Самокаты напрокат: как шеринг въехал в Тверь

Самокаты напрокат: как шеринг въехал в Тверь
Фото: Екатерина Царева

С арендой автомобилей в Твери знакомы многие. Эта услуга, облегчающая жизнь, появилась в городе несколько лет назад, став для большинства привычной и выручающей во многих ситуациях. Но прогресс не стоит на месте. И вот на улицах города мы стали замечать сначала зеленые велосипеды, а теперь еще и черно-сине-желтые электросамокаты. До Твери добрался велошеринг и кикшеринг.

Чтобы взять на прокат велосипед или самокат, нужно скачать на смартфон специальное приложение, привязать к нему банковскую карту, пополнить баланс, отсканировать QR-код на руле, и можно катиться куда глаза глядят, не забывая, впрочем, про поминутную тарификацию.

Как водится, в соцсетях развернулись жаркие дискуссии по поводу новшеств. Над первопроходцами – велосипедами – откровенно смеялись, называли идею провальной и предполагали, что двухколесный транспорт быстро украдут или покалечат. На электросамокаты отреагировали уже спокойнее и даже с некоторым любопытством. Мы решили разобраться, как обстоят дела на самом деле.

Велошеринг, система слежения и штрафы

История зеленых велосипедов в Твери началась весной этого года. Они появились внезапно по всей Твери, аккуратно стоящие в ряд. Первые дни диковинку фотографировали, рассматривали, желающих прокатиться было немного. Пара-тройка недель ушла на этап принятия, изучение инструкции и преодоление психологического барьера. Постепенно прокат заработал, стал привычной частью городской жизни.

Вскоре выяснилось, что оставлять зеленый транспорт можно не где захочется, а только в специальных зонах, показанных в приложении для оплаты услуги. Велосипед не получится оставить просто так на дороге, в кустах, во дворе и тем более в подъезде, везде начислят штраф. Поэтому первые несколько недель многим приходилось оплачивать последствия нарушений правил катания.

Одновременно с появлением клиентов нашлись и те, кто решил присвоить стоявшие, как казалось, без присмотра велосипеды. Так, ближе к концу майских праздников три молодых человека пытались угнать двухколесных коней. Правда, никто из них не обратил внимания на массивный замок под сиденьем у заднего колеса, который оказался системой отслеживания передвижения транспорта. Благодаря быстрой реакции охранной организации и полиции попытка не удалась. Нарушителей поймали, теперь им грозит до двух лет лишения свободы.

Самокаты, столичные цены и провинциальные тротуары

Кикшеринг (он же прокат самокатов) появился в Твери всего через несколько недель после скандального события в Санкт-Петербурге, попавшего в федеральную повестку. 14 мая на Невском проспекте несколько молодых людей на самокатах сбили двух пешеходов, а после в ответ на замечание устроили драку. В результате конфликта пострадавших госпитализировали, а нарушители успели сбежать. Интернет закипел. Диванные эксперты предлагали не только наказать безответственных пользователей проката, но и вовсе запретить кикшеринг в Северной столице. Кстати, этот транспорт и правда на время убрали из Санкт-Петербурга.

После появления в Твери самокатов напрокат многие оставляли едкие комментарии, что это, скорее всего, самокаты, пропавшие с питерских улиц. Однако уже через несколько дней эти же люди стали писать, что в целом почти всем довольны. Стоимость только не всех устраивает: 5-7 рублей за минуту в зависимости от скорости передвижения. Еще и разблокировка самоката перед поездкой стоит 30 рублей. Если сравнивать с велосипедами, где пользователь просто платит по 2 рубля 50 копеек за минуту, разница существенная.

Глас народа

Несмотря на все минусы, любители обоих видов транспорта постепенно привыкли к системе аренды. Тех же велосипедов уже не всем хватает. Создатели проекта увеличили их количество и открыли дополнительные точки парковки почти во всех уголках областной столицы

–Несколько раз пользовалась им, чтобы быстрее добраться до работы, - поделилась с «МК в Твери» жительница Твери Мария Богданова. - У меня проблем в использовании почти не возникало, но пару раз приходилось брать велосипед со слетевшей цепью, все это чинить и только потом ехать. Кикшеринг тоже считаю интересной идеей, но цены в Твери выше, чем в Москве. Чтобы покататься час, нужно потратить на это около 500 рублей. Само приложение для оплаты как будто «сырое». Еще часто приходится писать в службу поддержки. Без их помощи поменять режим на самокате или даже просто включить фонарик получается не всегда.

Такого мнения о кикшеринге придерживается и активный пользователь самокатов Максим Беляков:

– Стоимость высоковата для такого небольшого города, как Тверь. В Питере, например, она выходит такая же, правда у другого бренда, а расстояние, которое можно преодолеть за то же самое время, намного длиннее, - рассказал Максим, опробовавший шеринг сразу в двух городах. – Тем не менее если рассматривать самокаты исключительно как развлечение, то это хороший способ провести время. Проблем с приложением для аренды лично у меня не возникало, кроме одного случая: подошел к забронированным самокатам, а они отказались браться в аренду. Еще, к сожалению, из-за отсутствия во многих частях города велосипедных дорожек приходится ездить по тротуарам. Но если пешеходы и мешают, то не сильно. Когда катался на самокате в Питере, с ними было сложнее. Приходилось очень сильно замедляться и сходить с самоката, чтобы объехать людей. В Твери такой проблемы нет.

Неоднозначная реакция пешеходов

Но помимо любителей шеринга есть и обычные пешеходы, мимо которых на огромной скорости проносятся двухколесные «ездуны». Кажется, что вот-вот собьют или врежутся друг в друга. Именно так и произошло 1 июля в уже пострадавшем от кикшеринга Санкт-Петербурге, на Комендантском проспекте. И снова участниками ДТП стали электросамокаты, которые столкнулись друг с другом. В итоге две девушки, ехавшие на них, были госпитализированы.

Но особенно страшно, если рядом гуляют дети, осваивающие такой транспорт. Совсем недавно, 4 июля, в Конаковском районе такое развлечение обернулось трагедией. Десятилетний мальчик на электросамокате попал под колеса автомобиля, а позже ребенок скончался от полученных травм в больнице.

К слову, велосипеды на прокат тоже попали в сводку новостей, связанных с ДТП. Под утро, 13 июня, на улице Луначарского один из них столкнулся с мотоциклом. По словам очевидцев, велосипедист ехал по тротуару, но решил резко повернуть налево, после чего угодил под колеса мотоцикла. В итоге его госпитализировали в больницу с открытой черепно-мозговой травмой.

Вопросы есть и к уместности проката велосипедов в целом. Не все жители города готовы к одиноко стоящему транспорту, который не пристегнут к забору, специальной парковке, водосточной трубе или хотя бы мусорке. Многим мешает воспринимать их как данность воспеваемый в анекдотах внутренний голос, шепчущий: «Если хозяин вещи не виден, значит, ничье. Зачем добру пропадать?».

Так, в пятницу, 9 июля, угнать транспорт попытался мужчина средних лет. Он украл велосипед с зоны парковки, пронес его один квартал и даже занес к себе домой. Прибывший на место сотрудник охраны по звуку сигнализации определил, на каком именно балконе находится угнанный транспорт.

А у кого-то возникают претензии не столько к арендующим двухколесных коней, сколько к упущениям организации.

– Мне не нравится сервис, потому что нет четко обозначенных точек сбора, как это выглядит, например, в Москве, – поделилась с нами жительница Твери Елена Зайцева. – Велосипеды разбросаны по городу, как фантики. Конечно, на все это влияет еще и мышление людей. Многие думают, что если транспорт не является их собственностью, то с ним можно делать все что хочется. Слышала, что у нас в городе появились и электросамокаты, но пока что видела только зеленые велосипеды. Кстати, прокатиться на электрическом велосипеде я пробовала в Петербурге. Считаю, что не мое. Поэтому мне кажется, что с самокатами будет точно так же. Ну и, конечно, еще не все тротуары успели привести в порядок, на многих из них невозможно выделить зону для езды на велосипеде из-за небольшой ширины. Не уверена, что сейчас шеринг можно использовать с комфортом.

Но есть те, кто реагирует на двухколесный транспорт спокойно, не скрывая любопытство. Такие жители города, даже если и настроены скептично, все равно рады, что в городе происходят положительные изменения и он становится лучше.

–Хорошо, что у нас появилась возможность выбора способов передвижения по городу в виде самокатов и велосипедов, - считает фотограф Кристина Белякова. - Это значит, что город развивается и идет в ногу со временем. Надеюсь, в дальнейшем мы придем к тому, что для велосипедов и самокатов появится своя выделенная линия движения по городу.

ПДД для двух колес

Как пояснили в региональном управлении ГИБДД, по велодорожкам могут двигаться не только велосипеды, но и пешеходы с детскими колясками, люди на самокатах и роликах. Но при этом они не должны мешать движению приоритетного транспорта. При приближении велосипедиста все должны ему уступить.

Также разрешено ехать по крайней правой полосе дороги, но можно и по тротуару, если такой возможности нет из-за припаркованных автомобилей. При пересечении пешеходного перехода водитель экологичного транспорта должен обязательно спешиваться. Нарушителей этого правила инспекторы ГИБДД штрафуют очень часто. Если велосипедисту нет 16 лет, он должен двигаться только по тротуару, а в возрасте до 14 лет - обязательно в сопровождении взрослых.

Также часто возникает вопрос, у кого приоритет на дороге. При повороте направо или налево водитель должен уступить дорогу велосипедисту, даже если он ехал по проезжей части параллельно с водителем, по велополосе, велопешеходной дорожке или по тротуару. Если велосипедист едет по второстепенной дороге, водитель все равно должен будет уступить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру