Почти год назад, 12 марта 2024 года под Иваново потерпел крушение Ил-76. На борту воздушного судна находилось, по данным мэра Оренбурга, 16 человек, среди них девять тверских летчиков, пятеро из Оренбургской и двое из Ивановской областей. Все они трагически погибли. Герои под командованием выпускника Тверского Суворовского училища Сергея Свешникова увели самолет от деревни Подталицы, не допустили гибели невинных людей. Ценой своей жизни. В День защитника Отечества мы расскажем о том, как тверские летчики совершили самый настоящий подвиг.
В качестве предварительной причины трагедии, как и в случае с крушением Ил-76 под Рязанью в 2022 году, было названо возгорание двигателя во время полета (то есть речь шла о технической неисправности).
Ил-76, уведенный летчиками от расположенных рядом деревень, упал недалеко от кладбища села Богородское, где находится аэродром "Северный". Пилоты успели доложить о пожаре в четвертом двигателе и летящих из него лопатках, на этом все оборвалось. Как стало понятно позже, из-за полученных повреждений часть коммуникаций пришла в негодность, и поэтому даже с тремя работающими двигателями Ил-76 не смог сесть.
Почему экипаж принял такое непростое решение и перед катастрофой сделал все, чтобы увести самолет подальше от населенных пунктов? Кто-то скажет, что это – его долг и обязанность, но мы попытались найти ответ в другом – в биографиях и жизненных принципах летчиков, которые совершили героический поступок. Какими они были? Ответить на этот вопрос мог только тот, кто лично знал героев. Мы долго искали такого человека, в итоге с нашей редакцией согласился поговорить друг и сослуживец погибших, чье имя мы решили не раскрывать. Наш разговор был камерным, без статистики, сухих фактов и рассуждений об оперативных задачах: собеседник вспоминал своих друзей, ушедших 12 марта 2024 года.
В тот день на борту 551 находился командир воздушного судна Сергей Свешников, помощники командира Сиевуш Давлятов и Данила Якушин, штурман Денис Онуфриенко, бортинженеры Даниил Гаранжа и Георгий Левашов, борттехник Руслан Очкасов, старший воздушный радист Виктор Бейнорас и старший воздушный стрелок Евгений Валидуда.
Грелись салом и смотрели на облака
Наш собеседник практически ежедневно работает допоздна, и "выловить" для разговора его не так просто. Несмотря на усталость после дежурства, желание поделиться воспоминаниями о тех, кого он считал своей семьей, перевесило.
Включаю диктофон. Собираюсь с мыслями, впереди – долгий ночной разговор.
- Все они были компанейскими. Вот так вот нам повезло – все общались друг с другом. Общий язык нашли за два дня, и стали как семья, - улыбается собеседник. - В принципе, самолет - это и есть мини-семья, в которой все поддерживают друг друга. Если вместе – то уж вместе до конца.
Сослуживец вспоминает, как грелись салом (сало действительно согревает, особенно если учесть температуру внутри воздушного судна – ред.), смотрели на облака и много разговаривали. Почти со всеми членами экипажа он познакомился уже во время службы, но одного знал еще со времен учебы. Речь о лейтенанте, помощнике командира Сиевуше Давлятове, или просто Севе, как его звали друзья и близкие.

Давлятов родился в Бежецке, после расформирования воинской части вместе с семьей переехал в Тверь, где продолжил службу его отец, а потом уже начал и сам Сева. Во время учебы он и познакомился с нашим собеседником. Потом выяснилось: оба хотят летать, оба любят самолеты.
- Он много участвовал во внеучебной деятельности – в концертах и прочем. На одной из "Студенческих весен", помню, Сева сыграл доброго персонажа, а темой были «Звездные войны».
- И каким же персонажем «Звездных войны» он был?
- Собой, - смеется собеседник. - Сева по жизни был отзывчивым, простым, добрым парнем, если нужна помощь – то он в первых рядах. Мы сошлись с ним характерами. Он очень хорошо пел, играл на гитаре. Кстати, всегда брал ее с собой: играл и в университете, и в воинской части, и даже в самолете.
Позже Давлятов отправился учиться на пилота в Краснодарское училище.
- А я получил образование, и с Севой мы встретились только в мае 2023 года в Иваново.
Это случилось через пять лет после выпуска.
- Мы поговорили, он хотел вернуться в Тверь. И действительно, его почти сразу распределили в родную область, было это поздней осенью прошлого года. То есть, пролетал он совсем недолго…

"Любые ошибки исключались"
В последний раз своих товарищей наш собеседник увидел за несколько дней до трагедии.
- Когда люди слышат о Свешникове (майор, командир Ил-76 Сергей Свешников был выпускником Суворовского училища, награжден медалью Нестерова – ред.), все говорят в один голос: "Хороший мужик". Очень серьезный и ответственный человек. Опыта у него намного больше, чем у большинства командиров сейчас, и он продолжает…то есть продолжал летать, - запинается собеседник. - Однажды он попал под ледяной дождь, в корпус ударила молния, но Свешников смог посадить самолет с двумя работающими двигателями - таких случаев буквально единицы. Дело было около 10 лет назад, тогда он летал еще на "двенадцатом" (Ан-12 – ред.). Кстати, на нем он летал довольно долго, но потом переучился на Ил-76.

При этом, вспоминает военный, Свешников был не просто ответственным командиром и профессионалом, был еще и хорошим руководителем. Всегда переживал за своих и заботился об экипаже.
- Если он сказал, что нужно отдохнуть и лететь пока нельзя, то добивался этого для экипажа. Обычно командиры просто исполняют приказ, а Свешников всегда был горой за своих. При этом требовательно относился к безопасности и деталям, не вылетал без совершения всех формальностей. Любые ошибки исключались – даже сажал самолет он так спокойно и четко…
Обучал он помощников также спокойно, грамотно, если видел, что не понимают, говорил: "Так, давай заново". Сдержанно отвечал даже на глупые вопросы, никогда не срывался.
С другими летчиками из экипажа наш собеседник общался меньше, но достаточно, чтобы убедиться: все они были добрыми, душевными, готовыми прийти на помощь людьми и товарищами. А еще профессионалами высочайшего класса.
- У нас весь экипаж тогда получился дружный. Время проводили вместе не только в полете, но и в командировках, да и в Твери… Вот, к примеру, Данька Якушин был отзывчивым очень и добрым. Женька Валидуда – самым веселым, парнем с "золотыми руками". На барабанах играл, по дереву работал. Все время чем-то был занят. В тот день, 12 марта, была его первая командировка за долгое время... Да и Денис Онуфриенко, несмотря на свой опыт, тоже был человеком простым и веселым. Подойди по любому вопросу - все объяснит и расскажет. Руслан Очкасов такой же: к нему всегда можно было подойти за советом. Рассказывали, что он как-то отмечал свой День рождения с экипажем: менял колеса, одно за другим, и беседовал о жизни. Там же был и дядя Витя (Виктор Бейнорас – ред.)
- Почему Дядя Витя?
- Его все так называли, наверное, из-за усов. Вообще, в армии это запрещено, но когда человек служит столько лет, когда он из легендарной "старой гвардии"… Дядя Витя был веселым, очень хорошо помню его слегка окающий говор. Любил и пошутить, и поговорить, и покушать.

Георгий Левашов, с горечью вспоминает наш собеседник, незадолго до роковой даты говорил, что очень уж хочет снова отправиться в полет. В то утро он скинул друзьям пару роликов из соцсетей и вышел офлайн. Как оказалось, навсегда.
20 секунд до полосы
Итак, 11 марта члены экипажа оказались в том составе, в котором на следующий день, выполняя рейс из Иваново, они все погибнут.
- В тот день я был на работе. Потом вдруг понеслась новость: «Упал самолет Свешникова». Никто ничего не знает, не говорит. Я сразу начал звонить Севе, почему-то позвонил именно ему… Никто не ответил.
На кадрах, которые появились потом в интернете, видно, как двигатель Ил-76 после взлета загорается, но потом экипаж, судя по всему, включает систему пожаротушения. Поначалу кажется, что двигатель потух, но потом пламя вырывается снова.

- Я уверен, они сделали все правильно – летчики были очень опытные. Экипаж не мог эвакуироваться из-за того, что в самолете были пассажиры. Свешников никогда бы не пошел на эвакуацию, ведь тогда не управляемый никем самолет мог упасть на жилые дома, пострадали бы невинные люди. И они остались, начали уводить самолет. До полосы не хватило каких-то 20 секунд.
Летчики спасли граждан, живших в это время на земле своей жизнью и не ведавших, какая трагедия происходит в небе, ценой собственной жизни, и это было единственно верным, пусть и крайне трагичным, решением для того дружного экипажа, каким он останется навсегда. Такими тверских летчиков и запомнят: отважными, добрыми, смелыми, отличными профессионалами. Проститься с ними пришли сотни, если не тысячи человек.
- В день прощания я был в зале и вдруг увидел… живого Свешникова. Помню, замер, а из глаз хлынули слезы. Это оказался его брат-близнец. Осознать это было очень тяжело, так они похожи, - вспоминает 29 марта 2024 года мой собеседник.

Спустя месяц после трагедии командиру воздушного судна Сергею Свешникову было присвоено звание Героя России, его именем назвали кадетскую роту школы №4 в Твери. Других членов экипажа удостоили Орденами Мужества посмертно.
Как дальше будет складываться жизнь? Жизнь, говорит наш собеседник – она продолжается, она в исполнении долга, выполнении своей привычной работы. Ведь если все будут бояться, то кто же будет летать и защищать свою страну?