«МК в Твери» продолжает собирать экспертные мнения о споре ФАС и Минздрава Тверской области. Антимонопольная служба считает, что в 2017 году при организации торгов на установку в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов были нарушены две статьи закона «О защите конкуренции», но региональный Минздрав категорически не согласен с такой постановкой вопроса, приводя простой аргумент: ничьи права, в том числе конкурентные, не нарушены.
Речь идёт о так называемом «деле тверских ФАПов». В ноябре 2017 года, исполняя поручение Президента России, регионы начали работать над восстановлением первичной медицинской помощи на селе, Минздрав Тверской области опубликовал 16 извещений о проведении электронных торгов на поставку 16 модульных фельдшерско-акушерских пунктов. На поставку отводилось немногим больше месяца до закрытия финансового года. Одна из коммерческих структур, которая не участвовала в конкурсе, подала жалобу в региональный ФАС, и ФАС отменил торги. В следующем году, когда они были объявлены заново, выяснилось, что в областную программу здравоохранения на новый наступивший год внесены изменения, и выполнить обязательства перед подрядчиком у заказчика в новых условиях не получится. В итоге летом был объявлен конкурс на аренду ФАПов с правом последующего выкупа, и его победителем оказалась компания, которая участвовала в том самом первом, отмененном региональным управлением УФАС конкурсе. Это и стало поводом для спора: антимонопольщики собрали 19 томов документов и в итоге дошли до центрального комитета ФАС, но далеко не все понимают, с чем связано такое усердие, ведь ФАПы построены, работают, а Тверская область – в российских лидерах по этому показателю.
Артур Бабушкин, председатель постоянного комитета по социальной политике Законодательного Собрания Тверской области, отмечает: самое главное, что жители Верхневолжья получили рабочие фельдшерско-акушерские пункты:
- Самый главный вывод, который можно сделать из этой ситуации: ФАПы есть, ФАПы будут, ФАПы работают, - говорит депутат.
Артур Бабушкин считает, что проверка, которую инициировал ФАС, свидетельствует о разбирательствах между коммерческими организациями, которые хотели поучаствовать в торгах.
- Нам, жителям Тверской области требовались ФАПы, и мы их получили – это самое главное, а разборки, которые ведут коммерческие предприятия, не должны затрагивать интересы жителей Верхневолжья.
С ним солидарна глава Вышневолоцкого городского округа Наталья Рощина, которая отмечает значимость фельдшерско-акушерских пунктов:
- ФАПы на территории районов очень важны. Они предоставляют совершенно другой уровень медицинской помощи.
Глава рассказывает, что в 2017 году на территории Вышневолоцкого района появились 3 фельдшерско-акушерских пункта. В 2019 году ожидалась постройка еще 10 штук, однако внезапно процесс приостановился.
Рощина добавляет, что 44-ФЗ вызывает проблемы в закупочной сфере:
- Детские сады и школы не могут закупить натуральное и полезное молоко у местных фермеров, а вынуждены приобретать суррогат из других регионов России, потому что во время конкурса на него устанавливают меньшую цену.
От этого страдают не только конечные потребители, но и местные производители.
- Конкурсы нужны, но процедура требует изменений, - полагает Наталья Рощина.
Глава Андреапольского района Николай Баранник делится мнение о ФЗ-44 с высоты своего 19-летнего опыта управления муниципалитетом.
- На мой взгляд, с одной стороны, ФЗ-44 решает вопросы конкуренции, а с другой – мешает работать. Долгие бюрократические процедуры порой мешают сдать объекты в срок и уложиться вовремя. А после конкурса появляются фирмы-однодневки, которые начинают выкручивать руки. На то, чтобы разорвать с ними контракт, уходит очень много времени и сил, а работа стоит на месте.
Немаловажную роль играет тот факт, что недобросовестные фирмы демпингуют цены и жалуются в ФАС, чтобы получить контракт, который потом будут не в состоянии выполнить.
Глава Андреапольского района делится своим видением решения данной проблемы:
- Конкурсные процедуры необходимо упростить. Необходимо перейти на прямые договоры и заключать их с местными фирмами, которые смогут развиваться. 44-ФЗ нужен только в тех случаях, когда речь идет о больших суммах, превышающих десятки миллионов рублей.
Николай Баранник добавляет: доверие к местному бизнесу и предпринимателям позволит им начать развиваться в родных регионах:
- Нести ответственность за качество работ должны те, кто сдает объекты. Их должны принимать совместно контролирующие органы и общественные организации.
Читайте по теме: Нетривиальные ФАПы: тяжбы тверского Минздрава с ФАС - это про устаревшие законы