В минувшие выходные, в ночь с 18 на 19 января, православные верующие отметили праздник Крещения Господня. Многие по традиции окунулись в крещенскую купель. Чтобы все прошло организованно и безопасно, в каждом муниципалитете нашего региона были оборудованы специальные купели, возле которых дежурили медики и спасатели. Кстати, правильно купель называется «иордань» в честь священной реки, где принял крещение Иисус Христос.
В столице Верхневолжья единственное согласованное место находится на набережной Афанасия Никитина. Там заблаговременно построили длинный деревянный спуск к воде и площадку с перилами. На берегу установили палатки, где можно было переодеться и выпить чаю. Сама купель, оказывается, «многоразовая». Она прямоугольной формы, каркас сварен из стального профиля и обшит деревом, которое в этом году полностью заменили. В целях безопасности по периметру на глубину 60 сантиметров вбита 21 свая, а еще четыре крепят купель изнутри. Сваи служат не только устойчивости, они также препятствуют возможному «ускользанию» окунающихся за пределы безопасной зоны.
Несмотря на сырую ветреную погоду и почти полное отсутствие льда, окунуться пришли десятки и даже сотни горожан. Событие, выражаясь языком спасателей и полицейских, прошло в штатном режиме: никто не упал, не ударился, не переохладился, все вели себя максимально прилично.
Здесь стоит отметить, что церковь уделяет этому приличию гораздо большее внимание, нежели самому факту окунания в речные воды. Главный смысл ритуала - в смирении и раскаянии. Это шаг на пути к духовному очищению, а не лихая бравада. Именно поэтому «селфи» у купели являются полной противоположностью идеалам крещенского окунания. Более того, библейский канон указывает на Крещение как на начало самых суровых испытаний, которые претерпел Христос.
Именно на этот аспект указал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий во время проповеди в Спасо-Преображенском соборе: «Крещение Господне — это уже решительное начало Его пути к Голгофе. Здесь, у берегов Иордана, Он ясно заявляет: «Я разделю с вами всю вашу судьбу, даже самую темную ее сторону, чтобы за Собою вывести вас на свет». И эти воды становятся прообразом грядущего погружения во тьму Гефсиманского сада, в боль крестной смерти и в бездну ада — всего того, что Христос пройдет ради человека уже после Крещения».