Синим автобусам пять лет: как рождался «Транспорт Верхневолжья»

Синим автобусам пять лет: как рождался «Транспорт Верхневолжья»
Фото: ПТО

"Транспорту Верхневолжья" исполнилось пять лет. Пять лет назад легальный, цивилизованный перевозчик положил конец дикой конкуренции маршруток. Так и хочется воскликнуть: уже столько времени прошло?! К хорошему, правда, быстро привыкаешь. Словно отпустила ноющая боль, и каждая минута не кажется вечностью, как бывало в адских маршруточных бричках, где пассажиры гнулись в три погибели, давили друг друга, а иногда вовсе вылетали сквозь лобовое стекло.

Путь к цивилизации был труден и тернист, «Транспорт Верхневолжья» рождался в муках. И, что важно, у него есть вполне конкретный отец-администратор, это глава нашего региона Игорь Руденя. Стоит признать, что самого факта разгона существовавшей в те времена транспортной мафии уже достаточно, чтобы войти в историю Верхневолжья. Но обо всем по порядку.

Ему не верили

В 2017 году, когда недавно избранный губернатор озвучил стратегическую цель - сделать пассажирские перевозки полностью муниципальными, никто просто не поверил. Над инициативой втихую посмеивались нечистоплотные чиновники, в прошлом наблюдавшие ряд подобных попыток. Маршруточное лобби неизменно продавливало свои интересы, чему немало способствовали теневые финансовые потоки. За проезд передавали наличкой, куда деньги шли потом, можно только догадываться. Уж точно не на ремонт подвижного состава. Плачевное, социально опасное состояние микроавтобусов было общим местом, даже пресса не особенно писала, ведь все и так были в курсе.

Здесь нужно подчеркнуть, что схема маршруточных перевозок, появившаяся в 90-х как полулегальная, в таком качестве и развивалась. Контроль был, мягко говоря, затруднен. Уже в конце 2010-х, буквально «в наше время», инспекционную группу городской администрации на конечных остановках гоняли бейсбольными битами. Это многое говорит об уровне бизнеса и его социальном облике. На тех же конечных остановках всегда можно было найти россыпь инсулиновых шприцов, зеленые пакетики и прочий колорит. Водители нередко спали в вагончиках, работали по 12-15 часов, чтобы выполнить план и заработать сверху. Дорожная культура носила соответствующий оттенок, это гонки между конкурентами, подрезание других автомобилей, конфликты и регулярные поломки посреди дороги. Именно маршрутки были одной из главных причин заторов и пробок на тверских улицах. Здесь интересен неочевидный момент. Изначально Тверь проектировалась как город с развитым общественным транспортом, в советские годы никто и представить не мог, что у населения будет такое число личных автомобилей. Эпоха развитого потребления показала, как одна сломанная машина парализует целое уличное направление.

Да, сейчас тоже нелегко, и, где возможно, расширяются проезды, строятся путепроводы, все с нетерпением ждут открытия Западного моста. Но важно понимать, что, не приди в нашу жизнь «Транспорт Верхневолжья», мы бы наблюдали настоящий дорожный коллапс, учитывая динамику автокредитования.

Тверская оппозиция

Наступлению цивилизации, как могли, мешали ангажированные чиновники, «общественники» и прочие интересанты, радостно принимавшие денежные «котлеты». Едва проходил слух, что маршрутки собираются как-то регулировать, из медийных щелей выпрыгивали всевозможные НКО и борцы за права бизнеса. Либеральные издания разражались истеричными статьями: «Караул, предпринимателей душат!». Сами предприниматели в это время увлеченно жгли друг другу машины в попытках перекроить рынок. Каждый наскок на сферу перевозок заканчивался тихим откатом, в лучшем случае - постыдной профанацией. Наверняка читатели помнят, как одно время в маршрутках появились рулончики билетов на проволоке. Можно было отмотать себе, сколько позволяет совесть. Впрочем, этого никто не делал, ведь контролеров в салонах отродясь не видели. По этому поводу журналисты поделились забавной историей. Ехала в тверской маршрутке тверская же поэтесса и пришла ей в голову удачная рифма. Девушка достала блокнотик и начала записывать, а когда подняла голову, с удивлением обнаружила: испуганный водитель наугад кромсал билетную ленту и раздавал пассажирам. Он подумал, что пассажирка с блокнотом что-то проверяет. Надо сказать, регулярные жалобы друг на друга были неотъемлемой частью маршруточной «экосистемы» и способом насолить конкуренту. Но когда надо, гильдия выступала дружной гурьбой, грозя всеобщей забастовкой. Так было накануне запуска новой транспортной модели 3 февраля 2020 года. На тот момент уже было ясно, что теневой бизнес не способен нанести решающий удар, скорее, это была предсмертная судорога.

Государственная политика

Сегодня мы однозначно можем сказать, каким стратегически выверенным решением было возвращение сферы пассажирских перевозок под эгиду государства. Здесь прослеживаются определенные параллели с тверской энергетикой, которую глава региона вырывал из цепких щупалец финансовых групп. Пассажирские перевозки и энергетика - основа жизни современных городов, их владельцы способны оказать мощное давление на граждан. «Отключив» базовые городские сервисы буквально по щелчку пальцев, можно поднять волну народного недовольства. Часть тогдашних бенефициаров «Тверской генерации» сейчас находятся в Лондоне и готовы на любые действия под диктовку евробюрократов. Страшно представить, если бы у недружественной западной коалиции в руках был главный вентиль тверского отопления. То же самое касается транспорта: достаточно подкупить или запугать главных перевозчиков, чтобы посеять хаос, сорвать производственные графики заводов и предприятий. В этом свете тверская транспортная реформа - это не только улучшение сервиса и рабочие места для коренного населения, это важная часть высшей государственной политики по укреплению суверенитета. Здесь наш регион вновь выступил флагманом и первопроходцем, как бывало с другими важными начинаниями. Новую транспортную модель представили президенту Владимиру Путину в числе лучших региональных практик, и он ее по достоинству оценил. С тех пор к нам приезжали эксперты из разных регионов, чтобы набираться опыта, а потом внедрять наработки на своих территориях.

Итоги пятилетки

С чем же «Транспорт Верхневолжья» подошел к своему юбилею? За это время пассажиры совершили в автобусах во всех округах, где внедрена эта транспортная модель, 467,8 миллиона поездок. На сегодняшний день синие автобусы возят людей в семи муниципалитетах: Твери, Калининском, Ржевском, Кимрском, Конаковском, Старицком и Зубцовском округах, там проживает более половины всего населения региона. Тверскую область обслуживают 618 автобусов, которые каждый день выходят на 229 маршрутов.

Доступно несколько способов безналичной оплаты проезда: транспортная карта «Волга», банковская карта, социальная карта жителя Тверской области, мобильное приложение «Волга» и QR-код, размещенный прямо в автобусе, оплата через Bluetooth.

Мобильное приложение «Волга» показывает маршруты и движение автобусов в реальном времени. Автобусы регулярно моют, в пандемию коронавируса их салоны несколько раз в день дезинфицировали. Внутри есть кондиционеры, электронные табло, пандусы для маломобильных граждан. Кроме того, и это важно, автобусы низкопольные. Разве можно было зайти в маршрутку с детской коляской? А в синий автобус можно. «Транспорт Верхневолжья» за равноправие, сейчас на предприятии трудятся 63 женщины-водителя. Недавно всем водителям повысили зарплаты. Также Верхневолжское АТП сотрудничает с Тверским колледжем транспорта и сервиса в части практической подготовки обучающихся. После выпуска многие ребята идут работать на предприятие, получают все положенные социальные гарантии – медосмотры, отпуска, льготные путевки для детей, обеспечение формой, спортивный зал. Трудно представить нечто подобное в «профсоюзе» маршруток.

Разумеется, мы бесконечно далеки от того, чтобы считать существующую транспортную модель идеальной. Есть к синим автобусам вполне обоснованные претензии по части интервалов движения, но жители города, по крайней мере, будут услышаны на горячей линии, а раньше жаловаться было просто некуда.

Тариф на проезд по городу сохранен на уровне 30 рублей. Коалиция маршрутчиков, напомним, еще в 2018 году требовала установить ценник 32-35 рублей за поездку. Владельцы микроавтобусов потрясали экономическими обоснованиями, в которых доказывалось, что за меньшую сумму пассажиров возить ну совсем нерентабельно. Плач по упущенной выгоде иногда принимал формы, напоминающие шантаж. Если областная власть не согласует повышение, все уйдут с маршрутов, горожане не смогут добраться на работу, город встанет. Теперь мы знаем, что есть лучшая альтернатива.

«Транспорт Верхневолжья» рождался в сложной атмосфере, с трудом, вопреки, преодолевая сильнейшее сопротивление. В него не верили, на площадках ныне запрещенных соцсетей зубоскалила тверская оппозиция. Но все получилось, и сегодня мы пользуемся этим благом цивилизации, с легкостью позабыв дорожную анархию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру