В Тверском областном суде продолжается громкий процесс по признанию действий немецко-фашистских захватчиков на территории Калининской области геноцидом. Бесчеловечная жестокость, которую творили немцы по отношению к жителям оккупированного ими Калинина, описана в нескольких томах. Инициатором процесса выступает прокурор Тверской области Максим Жук по поручению российской Генпрокуратуры.
Статистика неумолима: за время нахождения немцев в Калининской области от голода, болезней или жестоких убийств погибло, по меньшей мере, 40 876 мирных граждан, а в рабство было угнано 23 775 человек. При подсчете ущерба за поврежденную инфраструктуру цифра возникает даже не шестизначная, в суде зачитывают следующее: "Указанная сумма составляет на 1 марта 2024 года 15 701 805 163 000 рублей, что эквивалентно 172 846 847 000 долларам США".
- Из жизни уходит поколение непосредственных свидетелей той трагедии, а массив литературы, посвященной рассмотрению и оценке нацистского оккупационного режима в других странах, неоднороден. Налицо и осознанная политика по избирательному подбору и последующей вольной интерпретации исторических фактов, имевших место в действительности, а также откровенной фальсификации событий предвоенной истории Европы и последовавшего затем мирового военного конфликта с целью размыть и обесценить итоги Второй мировой войны, - считает Максим Жук.
В качестве заинтересованных лиц в обвинительном заключении указываются родственники потомков тех советских граждан, которые были убиты во время оккупации нашего региона, которая в среднем продлилась около 36 месяцев. Если говорить о современной территории Тверской области, то немцы заняли 16 районов: Андреапольский, Бельский, Жарковский, Западнодвинский, Зубцовский, Калининский, Конаковский, Нелидовский, Оленинский, Осташковский, Пеновский, Ржевский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский, Торопецкий. Все вышеперечисленные населенные пункты изменились до неузнаваемости: сожжены соцучреждения, разрушены дома, школы, фабрики и заводы, а в ямах то и дело находили сложенные десятки трупов граждан Калининской области, ужасно изувеченных: у многих оказывались завязаны глаза, вырезаны губы и отрезаны конечности, женщины были раздеты.
- 27 апреля 1942 года в трех ямах на территории Пролетарского района Калинина обнаружено 67 трупов (из них 49 мужчин и 18 женщин). Трупы были набросаны в яму в хаотическом порядке без соблюдения элементарных правил захоронения. У всех трупов раздроблены черепные коробки, мягкие ткани лица размозжены, выбиты зубы. У 42 умерших руки связаны назад электропроводом и веревками, у 12 - затянуты на шеях петли из красноармейских обмоток и полотенец, у двух женских трупов завязаны рты косынками. У большинства трупов отсутствует обувь, - зачитывает судья обвинительное заключение.
Во время судебного слушания прокурор Тверской области Максим Жук привел несколько выдержек из официальных документов, которые хранят память очевидцев о том, что творили фашисты на тверской земле.
Массированные бомбардировки и целенаправленные убийства
Потери в Калининской области начались еще до прихода фашистов в западные районы – немецкая авиация целенаправленно уничтожала мирных граждан, сбрасывая бомбы на школы (как в Бежецком районе), или же били по площадям, как в Горицах: 22 октября 1941 года немецкий летчик низко пролетел над площадью в обеденное время (когда там было больше всего людей) и сбросил несколько бомб. В результате атаки убито 24 человека, а 27 получили тяжелые травмы.
Таким же образом, в октябре 1941 года уничтожался и Торжок: фашисты бомбили больницы, историческую часть города, который стал превращаться в пепел и развалины. На Торжок было проведено 1810 вылетов, сброшено около 2 200 фугасных и зажигательных бомб. Из-за авиаобстрелов в городе погибло не меньше 500 граждан. На Вышний Волочек, согласно данным от городской комиссии, было сброшено 15 500 килограммов фугасных бомб. Убиты десятки, еще больше оказались ранены. Пострадал и сам Калинин – немцы громили и жгли крупные фабрики, в том числе и вагонзавод, швейную, ткацкую и ситцевую фабрики, трамваи, театры, школы, больницы…Ранее свидетель оккупации Калинина рассказал нам о том, как видел полыхающий город и что ему пришлось пережить.
Но и это не все: во время отступления из Калинина немцы старались взорвать и сжечь как можно больше домов и зданий:
- Всего по городу разрушено и приведено в непригодное для жилья состояние 7700 зданий с объемом 4 880 000 квадратных метров из общего фонда жилья в 8 650 000 квадратных метров, имевшегося до оккупации. Разрушены и выведены из строя: водопроводная сеть протяженностью 47,1 километра, водонапорная башня с резервуарами, насосные станции 1-го и 2-го подъема, домовые присоединения; канализационная сеть протяженностью 34,8 километров с насосными станциями и очистными сооружениями, - зачитывает судья.
Чем дольше немцы находились на нашей земле, тем более страшные вещи они вытворяли. Во время оккупации Ржева на центральной площади, где был памятник Ленину, фашисты установили виселицу, где десятками вешали невиновных ни в чем людей. Если в городе до войны было 55 тысяч человек, то в день освобождения эта цифра составила…200 выживших в страшных муках. Многие из этих людей остались инвалидами, да и сам город, можно сказать, был лишен трудоспособности – количество строений сократилось практически в 10 раз.
Мучительные смерти и трупы на каждой улице
Как гласят официальные документы от горкомиссии Ржева, дом за домом, улица за улицей только открывали всю правду о том, что пережили люди: после освобождения города везде находили десятки зверски убитых людей, изнасилованных женщин, даже застреленных младенцев.
Очевидцы вспоминают, что на Советской площади в Ржеве фашисты повесили на памятник Ленину одного из партизан, а также сопроводили это словами на немецком. В Ржевском районе сжигались больницы, а их пациентов выгоняли на улицы. Здесь также были и массовые расстрелы, тела убитых просто сжигали на общем костре. Только в Ржевском районе убитыми числятся 8 779 граждан, из которых повешено или сожжено 796 человек, а от авиаобстрелов погибло 1274 гражданина. Остальные умерли от голода или были угнаны в рабство.
Немецкие зверства продолжались во всех оккупированных территориях. Так, в суде зачитывают показания очевидца, который вспоминает, как больше трех тысяч человек (детей, женщин и стариков) были согнаны и направлены в деревню Максимовское в Калининском районе во время вынужденного отступления армии Гитлера. Самое бесчеловечное здесь то, что немцы использовали их лишь как прикрытие от приближающейся Красной армии.
- Обстрел продолжался 40 минут. Свыше 150 человек пало на Котовском поле. На каждом шагу валялись убитые женщины, лежали маленькие окоченелые трупики, - читает показания судья.
Там же, в Калининском районе, мать троих детей из села Семеновское фашисты подвергли немыслимым пыткам: она была беременной на последней стадии, а эсэсовцы лишили ее возможность сопротивляться и изнасиловали, а потом убили, высверлив груди. То, в каком состоянии находили и других людей, мы не будем перечислять вам из этических соображений.
- В селе Ксты 9 января 1942 года немцы собрали в одно помещение всех оставшихся тут жителей. Когда все собрались, прежде начали вызывать мужчин и подростков, их отводили в сарай, откуда не возвращались, потом начали вызывать женщин, обыскивают и ведут также в сарай, потом очередь дошла и до меня, обыскали и повели. Я никогда не думала, что меня расстреляют, но, когда меня привели в сарай, я все поняла. Я увидела груду трупов и поняла в чем дело. Когда меня ранили в ухо, я упала. После меня расстреляли женщину с грудным ребенком, убитую посыпали каким-то порошком, потом подожгли сарай, моя одежда тоже загорелась. Детей расстреляли в другом сарае. Когда я увидела, что рядом никого нет, решила ползти – заметят - пристрелят, но мне удалось доползти до леса и уйти, - зачитывают в суде показания выжившей женщины, которая потеряла в тот день почти всю родню.
Согласно официальным свидетельствам, фашисты никакого сострадания не испытывали ни к детям, ни к старикам. Ни даже к больным – так, заняв психиатрическую больницу имени Литвинова Калининского района Калининской области, они выгнали из нее пациентов, которых жестоко расстреляли – практиковали меткость, так сказать. Но оставшихся в лечебном учреждении ждала еще более страшная участь.
- Многие больные не хотели уходить из больницы, возвращались обратно. Остальная часть больных, оставшихся в больнице в количестве около 600 человек, были отравлены к установленному сроку. Вначале отравление производилось наркотическими и снотворными средствами, а затем перешли к воздушной эмболии. Трое слабых больных были одним немцем приколоты штыком, - озвучивают в суде очередные свидетельские показания.
Большая часть изголодавших, измученных жителей Калинина и Калининской области, которая еще худо-бедно оставалась в живых, работала на фашистов по 18 часов в день за 200 граммов хлеба из березовых опилок, половник баланды…Страшные условия "труда" убивали население большими темпами.
Все перечисленное выше – лишь выдержки из громкого процесса о признании действий фашистов на территории Калининской (ныне Тверской) области геноцидом. Очередные слушания начинаются вновь в Тверском областном суде, и иные свидетели тех страшных событий расскажут свои истории, пропитанные болью и ужасом.