Как асы из Торжка выполняли свой интернациональный долг в Афганистане

За нами только небо

Как асы из Торжка выполняли свой интернациональный долг в Афганистане
Фото: Юнармейцы при открытии бюста Герою России Борису Воробьеву источник: ВКонтакте

Война в Афганистане давно уже стала историей, однако до сих пор отзывается болью во многих сердцах. Это достойный пример служения Отчизне вдали от родины. Вспомнить о боевом духе воинов-интернационалистов сегодня особенно уместно, когда проходит спецоперация российских войск на Украине.

Напомним, что с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989-го в войсках на территории Афганистана прошли военную службу 620 тысяч советских военнослужащих. Учитывая политическую обстановку в СССР, вплоть до 1987-го года, гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане. В исследовании, проведенном офицерами Генерального штаба, приводится оценка в 26 000 погибших в бою, умерших от ран и болезней. Воины-интернационалисты, исполнявшие приказ, честно выполнили свой долг.

Как все это было? Нельзя объять необъятное, поэтому предлагаем вспомнить наших земляков-вертолетчиков из Торжка, воевавших в жарком небе Афганистана. И, в первую очередь, Героя Российской Федерации, заслуженного военного летчика России Бориса Воробьева.

Выжить и побеждать

Борис Воробьев погиб при испытании вертолета Ка-50 «Черная акула» летом в 1998-м. В это время генерал-майор руководил в Торжке 344-м Центром боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. У него уже за плечами была война в Афганистане, он первым в мире на боевом вертолете выполнил «косую петлю», сопоставимую с петлей Нестерова. А еще именно благодаря ему была создана пилотажная группа «Беркуты» - единственная в России и мире, выполняющая сложный пилотаж на боевых вертолетах.

О человеке такого масштаба, с дерзкой судьбой хочется вспомнить поподробнее. Борис Воробьев стал человеком-легендой уже при жизни. После гибели он продолжает жить, прежде всего, в памяти родных, своих сослуживцев и, конечно, жителей торжокской земли. О нем всем напоминает его бюст на центральной площади его же имени в Торжке. А также межрегиональный турнир по дзюдо среди юношей, посвященный памяти Героя России Б.А. Воробьева, который здесь проводится традиционно. Побывав на турнире, понимаешь, что подобные состязания для мальчишек дорогого стоят, становятся неким уроком мужества. Тем более что здесь всегда реально присутствуют Герои России и СССР, друзья-однополчане Бориса Воробьева.

Каким же он был, наш земляк? Лучше всего его, конечно, знали сослуживцы, соратники. Как раз на турнире автору этих строк с ними и удалось пообщаться. Все они, вспоминая своего командира, называли Воробьева летчиком от бога, фигурой государственного масштаба. Звучали даже слова, что это «второй Чкалов», тем более что пилоты даже родились в один день.

Полковник запаса Владимир Кузнецов примчался тогда в 98-м к месту трагедии оперативно, ведь он возглавлял поисково-спасательную службу части. Однако вспоминать этот момент не любит. Отметил только, что Громов и погиб, по сути, продолжая дело своей жизни, демонстрировал возможности вертолетной техники, высшего пилотажа.

- Это был командир, о котором можно только мечтать, хотя некоторые и побаивались его крутого характера, одержимости, но он просто настойчиво шел к своей цели. А ведь 90-е годы недаром вспоминают как тяжелое время развала страны, Громов же, когда армию хаяли на каждом углу, умудрялся двигаться вперед в поисках нового. Та же вертолетная группа «Беркуты» помогала демонстрировать, что армия жива и боеспособна на все сто, - вспоминает Владимир Иванович.

Как и любого военного, побросала судьба по жизни Бориса Воробьева, богатая география. Но особая страничка – это, конечно, Афганистан (1983-1984), где он, командуя эскадрильей, совершил 160 боевых вылетов, ну а, пожалуй, самое главное, что в вверенном ему подразделении не было потерь ни личного состава, ни авиатехники. А ведь во время афганской эпопеи там остались навсегда 333 вертолета вместе с экипажами. Это, для точности, более пяти полков.

Летать в горах Афганистана лучше Воробьева не мог никто. Не случайно его потом назначают начальником Чирчикского центра боевого применения и переучивания летного состава. Было такое понятие «эстафета», те, кому предстояло летать в небе Афгана, проходили здесь спецподготовку. Борис Воробьев учил пилотов выжить и побеждать. В любой ситуации. Как у земли, в пыли афганских песков, так и на высоте 5 тысяч метров.

Летчики не умирают – улетают в вечность

В Чирчике, а потом уже и в торжокском центре служил под началом Воробьева Евгений Игнатов, ныне генерал-майор в отставке. Евгений Иванович в прошлом также боевой офицер, конечно же, хорошо знал и ценил своего командира.

- При Воробьеве после его назначения в Торжок многое решалось оперативно и без чиновничьей волокиты. Он принимал смелые решения, взяв всю ответственность на себя, но при этом все тщательно просчитывал. Можно сказать, что методические указания не успевали за его напором и энтузиазмом, иначе бюрократические заморочки просто съели бы ту же «Черную Акулу», - вспоминает Игнатов.

Именно при нем «Черная Акула» стала летать в темноте с прибором ночного видения, как уже было сказано, и группа «Беркуты», и многое другое созданы были по его инициативе. Как-то в Сызранском высшем военном авиационном училище инструктора попросились в кабину к «Беркутам» для полноты ощущения полета. Из вертолетов они вылезали со словами: «Ну, вы отмороженные…». И немудрено, когда скорость под 300 км, а в пяти метрах винт впереди летящей машины.

А опасность все время подстерегала новаторов при показе новых сложнейших элементов пилотажа. В 94-м, например, вертолеты схлестнулись лопастями, и Воробьеву пришлось сажать «акулу» где-то под мостом на поле. Однако у него даже не мелькнуло мысли о катапульте. А при демонстрации Ка-50 на международном авиасалоне в Ле-Бурже один из пилотов не справился с элементом «Поворот через небо». Чего-то не рассчитал, и «акула» чудом приземлилась. Ровно через три дня Воробьев выполнил этот элемент, продемонстрировав еще раз идеальные качества машины, а также свои интуицию и опыт.

«Более всего его гибель ударила по «Черной Акуле», в которую он был влюблен и пытался довести возможности Ка-50 до идеального совершенства, - подводит грустный итог Евгений Игнатов. – Ну а, значит, это был и удар по каждому из нас, так сказать, по мирному небу у нас над головой…».

Накануне самой гибели Воробьев подыскивал фотокамеру, у его дочек-близняшек на носу был выпускной. Многие до сих пор рассказывают о нем так, словно он еще жив, отлучился ненадолго, просто в очередном полете. Впрочем, в памяти каждого он останется своим, неповторимым. Есть хорошая фраза: «Летчики не умирают, они просто улетают в вечность». Это про него.

Школа асов

А вот еще одна судьба вертолетного аса. Со слов нашего земляка из Торжка Игоря Ларина, воевавшего в жарком небе Афганистана, все происходило достаточно буднично. Правда, это была тяжелейшая и опасная работа. А огневое прикрытие его вертолетной эскадрильи спасло немало человеческих жизней. Кстати, готовил его к подвигам в небе Афгана не кто иной, как Борис Воробьев. Может, и самому Ларину жизнь спас, поделившись летными премудростями. Как тесно иногда переплетаются судьбы людей.

Как оказалось, Игорь Ларин мечтал стать летчиком с самого детства, очень много читал художественной литературы. Особое впечатление произвели книга и фильм о Маресьеве. Вся семья Лариных воевала: дед был на войне, братья деда, бабушка и даже тесть-танкист. Мальчишки в то время росли на этих фронтовых рассказах. Поэтому, когда пришла пора выбирать учебное заведение, то прямо со срочной службы подал документы в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

В 1987 году по окончании училища молодой летчик-оператор вертолета МИ-24 был распределен на Дальний Восток в 94-й полк боевого применения. Сначала последовали теоретические зачеты, потом приступили к выполнению уже заданий на практике в небе. Это дневные полеты в простых метеоусловиях и потом по нарастающей сложности, включая ночные. Короче, весь комплекс боевого применения. Своего рода школа «Топ Ган», или школа асов по-русски.

Кстати, для справки. 94-й отдельный вертолетный полк боевого применения был сформирован летом 1980 года на Дальнем Востоке, Спасск-Дальний (Приморский край). С момента создания полк выполнял боевые задачи в Афганистане, принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайных бедствий, в том числе последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в обеих чеченских кампаниях. Более 1.000 вертолетчиков части удостоены государственных наград. Три офицера стали Героями России.

По окончании курса летной подготовки на Дальнем Востоке Игорь Егорович и личный состав полка отправились в опасную командировку для выполнения интернационального долга в Демократическую Республику Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск. Самолетом прибыли в Чирчик (Узбекистан). А тогда командиром Центра подготовки летного состава был как раз наш земляк из Торжка – Борис Алексеевич Воробьев, будущий Герой России. Там подготовка продолжилась. Летчикам необходимо было в короткие сроки пройти акклиматизацию, научиться выполнять полеты в условиях высокогорной местности, высоких температур, суметь выполнять посадку на ограниченную площадку и освоить много других летных премудростей, которые иногда больше походили на трюки. Без всего этого было бы просто не выжить в небе Афганистана.

Через месяц пребывания в Чирчике все были готовы к выполнению действительно сложных задач. А точнее, к бою. Путь лежал в населенный пункт Шинданд (это уже за границей нашей необъятной Родины). Там находилась 302-я отдельная вертолетная эскадрилья (огневой поддержки). На вооружении стояли вертолеты Ми-8МТ, Ми-24, на этом же аэродроме квартировал полк истребителей. География полетов вертолетной эскадрильи была весьма обширна: Турагунди – Герат. Высота - 1158 метров над уровнем моря. Летом температура поднимается до +52 градусов, а обшивка вертолетов накаляется до +80 градусов Цельсия.

Вот в таких условиях 302-я ОВЭ обеспечивала огневое прикрытие колон советской техники, двигавшейся в направлении Герата, Шинданда, Кандагара.

Игорь Егорович вспоминает:

- Нагрузки были колоссальные, летали по 7-8 часов в день. Машина МИ-24 надежная. Выходили на разведку, сопровождали перевозку грузов, обеспечивали прикрытием автоколонны, группы спецназа, десантников. С командиром экипажа Петром Дикусаром летали вдвоем. Борттехника с собой не брали. Было много случаев, когда стреляли по грузовым кабинам, где сидели борттехники. Наши модули, где жили, тоже обстреливали. И на земле приходилось смотреть под ноги, от духов можно было ожидать любых сюрпризов. Кстати, мой командир, Петр Дикусар, сейчас живет в Рязани, роман издал «Траектория судьбы», разных всероссийских литературных конкурсов лауреат. Вот что значит летная школа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру