Нетривиальные ФАПы: тяжбы тверского Минздрава с ФАС - это про устаревшие законы

Когда задача решена правильно, но не по привычному алгоритму

24.06.2019 в 12:35, просмотров: 647
Нетривиальные ФАПы: тяжбы тверского Минздрава с ФАС - это про устаревшие законы

В центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы вторую неделю идет интереснейший спор: выясняется, нарушил ли тверской областной Минздрав закон при строительстве фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), или все в порядке, и региональные антимонопольщики, которые занимаются вопросом два года и собрали по нему целых 19 бумажных томов, попросту переусердствовали, подняв бурю в стакане воды.

И действительно, если не вдаваться в подробности и мотивы участников истории, может показаться, что это банальный скучный сюжет о  косяках при закупках и желании кому-то порадеть. Канва такая: в конце 2017 года был объявлены торги на установку ФАПов. Торги выиграла коммерческая структура, но в дело вмешалось региональное управление ФАС, отреагировав на жалобу сторонней фирмы, которая не участвовала в конкурсе, но, тем не менее, по каким-то причинам сочла нужным обратить внимание антимонопольщиков на слишком короткие сроки исполнения контракта: чуть больше месяца. В итоге конкурс под занавес года был объявлен повторно, а в новом году выяснилось, что областная программа здравоохранения поменялась, и после переброски бюджетных средств денег в прежнем объеме на проведение контракта с постройкой ФАПов нет. Но летом были проведены торги на право аренды и выкупа готовых ФАПов: на конкурс вышел единственный участник - коммерческая структура, которая и выиграла в конце 2017 года позже отмененные торги. Региональное управление ФАС, ухватившись за сюжет, раскручивало его целых два года. Минздрав настаивает, что никаких сговоров не было, и никто не мешал другим коммерческим структурам строить ФАПы за свой счет, а потом отдавать их в аренду с правом выкупа.

Но каким бы ни было сегодняшнее решение федеральных антимонопольщиков, уже ясно, что мелкая история прецедента: в ней, как в капле воды, так уж вышло, обнажились разом все прорехи в ФЗ - 44 «О госзакупках», и сюжет с тверскими ФАПами ставит очень много глобальных вопросов. В том числе такой: так помогает или мешает власти действующее законодательство о торгах выполнять свои непосредственные обязанности по отношению к населению?

Случай с тверскими ФАПами в социальных сетях уже успели остроумно сравнить с ЕГЭ, который как раз вовсю идет в школах страны. Притчей во языцех стали случаи, когда школьникам снижали балл за нетривиальные, сложные способы решения задач и автоматические, несущественные ошибки. Это происходит каждый год, и каждый раз идут споры: что важнее - соблюсти процедуру и попасть в результат, или на самом деле решить задачу?

В случае с ФАПами ситуация парадоксальна: ФАПы построены, они работают, граждане довольны и даже, говорят, периодически пишут благодарности за возвращение медпомощи к ним на село. Более того: Тверская область, построив 61 ФАП, попала в список регионов - "отличников", как территория, где правильно поняли слова Президента Путина о необходимости как можно быстрее обеспечить глубинку медициной шаговой доступности.

Второй парадокс в том, что во всей этой истории нет пострадавших: на открытые торги 2017 года, которые были отменен, выходил один участник, на конкурс, который проводился летом 2018 года - он же. Конкурентов просто не нашлось.

Когда же в адрес областного Минздрава звучат ехидные намеки, что областные структуры очень надеялись получить в качестве подрядчика именно эту структуру, чиновникам есть что ответить: федеральное законодательство о торгах, включающее в себя кучу сложных, регламентированных и очень неспешных процедур, не дает при этом никакой защиты от мошенников и недобросовестных подрядчиков. Не секрет, что вокруг законодательных лазеек за годы расцвел целый бизнес: есть структуры, специализирующиеся на продаже информации об идущих электронных торгах. И есть коммерческие фирмы, которые заряжаются на торги исключительно для демпинга. Ежегодно по вине подрядчиков в стране срываются сотни контрактов, заключенных с участием органов власти. Но одно дело - мелкие региональные проекты, и совсем другое - федеральные поручения: тем более срочные и тем более президентские, особенно, если они касаются медицины, в которой и так все непросто. Должна ли исполнительная власть в этой ситуации полагаться на случай и полностью пускать дело на самотек?

Но в этом случае все может закончиться, как в одной из областей ЦФО, где никому неведомый подрядчик заявился на конкурс по установке ФАПов, сбил цену, выиграл торги, а потом сорвал работы. К процедуре вопросов ни у кого не возникло: вот только и медицинской помощи люди ведь не увидели.

Поэтому, как в ЕГЭ, решение по аренде ФАПов нетривиально, но логично: когда что-то арендуешь, значит, объект как минимум есть, и ситуация, когда чиновники с фонарями ищут по всей стране пропавшего подрядчика, в этом случае исключена.

Нетрудно увидеть в истории с тверскими ФАПами и последствия нерасторопности действующих конкурсных схем: за любыми торгами кроется такой огромный документооборот и процедуры на грани высшей математики, что к работам подрядчики в итоге приступают под занавес года и всегда в режиме аврала. Вот откуда растут ноги у всероссийского мема про асфальт, который кладут в дождь и снег, и у бесчисленных жалоб на слишком короткие сроки исполнения контракта, которые ежегодно в ноябре-декабре ворохом сыплются в антимонопольные структуры от обиженных участников конкурсов.

Правда же заключается в том, что перед каждым чиновником, когда дело доходит до конкурсов, в реальности встает вопрос из детского мультика про Простоквашино: гарантия выполнения подряда и реальное решение поставленной задачи, или кот в мешке и идеально соблюденная процедура? И многие, как героиня мультика, выбирают решение, руководствуясь здравой житейской логикой: разве можно положиться на кота, которого видишь впервые?

Вообще-то лучшие законы - те, которые основаны на житейской логике и здравом смысле. И если случай с тверскими ФАПами, где по факту все остались довольны, но два года идут разбирательства, станет одним из поводов к долгожданному перетряхиванию ФЗ-44, многое станет проще. Не нужно забывать: мы на старте нацпроектов. А этот снаряд требует не только правильного настроя, как остроумно заметил глава государства, но еще  и быстрого документооборота с максимально простыми процедурами. 

Читайте по теме: Крупные проекты в Тверской области могут попасть в законную "ловушку"