Затворники хикикомори: в Твери есть люди, которые никогда не выходят из дома

Затворники хикикомори: в Твери есть люди, которые никогда не выходят из дома
Часто хикикомори скрываются в сети под личной вымышленного персонажа. Фото Марии Дигелевой

Помните, в школе многие из нас читали про одного из главных героев древнерусского былинного эпоса Илью Муромца? «Просидел Илья сиднем целых тридцать лет – себе на печаль, родителям на горе». Вот только у богатыря была на то физическая причина: не двигались с рождения его ноги. Но то сказка, а современная быль заключается в том, что есть внешне вполне здоровые люди, которые отгораживаются от социума и буквально организуют в своем жилище настоящую крепость. На японский манер их называют «хикикомори» или «хикки». «МК в Твери» решил подробно узнать об этом явлении, а заодно выяснить, свойственно ли оно жителям нашего города.

Добровольная самоизоляция

Само понятие «хикикомори» пришло к нам из японской культуры и переводится как «пребывание в уединении». В Стране восходящего солнца это добровольные затворники, которые абсолютно замыкаются в четырех стенах. Как они существуют? Либо на родительском обеспечении, либо на пособия по безработице, тем более что в мире, где все можно купить онлайн, несложно быть затворником. Суть в том, что истинные хикки стремятся к крайней степени изоляции. И заявляют: «У меня есть одна мечта - остаться навеки в мире моих иллюзий и грез».

Другое дело, что такое странное поведение вызывает романтизированный интерес у людей из других стран. Со временем в мире даже стало модно «косить» под хикикомори. Но большинство тех, кто себя отождествляет с затворниками, скорее являются так называемыми «отаку» - людьми, которые чем-то очень страстно увлекаются (например, компьютерными играми, фильмами, аниме) и замыкают на этом свою жизнь. То есть выбирают такой объект страсти, для которого достаточно короткой социальной цепочки «я – компьютер», чтобы оставаться в рамках квартиры.

Сегодня в нашей стране, и Тверская область здесь не исключение, существует такая практика, как работа «на удаленке», то есть дистанционно. Наш корреспондент решил выяснить у людей, которые трудятся из дома и заказывают продукты онлайн, что их привлекает в такой затворнической жизни.

«Сычи» и «сычевание»

Оказывается у нас это не «хикки», а «сычи», как прозвали себя сами эти люди. То есть речь идет о более легкой форме изоляции, которая предполагает наличие социальных связей, но при этом более сильную тягу к относительно уединенной жизни и поиску работы «на удаленке», чем у среднестатистического человека.

Нашей собеседнице Алене Волковой 25 лет, она работает дистанционно – подбирает репетиторов. Девушка рассказала нам, что у нее много друзей и знакомых, которые выбирают такой образ жизни, в том числе ее будущий муж Константин.

- Как бы это ни звучало, но, сидя в четырех стенах, чувствуешь себя свободнее, - поясняет Алена. - Тебе не надо улыбаться и заискивать перед руководством. Ты можешь выглядеть как хочешь и говорить все, что думаешь, если не звонишь кому-то, конечно. И то, когда звонок завершен, можно тут же выпустить накопившийся пар – немедленно и не стесняясь в выражениях. И что самое важное, тебе платят зарплату именно за твою работу, а не за красивые глаза или подходящую к интерьеру блузку.

К тому же, как подчеркнула Алена, это еще и значительная экономия времени и денег на дорогу до работы и обратно, а также комфортный контроль собственного питания - холодильник и чайник всегда под рукой.

- За тобой не такой сильный надзор, но со временем начинаешь понимать, что это не наплевательство, а доверие, которое начинаешь ценить гораздо сильнее, чем похвалу за корпоративный дух, - подчеркивает тверская «хикки». - Дисциплинирует себя только сам работник. Единственный минус - временами ловишь себя на мысли, что отвыкаешь от внешнего вида других людей и, выходя из дома, каждый раз переживаешь небольшой шок.

Обилие служб доставки позволяет не выбираться из дома за едой. Фото Валерия Вилкова

Я в домике!

Наш постоянный эксперт, медицинский психолог Центра специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева, Руслан Габараев отметил: несмотря на то, что такая изоляция со стороны кажется добровольной, по факту она вынужденная и болезненная.

- Таким людям просто трудно выдерживать какой-то социальный контакт, и они начинают его избегать, - поясняет эксперт. - В когнитивно-поведенческой психотерапии имеется такое понятие, как «копинг-стратегия», то есть все умения и навыки, которыми обладает человек, чтобы справляться со стрессом и трудными ситуациями. Как раз у «хикикомори» они не выработаны.

Таким образом, если у человека не были сформированы данные стратегии в детстве или юности, ему трудно адаптироваться к окружающей среде. И любое незначительное замечание может застать его врасплох, выбить из привычной колеи и оставить с негативными мыслями на весь день. «Хикки» или «сычи» начинают руководствоваться тем, что раз внешний мир жесток, то нужно оборвать с ним все контакты. И они закрываются от всего, как улитка в своем домике. Однако психолог напоминает, что мир одним городом или зданием не ограничивается, так же как чужими замечаниями и комментариями.

- Другими словами, эти люди почему-то решили, что они не справятся, - объясняет Руслан. - Например, родители по каким-то причинам упустили этот момент в воспитании, соответственно ребенку самому приходится что-то придумывать.

Реальный мир не ограничен одной улицей или домом. Фото Марии Дигелевой

Такие затворники часто говорят одно и то же: «я ни на что не годен», «другие люди злые и завистливые, а сама жизнь жестока ко мне». И эти негативные базовые представления о себе, мире и окружающих загоняют человека в изолированную комнату, наполненную иллюзиями.

В соцсетях можно часто встретить такие жалобы: «Скоро придет мать и начнет орать без повода». Как раз-таки часто именно непонимание и отсутствие в семье доверия, а не самодостаточность становится причиной такого образа жизни. Психолог напоминает, что важно своевременно давать детям понимание того, что их собственная жизнь в их руках, что им есть к кому обратиться в сложных ситуациях и не стоит бояться трудностей. Причем нужно не только рассказывать об этом, но и демонстрировать на собственном примере, наглядно, как общаться с людьми, заводить новые знакомства и отстаивать свою точку зрения и права.

Изоляция – это дорого

Нежелание общаться с окружающими нельзя однозначно назвать болезнью, однако такое, как его называют психиатры, затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может стать причиной развития всякого рода пагубных зависимостей, депрессии, повышенной тревожности и беспричинного беспокойства по любому поводу.

Следующий наш собеседник, который тоже стремится к уединенному образу жизни, – Виталий Смирнов, 31 год, программист.

- Мне с детства некомфортно в обществе, я в него просто не вписываюсь, - рассказывает мужчина. - Я стараюсь постоянно минимизировать затраты. Например, зачем бродить по большому магазину, когда можно сэкономить время и все купить онлайн? Зачем выходить и смотреть на этот серый, унылый город, если можно смотреть кино и сериалы? Я никому ничем не обязан и сам решаю, что и когда мне делать. При этом я из тех, кто любит комфорт и качество. Это дорого, но не для меня. Я получаю более ста тысяч, поэтому могу создать себе любой мирок, в котором мне будет уютно, спокойно и красиво.

Можно сказать, что для некоторых это возведенная в абсолют жизнь ради себя, для других – следствие посттравматического стрессового расстройства (комплекс симптомов нарушения психической деятельности, возникший в результате внешнего сверхсильного травмирующего воздействия на психику человека, например, после ранения на войне. - Ред.). Причин много, и определить их может только специалист, если, конечно, человек захочет этого.

Современные гаджеты позволяют развлекаться не выходя из дома. Фото Марии Дигелевой

«Забил» на все и всех

В противовес Алене и Виталию выступила Дарья Алексеенкова, опытная танцовщица эротического жанра, о которой совсем недавно в «МК в Твери» был опубликован материал.

- Я отрицательно отношусь к таким затворникам, это скучные люди, которые не умеют общаться, - откровенничает девушка. - И если с таким «хикки», который выбежал на 5 минут за покупкой из своей крепости, заговорить, то чаще всего такой субъект начинает всем своим видом показывать недовольство, вести себя агрессивно и недоброжелательно. Всего лишь потому, что ты посмел с ним заговорить, тем самым нарушив все его рамки и барьеры. Жизнь бежит мимо них, по-моему, именно от этого должно быть грустно, а не от того, что тебя когда-то в школе не так назвали.

При этом Дарья выделяет в одну группу тех, кто всегда стремился к уединению, и в другую тех, кто стал затворником уже в более сознательном возрасте.

- В первом случае человек просто не умеет общаться с людьми, боится и не готов выйти из зоны комфорта, - рассуждает танцовщица. - И ему нужно помочь. А вот второй случай – намного хуже. Сама была в отношениях с человеком, который в итоге свел всю свою жизнь к общению с компом в четырех стенах, забив на все и всех. И обидно видеть, когда в прошлом нормальный человек любви, отношениям, новым впечатлениям, семье и друзьям предпочитает «машину».

Кто же такие эти «хикикомори», или «сычи»? Потребители или производители, жертвы жестокого воспитания, брошенные дети или ленивые, фанатичные инфантильные взрослые? Однозначного ответа нет. Как утверждает психолог, нет ни одного истинного затворника, который бы стал таковым, потому что ему это нравится. Каждый наш интервьюер прямо или косвенно говорил о том, что люди изолируются, чтобы минимизировать неприятное воздействие, которое не могут или не умеют изменить.

Возможно, это просто новая стратегия выживания в нашем современном обществе, в котором все так быстро меняется, течет и движется, что люди забывают о гуманной стороне отношения к ближнему своему. Вот некоторые члены нашего общества и используют образ жизни в стиле «хикикомори» как самооборону, направленную на защиту чувства собственного достоинства и личной зоны комфорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру