Гидроудар и аквапланирование: как уберечь авто от мокрых бед в Твери

Автоэксперт рассказал про основные опасности дождливой погоды

11.07.2019 в 17:10, просмотров: 685
Гидроудар и аквапланирование: как уберечь авто от мокрых бед в Твери
Озеро у здания "Тверьгеофизики" Фото: Марина Малышева.

По прогнозам синоптиков впереди ещё минимум две недели регулярных и порой обильных осадков. Претерпевают не только люди. Машинам тоже достаётся. А это связано с ощутимыми финансовыми потерями. Впрочем, их можно сократить или вовсе избежать.

Мы уже писали, как получить компенсацию с коммунальщиков, если ваше авто пострадало зимой из-за плохо вычищенной дороги. Казалось бы, перенеси ситуацию в летние декорации, и дело в шляпе. Но тут не всё так просто.

Гидроудар

– В правилах дорожного движения чётко сказано, что водитель, увидев на дороге препятствие или угрозу, должен предпринять все меры, чтобы не допустить аварии. Если потребуется, даже остановиться, – пояснил "МК в Твери" доцент кафедры технической эксплуатации автомобилей Тверской государственной сельскохозяйственной академии Виктор Кондрашов. – То есть днём, когда вы видите огромную лужу, какая бывает в Твери после ливня на проспекте Победы, вам не стоит в неё лезть. А если всё же решились, то делаете это на свой страх и риск. Суд учтёт сочетание всех факторов, одним из ключевых будет видимость на дороге. Шансы выиграть такое дело невелики. Поэтому лучше объехать лужу по параллельным улицам. Ну, а если всё же решили форсировать водную преграду, надо вспомнить, какое погружение безопасно для вашего автомобиля. Этот параметр указан в инструкции. И, по идее, надо пройти вперёд и проверить, насколько глубока водная преграда, прежде чем въезжать туда.

Прифотошопили лодку к луже на проспекте Победы. Фото: Роман Иванов

Если всё-таки дождь обрушился стеной, и на пути разлились огромные лужи, стоит знать о нескольких основных неприятностях, которые могут произойти. Пожалуй, самое неприятное – это гидроудар (попадание воды через воздушный фильтр во внутренности двигателя). Случается нечасто, зато последствия очень неприятные. Когда такое происходит, под капотом ощущается характерный удар и двигатель глохнет.

В такой ситуации не надо пытаться завести автомобиль, чтобы не "доломать" двигатель до полностью неремонтного состояния. Тут поможет только буксир. Чтобы не подвергать опасности своё авто, не проезжайте глубокую лужу на высокой скорости, чтобы не создать волну, которая может накрыть воздухозаборник. Если вода плещется выше нижней кромки переднего бампера, это уже потенциально опасная ситуация.

Аквапланирование

Другая опасная ситуация, подстерегающая на дождливой дороге – аквапланирование.

– Этот неприятный эффект возникает, когда в пятне контакта шин с дорогой появляется тонкая водяная прослойка, и сцепление с поверхностью

сильно снижается или полностью пропадает, – поясняет Виктор Кондрашов. – Аквапланирование можно не заметить до тех пор, пока вы не попытаетесь сменить направление движения, и выяснится, что автомобиль неуправляем. В ряде случаев сцепление с дорогой может быть таким слабым, что машину сносит боковым ветром. Аквапланирование чаще возникает на скорости выше 80- километров в час. При этом значимую роль играет качество резины. Если шины новые, канавки протектора достаточно эффективно отводят жидкость от пятна контакта с дорогой. Чем более стёрта резина, тем хуже она "работает". В таком случае не стоит резко жать на тормоз, возможен занос. Лучше тормозить двигателем, постепенно переключаясь на пониженные передачи, до тех пор пока не восстановится сцепление с дорогой.

Конденсат и коррозия

Форсирование огромных тверских луж грозит ещё одной напастью, не столь очевидной, как гидроудар, не столько опасной, как аквапланирование, но более коварной. Речь идёт о затоплении салона и моторного отсека. Происходить это может двумя путями. Так, при постоянном контакте воды с выхлопной системой образуется пар, который конденсируется под капотом и обильно орошает двигатель. Конечно, современные двигатели защищены от влаги, да и в моторном отсеке есть дренажные отверстия для слива воды. Но если сырость держится долго, влага будет постепенно проникать даже в малейшие щели, и, безусловно, в воздухозаборники. Так что, если проехали глубокую лужу, и из под капота пахнуло паром, лучше остановиться, открыть капот и, не глуша двигатель, дать машине просохнуть.

Обычное явление на проспекте Победы после ливня. Фото: Тверь вокруг и рядом

Второй путь попадания влаги внутрь автомобиля – через те самые дренажные отверстия. В салоне они тоже есть. Самое неприятное, что вода через них может проникнуть в салон, а обратно не вылиться. Так бывает, если дренаж забился грязью. Если не предпринять мер, процесс коррозии металла ускорится в разы, и кузов рассыплется гораздо раньше, чем вы ожидали. Тут при первом же удобном случае надо вытащить из салона все намокшие коврики, прочистить дренажные отверстия, всё насухо протереть и дать автомобилю постоять с распахнутыми дверями.

Водный мир

В Твери есть несколько локаций, которые уходят под воду после сильных ливней. Самые проблемные: пересечение проспекта Победы с улицей 15 лет Октября и разворотное кольцо в Южном. Порой там разливаются настоящие озёра. Пользователи соцсетей постарались и наделали немало мемов, прифотошопливая к мутным водам то всплывающую подводную лодку, то кракена. Между тем заместитель директора МУП "ЖЭК" Максим Жирков на своей странице в фейсбук объясняет, почему там происходят регулярные потопы.

Если коротко, то из-за прошлых инженерных ошибок. Пересечение проспекта Победы с улицей 15 лет Октября находится ниже уровня стока в реку Лазурь, куда ведёт ливнёвка. Стоит напору воды чуть увеличиться, и вместо реки стоки устремляются на проспект. На кольце в Южном ситуация осложнилась относительно недавно, когда на старые коммуникации "посадили" ряд торговых центров.

– У меня большой вопрос, как выдали техусловия этим магазинам и почему, – пишет Максим Жирков. – Всё, что собирается на огромных площадях, скидывается в коллектор диаметром один метр, который идет под Октябрьским проспектом. Сначала вода заполняет резервуары, которые находятся в районе «Леруа-Мерлен». Когда они заполняются, включаются насосы, и всю эту воду гонят в ливневку на кольце. Вот тут и начинается потоп.

Помимо перечисленных, в Твери немало "водных" участков. Регулярно затопляет улицу Учительская. А после недавних дождей горожане делились фото разлившихся озёр перед зданием "Тверьгеофизики" и на Трёхсвятской. Конечно, есть и другие места, где железный конь может хлебнуть воды. Так что будьте осторожны.