шаблона, он слишком быстрый для пешехода и гораздо меньше автомобиля. Водитель может не успеть среагировать, даже если вы находитесь в зоне прямой видимости.  

Инфраструктура для велодвижения в нашем городе развита слабо.

4. Во дворе дома. Несмотря на то, что правила дорожного движения однозначно говорят о том, что во дворе преимущество всегда у велосипедиста и пешехода, водители автомобилей на практике не всегда это преимущество предоставляют. Нужно быть готовым к этому и так же как на дороге смотреть по сторонам, не выезжать из-за припаркованных авто, не убедившись, что дорога свободна. 

5. Перекладывание ответственности. Не стоит думать, что другие участники движения более внимательны, чем вы, или думают, как бы вы не попали в ДТП. Каждый думает о себе. Люди могут отвлекаться, нарушать правила, уставать и т.д. Даже если дорожные знаки и разметка дают велосипедисту преимущество, смотреть по сторонам нужно очень внимательно. Постоянная оценка дорожной ситуации и надежда только на себя - основа безопасной езды. 

Оснащение велосипеда

Во-первых, перед поездкой надо проверить, работают ли тормоза и прочие важные функции. Выезжать на неисправном велосипеде - большая опасность.  

Во-вторых, есть требования к комплектации светоотражающими элементами. Спереди должен быть хотя бы один светоотражатель белого цвета. Сзади, соответственно, красный. Ещё один светоотражатель должен быть виден сбоку, обычно его вешают на спицы колеса. Это минимум, который требуется. За отсутствие светоотражателей могут оштрафовать на 500 рублей. Опытные велосипедисты советуют "светиться" как можно ярче, устанавливать фонарики, закреплять на одежде и снаряжении светоотражающие полоски. Дело в том, что в сумерках длина тормозного пути автомобиля может превысить расстояние, на котором становится виден необозначенный велосипедист.  

Обязательно повесьте светоотражатели.

Также надо проверить, работает ли звуковой сигнал велосипеда, мопеда, чтобы вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их. Сам велосипедист обязательно должен надевать шлем и по возможности другие элементы защиты: наколенники и налокотники.  

"Смотри и будь видимым" - главное правило, которое спасет от ДТП.  

Действующие правила  

Ездить на велосипеде по дорогам разрешается с 14 лет, пользоваться мопедом (скутером) – с 16 лет.  

Велосипеды, мопеды (скутеры) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, причем максимально правее.

Движение по обочине допускается в том случае, если это не создает помех пешеходам. Если нет возможности ехать по дороге, велосипедист может выехать на тротуар, если это не мешает пешеходам. Человек на сегвее, моноколесе, самокате и т.п. считается пешеходом, выезд на дорогу ему запрещен.  

Водителям велосипеда и мопеда (скутера) категорически запрещено:

Не держаться за руль хотя бы одной рукой.

Перевозить пассажиров на дополнительном сиденье.

Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты. Также запрещено перевозить груз, который мешает управлению. 

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Двигаться по дороге без застегнутого шлема (для водителей мопедов).

В Твери тысячи велосипедистов.

Комментарий велоэксперта 

- Когда велосипедист едет не по специально отведенной велополосе или велодорожке, то в современных городских условиях с перегруженным движением это значительно повышает риск попасть в ДТП, - поделилась мнением с "МК в Твери" активистка самого крупного клуба города "ВелоТверь". - Чаще такая опасность возникает на дорогах с узкой проезжей частью и интенсивным трафиком. Поэтому лучше выбирать более спокойные улицы. Впрочем, таких у нас почти не осталось. Твери очень не хватает сети велодорожек, здесь мы отстаем от других городов. Основную же опасность, на мой взгляд, представляет недостаток знаний правил дорожного движения или их игнорирование со стороны велосипедистов, а в некоторых случаев и водителей автотранспорта. Начнем с последних. При отсутствии велоинфраструктуры велосипедист движется по правому краю проезжей части, что не исключает возможность объезда и обгона возникающих препятствий. Велосипедист может пересекать перекресток, совершать повороты направо или налево в случаях, допустимых ПДД. Поэтому между автомобилем и двухколесным транспортом необходимо держать дистанцию, замедлить скорость автомобиля при невозможности безопасного обгона. Часто отсутствие достаточного интервала является причиной столкновений. Другая классическая причина – это непонимание водителями автомобилей необходимости пропускать велотранспорт. 

Велосипедист, выезжающий на проезжую часть, обязан знать правила дорожного движения в полном объеме, что, к сожалению, не соответствует действительности. Обязательное наличие приборов освещения (фар и фонарей), плавность маневров с предварительным оповещением рукой часто игнорируются. Вылетая на велосипеде с второстепенной дороги или по пешеходному переходу, мы внезапны для остального транспорта и подвергаем себя и остальных большому риску.  

Внимательность, видимость, вежливость и предсказуемость на дороге – основные союзники безопасности велосипедиста.  

РИА "Верхневолжье" и газета "МК в Твери" за велоспорт!

Пешеходам  

Как правило, велосипедист движется с гораздо большей скоростью, чем пешеход. В плане динамики движения велосипедисту проще рассчитать маневр, если пешеходы будут двигаться с постоянной скоростью по постоянной траектории. Если где-то впереди навстречу вам едет человек на велосипеде, не надо метаться по тротуару. Продолжайте спокойно идти, так вас проще будет объехать.